об обязании установить локальную систему оповещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 октября 2011 г.                                   г. Иркутск

Ленинский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Касьяновой Н.И.

при секретаре Верхозиной И.М.

с участием прокурора Слинковой Н.А., действующей на основании прав по должности, представителя ответчика Лузгиной Т.Ю., действующей на основании доверенности от 12.01.2011 года с полным объемом прав сроком действия по 31.12.2011 г., представителя ГУ МЧС РФ по Иркутской области Есенкова В.Ю., действующего на основании доверенности от 03.08.2011 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2047-2011 по иску прокурора Ленинского района г.Иркутска в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Научно-производственная Корпорация «Иркут» о понуждении установить локальную систему оповещения

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Иркутска в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Научно-производственная Корпорация «Иркут» о понуждении установить локальную систему оповещения. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ОАО «НПК «Иркут» имеется запас ГСМ, лакокрасочных материалов, взрывчатых веществ и топлива (бензин, керосин, солярное масло, смазочное масло, каменный уголь, топочный мазут), а также запас аварийно химически опасных веществ, используемых в производстве (хлор, аммиак, цианистый калий). Не смотря на то, что ответчик относится к категории опасных производственных объектов, на указанном предприятии отсутствует локальная система оповещения, что подтверждается соответствующей информацией ГУ МЧС России по Иркутской области. Отсутствие локальной системы оповещения является нарушением ст. 10 гл 111 ФЗ от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасного производственного объекта», п.8 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства от 26.11.2007 года №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ», п.47 приказа МЧС РФ от 28.02.2003 года №105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения». В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров-Правительства РФ от 01.03.1993 года №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» радиус зоны действия локальной системы оповещения в районах размещения химически опасных объектов составляет 2,5 км вокруг объектов. Отсутствие локальной системы оповещения в ОАО «НПК «Иркут» затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку последствия аварий могут выходить за пределы предприятия и создать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Просил суд обязать ОАО «НПК «Иркут» установить локальную систему оповещения с зоной действия оповещения в радиусе до 2,5 км вокруг размещения химически опасного объекта, обязать ответчика произвести техническое и программное сопряжение с муниципальной системой оповещения.

В судебном заседании прокурор Слинкова Н.А. предъявленные требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Лузгина Т.Ю. в судебном заседании предъявленные требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, указав, что установка ЛСО - это затратное мероприятие, рассчитано на три года, в связи с чем Лузгина Т.Ю. просила отразить в решение суда сроки установки ЛСО до 2014г.

Представитель третьего лица Есенков В.Ю. в судебном заседании с предъявленными требованиями согласился, суду пояснил, что в настоящее время определенная работа по установке ЛСО в ОАО «НПК «Иркут» проводится, однако действительно сроки завершения работы составляют не менее трех лет.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасного производственного объекта» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Согласно п.п. «а, б, в, г» п. 1 Приложения № 1, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся вещества, окисляющие вещества, горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; взрывчатые вещества.

Судом установлено, что согласно Паспорта безопасности объекта ИАЗ-филиала ОАО «Корпорация «Иркут», утвержденного генеральным директором предприятия Ковальковым А.А. *** и согласованного с начальником ГУ МЧС России по *** ***, на предприятии имеется запас ГСМ, лакокрасочных материалов, взрывчатых веществ и топлива (бензин, керосин, солярное масло, смазочное масло, каменный уголь, топочный мазут), а также запас аварийно химически опасных веществ, используемых в производстве (хлор, аммиак, цианистый натрий).

Таким образом, с учетом требований ст. 2 ФЗ от 21.07.1997г. № 116-ФЗ, ОАО «НПК «Иркут» является опасным производственным объектом. Данное обстоятельство ответчиком не оспорено.

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 14 ФЗ от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.

В соответствии со ст. 10 ФЗ от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасного производственного объекта» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

В силу п. 8 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного Постановлением Правительства от 26.11.2007г. № 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обучением населения в области гражданской обороны, является, в том числе, создание локальных систем оповещения.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета министров - Правительства РФ от 01.03.1993г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» радиус зоны действия локальной системы оповещения в районах размещения химически опасных объектов составляет 2,5 км. вокруг объектов.

Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по ***, в рамках проводимой совместной проверки с *** по вопросу соблюдения законодательства в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ОАО «НПК «Иркут», выявлены ряд нарушений, в том числе нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - отсутствие локальной системы оповещения.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, учитывая нарушения ОАО «НПК «Иркут» вышеуказанных требований пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выразившиеся в отсутствие локальной системы оповещения, что ответчиком не оспорено, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Ленинского района г. Иркутска о понуждении установить локальную систему оповещения с зоной действия в радиусе 2,5 км. вокруг размещения химически опасного объекта.

В соответствии с Методическими рекомендациями «По созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения», утвержденными Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ***, при создании локальных систем оповещения необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.

Таким образом, исковые требования прокурора Ленинского района г. Иркутска о понуждении произвести техническое и программное сопряжение с муниципальной системой оповещения правомерны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В судебном заседании представитель ответчика просила суд установить срок исполнения решения суда не ранее 2014 года, учитывая затратность данных мероприятий, необходимость привлечения подрядных организаций, заказа оборудования на предприятиях, находящихся за пределами Иркутской области, сезонность установки оборудования и т.д.

