РЕШЕНИЕ 01 сентября 2011 года город Иркутск Ленинский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Долбня В.А., при секретаре судебного заседания Хамнуевой Ю.Л., с участием прокурора Аксаментовой О.С., представителя ответчика Мотык О.А., представителя третьего лица Мамоновой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1937/11 по иску прокурора г.Иркутска к обществу с ограниченной ответственностью «Иркутский Вторчермет» о понуждении разработки проекта санитарно-защитной зоны предприятия, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Иркутска обратился в суд с иском к ООО «Иркутский Вторчермет» о понуждении разработки проекта санитарно-защитной зоны предприятия, ссылаясь на следующее. Прокуратурой города Иркутска в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия на территории города Иркутска выявлены нарушения в ООО «Иркутский Вторчермет» при осуществлении деятельности. Согласно п. 3.10. названных Правил в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования. В нарушение, требований санитарно-эпидемиологического законодательства ООО «Иркутский Вторчермет» не имеет проекта санитарно-защитной зоны. Деятельность ООО «Иркутский Вторчермет» без проекта организации санитарно-защитной зоны не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. На основании изложенного прокурор просил суд обязать ООО «Иркутский Вторчермет» разработать проект санитарно-защитной зоны и обеспечить его согласование в установленном порядке в 3-х месячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения. В судебном заседании прокурор Аксаментова О.С. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика ООО «Иркутский Вторчермет» по доверенности Мотык О.А. в судебном заседании исковые требования транспортного прокурора не признала, в суде пояснила, что у ответчика имеется санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора, которым установлено, что ООО «Иркутский Вторчермет» относиться в ІV классу. СанПиНом п. 2.1 для 4-го класса обязательная разработка проекта санитарно-защитной зоны предприятия не требуется. Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области по доверенности Мамонова Т.Н. иск прокурора поддержала, настаивала на удовлетворении исковых требований. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии со ст.ст.41, 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с принципами соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих санитарно эпидемиологический надзор должностных лиц, а также разрабатывать и проводить санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия. Согласно ч. 2 ст. 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. Судом достоверно установлено, что согласно протоколу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» № от 07.11.2006 года предприятие ООО «Иркутский Вторчермет» размещено на восьми промплощадках и осуществляет заготовку, переработку и реализацию лома черного металла. Источниками загрязнения атмосферного воздуха на предприятии являются: двигатели автотранпорта и спецтехники, металлообрабатывающие и деревоперерабатывающие станки, аппараты для резки металла. Указанным документом определено, что промышленные площадки ООО «Иркутский Вторчермет» относится в IV классу опасности. В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. Согласно п. 2.5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (далее - СанПиН) организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки. В силу п. 2.5 названных Правил в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Вместе с тем, в соответствии с Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.11.2010 года № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», санитарно-защитные зоны устанавливаются: - для вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов, находящихся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий, не имеющих аналогов на территории Российской Федерации, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека; - для действующих промышленных объектов и производств I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения; - для действующего объекта или производства в случае принятия решения Администрацией городского или сельского поселения, обращения руководителя (заказчика) указанного объекта с просьбой об установлении санитарно-защитной зоны. Постановлением мэра города Иркутска № 031-06-3302/9 от 05.10.2009 г. «О санитарно-защитных зонах промышленных предприятий г.Иркутска» в целях обеспечения экологической безопасности населения города Иркутска, стабилизации санитарно-эпидемиологической ситуации города, утвержден перечень промышленных объектов и производств, включающих стационарные источники выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитное излучение и др.), на территории г.Иркутска, которым рекомендовано разработать проекты санитарно-защитных зон, в данный перечень также включено ООО «Иркутский Вторчермет» (ответчик по делу). Представленный в судебное заседание представителем ответчика проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от 30.12.2006 г. не является проектом санитарно защитной зоны предприятия. При установленных обстоятельствах суд пришел к выводу, что деятельность ООО «Иркутский Вторчермет» без проекта организации санитарно-защитной зоны не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и находит требования прокурора об обязании ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны и обеспечить его согласование в 3-хмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения подлежащими удовлетворению, поскольку факт нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и данные нарушения не устранены ответчиком. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г.Иркутска удовлетворить полностью. Обязать ООО «Иркутский Вторчермет» разработать проект санитарно-защитной зоны и обеспечить его согласование в 3-хмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Судья: В. А. Долбня
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