РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 05 октября 2011 года Ленинский районный суд г.Иркутска в составе судьи Хижаева Б.Ю., при секретаре Середкиной К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2538/11 по иску Васина А.Ю. к Администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, обязании устранения допущенных нарушений, предоставлении земельного участка бесплатно в собственность, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с иском к Администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, обязании устранения допущенных нарушений, предоставлении земельного участка бесплатно в собственность. В обоснование заявленных требований истцом указано, что на основании договора от 16.05.1996 г. он является собственником индивидуального жилого дома, площадью 50,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>, выданным 27.03.2009 года. Указанный жилой дом находится на земельном участке мерою 1091 кв.м., с кадастровым номером №, относящимся к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. В январе 2011 года он обратился в Администрацию г. Иркутска с заявлением о предоставлении вышеназванного участка земли в собственность, однако письмом председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку от 03.06.2011 года за № в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, отказано ввиду того, что по территории испрашиваемого земельного участка проходят красные лини. Поскольку в его единоличной собственности находится индивидуальный жилой дом, расположенный на земельном участке площадью 1091 кв.м. по адресу: <адрес>, находящемся в муниципальной собственности, ему принадлежит исключительное право на приобретение данного земельного участка в собственность. Что касается доводов Администрации г. Иркутска в письме от 03.06.2011 г. о том, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, что препятствует предоставлению его ему в собственность, то согласно п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В настоящее время на территории г. Иркутска действует Генеральный план города Иркутска 2007 года, при этом новые проекты планировки территории еще не утверждены. Соответственно, проект детальной планировки территории не может действовать в отрыве от Генерального плана. В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Поскольку ему как собственнику индивидуального жилого строения принадлежит исключительное право на предоставление в собственность спорного земельного участка, на котором это строение расположено, это право принадлежит только ему одному, при этом спорный земельный участок не изъят из оборота и не ограничен в нем, считает отказ Администрации г.Иркутска в предоставлении участка земли ему в собственность незаконным. В связи с чем, просит суд признать незаконным отказ Администрации города Иркутска в предоставлении в собственность Васина А.Ю. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1091 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, выраженный в письме от 03.06.2011 г. Обязать Администрацию города Иркутска устранить допущенные нарушения и предоставить в собственность Васину А.Ю, бесплатно земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1091 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В судебном заседании истец участия не принимал. Представитель Администрации г. Иркутска в судебном заседании не участвовал, уведомлен надлежаще. Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии с п.1, 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Как следует из п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В силу п.6 ст.36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст.29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п.7 ст. 36 ЗК РФ). Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> от 27.03.2009г. на основании договора купли-продажи от 16.05.1996г. Васин А.Ю, является собственником одноэтажного жилого дома, площадью 50,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка от 25.03.2011 г. № следует, что земельный участок по адресу: <адрес>, имеет кадастровый номер № (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 30.12.2010г.), площадь земельного участка составляет 1091+/-4 кв.м., разрешенное использование: под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. В соответствии со ст.27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Перечень изъятых из оборота земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности объектами указан в п.4 ст. 27 Земельного кодекса РФ. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности ограниченные в обороте указаны в п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ. В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Согласно п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов, зараженных опасными веществами и подвергающихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, подъезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Васин А.Ю. обратился в Администрацию г. Иркутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в Ленинском районе <адрес>, под эксплуатацию существующего жилого дома со служебно-хозяйственными постройками. Письмом председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку от 03.06.2011г. № в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, отказано ввиду того, что по территории испрашиваемого земельного участка проходят красные линии. В соответствии с п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Согласно п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); Территории общего пользования -территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары ( п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ). Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом, границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (РДС 30-201-98), принятой Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998г. № 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; при установлении границ землепользований; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения (п. 3.8). Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000 (п. 4.1). Исходя из смысла п. 8 ст. 42, ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, состав и содержание проектов планировки территории основываются на документах территориального планирования субъекта РФ, документах территориального планирования муниципального образования, к которым, в частности, относится Генеральный план города. Аналогичным образом урегулирован данный вопрос в п. 20 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (ред. от 08.11.2007г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», из содержания которого следует, что утверждение документации по планировке территории осуществляется на основе генеральных планов поселения. В соответствии со ст. 2 ФЗ от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса РФ градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ. Согласно ст. 9 ФЗ от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (ред. от 04.12.2007г.) «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» Градостроительный кодекс РФ применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Судом установлено, что материалы землеустройства, представленные на согласование в Департамент Архитектуры и градостроительства Администрации г. Иркутска какой-либо информации о красных линиях не содержат. Оценивая в совокупности установленные по делу фактические обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что доказательств, подтверждающих, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах красных линий суду не представлено. Представителем администрации также в суд не представлено доказательств того, что испрашиваемый Васиным А.Ю. земельный участок, расположенный в <адрес>, находится в границах красных линий проектируемой автомагистрали, согласно действующего проекта планировки Ленинского округа г.Иркутска (как указано в возражениях представителя администрации г.Иркутска от 21.09.11г.), хотя в силу ст.56 ГПК РФ данная обязанность возложена на ответчика. Кроме того, оценивая представленные факсимильной связью возражения представителя администрации г.Иркутска и ситуационный план, суд не может принять их в качестве доказательств по настоящему делу, поскольку они не соответствуют требованиям допустимости доказательств (ст.60 ГПК РФ), так как подлинники данных документов в суд не представлены, имеющиеся копии надлежащим образом не заверены. Согласно ст.ст. 2,19 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Учитывая, что Васину А.Ю. принадлежит исключительное право на приобретение спорного земельного участка в собственность, то есть право, принадлежащее только ему, это право заявителя и в силу прямого действия Конституции РФ является непосредственно действующим, при этом спорный земельный участок не изъят из оборота и не ограничен в нем, суд приходит к выводу о том, что в передаче заявителю в собственность спорного земельного участка не может быть отказано. При этом, суд исходит из положений ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования Васина А.Ю. основаны на законе и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Васина А.Ю. - удовлетворить Признать незаконным отказ Администрации г.Иркутска от 03.06.2011 г. № о предоставлении в собственность Васину А.Ю, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Возложить на Администрацию г.Иркутска обязанность принять решение по заявлению Васина А.Ю. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленный законом срок. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г.Иркутска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Хижаев Б.Ю.