Заслуживают внимания доводы ОАО «НПК «Иркут» по осуществлению с 2010г. следующих мероприятий по созданию локальной системы оповещения.

*** между ОАО «Корпорация «Иркут» и ООО «***» заключен договор ***/*** на разработку научно-технической продукции, со сметной стоимостью ***. Предметом данного договора является разработка технического задания на создание изделия «Локальная система оповещения ИАЗ-филиала ОАО «НПК «Иркут», разработка технического проекта ЛСО на основе технического задания, разработка проектной документации на ЛСО, а также согласование и экспертиза проектно-сметной документации с ГО и ЧС по ***. В настоящее время договор исполнен, ОАО «Корпорация «Иркут» имеет рабочий проект ЛСО ИАЗ - филиал ОАО «НПК «Иркут», прошедший государственную экспертизу в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности» МЧС России по ***.

Окончательная сдача ЛСО в промышленную эксплуатацию, согласно графику проведения строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, рассчитана до 2015г. Длительный срок обусловлен рядом причин: ЛСО представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи, в связи с чем работы будут производиться в рамках ее создания, объемные и технически сложные в своем исполнении; поскольку ЛСО будет охватывать полностью территорию ОАО «Корпорация «Иркут», проект разделен на 12 сметных расчетов, для его исполнения ОАО «Корпорация «Иркут» необходимо привлечь несколько подрядных организаций; цена проекта создания ЛСО на территории ОАО «НПК «Иркут» составляет ***.

В подтверждение вышеуказанных доводов по ходатайству представителя ответчика Лузгиной Т.Ю. в судебном заседании допрошены свидетели ***, ***

Так, свидетель *** пояснил, что работает в должности помощника генерального директора по ГО в ИАЗ. Локальная система оповещения - это оповещение персонала завода и населения о возникновении или угрозе возникновения каких-либо чрезвычайных происшествий техногенного характера. Система оповещения имеет два уровня: первый внутри здания, второй на территории завода вне предприятия. В организации будет создано три пункта управления, будут охвачены все помещения цехов. Работа по созданию ЛСО началась после землетрясения в 2008г. На 2011г. спланировано создание проекта ЛСО, оплачено, согласовано с МЧС. Своими силами ОАО «Корпорация «Иркут» работу не сделает, необходимо привлекать подрядные организации, в связи с чем создана рабочая группа ЛСО. Реальный срок для установления ЛСО - 3 года, то есть до 2014г. Сначала необходимо оплатить работы, услуги, оборудование, затем будет поступать оборудование, его необходимо получить, установить. Территория завода составляет 400 га, общая стоимость проекта около ***. Также работа носит сезонный характер, поскольку оптику в зимнее время прокладывать нельзя. Даже при хорошем финансировании необходимо три года для установления ЛСО.

Свидетель *** пояснил, что работает в должности заместителя начальника отдела связи в ИАЗ. Для установления ЛСО необходимо минимум три года. Данные сроки обусловлены следующим: установка ЛСО охватывает всю территорию завода, весь Иркутск-2, территорию Узловой, зона достаточно большая. Согласно плану, первый год - закупка оборудования, установка оборудования на основных точках, внешнее оповещение; второй год - внутреннее оповещение; третий год - завершение внутреннего оповещения и сдача проекта. В процессе установки будут привлекаться подрядные организации, возникнут проблемы при поставке оборудования, так как оборудование заводы делают на заказ, с момента оплаты проходит 3-5 месяцев. В г. Иркутске производственного оборудования нет, для монтажа оборудования придется привлекать специалистов из Москвы.

У суда не имеется оснований не доверять показаниям свидетелей, т.к. суд не усматривает их личной заинтересованности в исходе дела.

Таким образом, учитывая показания свидетелей ***, ***, представленные ОАО «НПК «Иркут» письменные доказательства в обоснование вышеуказанных доводов, принимая во внимание организационные, технические аспекты по созданию локальной системы оповещения, объем работы, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда - в течении трех лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором Ленинского района г.Иркутска исковых требований о понуждении установить локальную систему оповещения с зоной действия в радиусе до 2,5 км., произвести техническое и программное сопряжение с муниципальной системой оповещения с установлением срока исполнения решения суда в течение 3-х лет с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Государственная пошлина по настоящему иску, согласно ст. 333.19 НК РФ, составляет *** руб. и в силу требований ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию с ответчика в федеральный бюджет.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Научно-Производственная Корпорация «Иркут» установить локальную систему оповещения с зоной действия оповещения в радиусе до 2,5 км вокруг размещения химически опасного объекта. Обязать ответчика произвести техническое и программное сопряжение с муниципальной системой оповещения.

Установить срок исполнения решения суда- в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ответчика в доход бюджета госпошлину в сумме *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья                                                                                                             

Решение вступило в законную силу:

Копия верна:

Судья                                                   Н.И.Касьянова

Секретарь суда

Дата заверения копии:

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №2-2047-11.