РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 октября 2011 года город Иркутск Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Долбня В.А. при секретаре судебного заседания Хамнуевой Ю.Л., с участием истца Севрюка В.Н., представителя истца Севрюк Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2536/11 по исковому заявлению Севрюка В.Н. к Администрации г.Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании предоставить в собственность земельный участок, УСТАНОВИЛ: Севрюк В.Н. обратился в суд с иском к Администрации г.Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании предоставить в собственность земельный участок, ссылаясь на следующее. На основании Решения Ленинского районного суда г. Иркутска от 15.09.2009 года, вступившим в законную силу 31.10.2009 года Севрюк В.Н. является собственником жилого дома, общей площадью 164,5 кв.м., жилой - 75,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок, на котором расположен жилой дом, состоит на государственном кадастровом учете за номером №, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 01.06.2011 года №. Истец обратился в Администрацию г. Иркутска с заявлением предоставлении ему в собственность под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 699 кв.м., кадастровый номер №, предоставив для Администрации г. Иркутска все необходимые для принятия решения документы. Однако, письмом от 25.07.2011 года. № администрация г. Иркутска указала, что земельный участок по <адрес> расположен в границах красных линий, в связи с чем, земельный участок может быть предоставлен только в арендное пользование, тем самым, фактически отказала в предоставлении земельного участка в собственность. Истец не согласен с тем, что не может реализовать, принадлежащее и исключительное право на приобретение в собственность земельного участка по <адрес>, на котором расположен, принадлежащий ему на праве собственности жилой дом. Отказ администрации г. Иркутска предоставить в собственность спорный земельный участок, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, он считает незаконным. На основании изложенного истец просит суд признать незаконным отказ Администрации г.Иркутска в предоставлении в собственность земельного участка, площадью 699 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: г.<адрес> и обязать Администрацию г.Иркутска предоставить ему в собственность спорный земельный участок под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу. Истец Севрюк В.Н. и его представитель по доверенности Севрюк Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, настаивали на удовлетворение иска в полном объеме. Представитель ответчика Администрации г.Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявления не представлены, причины неявки суду не известны. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г.Иркутска в порядке ст. 167 ГПК РФ. Заслушав пояснения истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В соответствии с абз. 3 п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Согласно пп.3 п. 2 ст. 5 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» органы местного самоуправления муниципального образования "Город Иркутск" осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, в том числе и для целей предоставления земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения. Судом установлено, что собственником жилого дома, общей площадью 164,5 кв.м., находящийся по адресу: <адрес> является истец Севрюк В.Н. на основании решения Ленинского районного суда г.Иркутска от 15.09.2009 года, вступившего в законную силу 05.10.2009 года, прошедшего государственную регистрацию 24.11.2009 года №. Как следует из материалов дела истец Севрюк В.Н. обратился в администрацию г. Иркутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в <адрес> под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Письмом от 25.07.2011г. № администрация г. Иркутска указала, что предоставить указанный земельный участок в собственность под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями не представляется возможным, может быть предоставлен только в арендное пользование т.к. при согласовании проекта постановления администрации г.Иркутска о предоставлении в собственность данного земельного участка комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий. Истцом предоставлен кадастровый паспорт спорного земельного участка от 01.06.2011 года №, согласно которому данный земельный участок, площадью 741 кв. м., был поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер №. Частью 1 ст.36 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно п.5 настоящей статьи для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Порядком прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска, утвержденным решением Думы <адрес> от 21.05.2009г. №, предусмотрено, что земельные участки, расположенные на территории г. Иркутска, находящиеся в муниципальной собственности г. Иркутска или не разграниченные в установленном законодательством порядке, на которых расположены здания, строения, сооружения, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность, аренду или постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование в порядке и на условиях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, принятыми в соответствии с ним федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законодательством Иркутской области и настоящим Порядком. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, заявитель подает в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска заявление об утверждении схемы расположения земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера и местоположения и приложением документов, предусмотренных п.2 настоящего Порядка. Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Главой 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлен порядок ведения государственного кадастрового учета. В соответствии со ст.22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в состав документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, которые необходимо представлять в орган кадастрового учета, являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка. Следовательно, чтобы осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного в <адрес>, необходимо получить распоряжение заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска об утверждении схемы расположения земельного участка, содержащее разрешенное использование данного земельного участка, что и было сделано исполнительным органом муниципального образования. Тем самым, отказывая Севрюку В.Н. в предоставлении земельного участка площадью 699 кв.м., расположенного в <адрес>, под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, администрация г.Иркутска лишает заявителей возможности приобретении прав на земельный участок по указанному адресу. Таким образом, отказ администрации г. Иркутска в предоставлении земельного участка площадью 699 кв.м., расположенного в <адрес>, под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, нарушает исключительное право Севрюка В.Н. на приватизацию земельного участка по <адрес>. Обсуждая вопрос о нахождении спорного земельного участка по <адрес>, в «границах красных линий», а также законность и обоснованность отказа в предоставлении указанного истцом земельного участка площадью 699 кв.м., под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями по этому основанию, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - автомобильные дороги). Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В ходе судебного разбирательства, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, ответчиком Администрацией г.Иркутска не представлено ни единого доказательства, свидетельствующего о том, что спорный земельный участок по <адрес> или его части находится в границах красный линий. Оценивая в совокупности материалы дела, фактические обстоятельства и применяя к спорным правоотношениям нормы действующего законодательства, суд исходит из положений ст.2 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - являются обязанностью государства. Отказ администрации <адрес> в предоставлении земельного участка площадью 699 кв.м., расположенного в <адрес>, под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями влечет необоснованное ущемление прав истца, что противоречит установленным ст.18 Конституции Российской Федерации принципам деятельности органов власти. С учетом изложенного, суд не находит оснований для отказа Севрюку В.Н. в удовлетворении их требований и приходит к твердому убеждению в том, что нарушенное право истца подлежит защите. Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено других обстоятельств, кроме указанных в оспариваемом отказе администрации г. Иркутска в предоставлении земельного участка, суд удовлетворяет требование Севрюка В.Н. о признании отказа администрации г.Иркутска в предоставлении Севрюку В.Н. в собственность земельного участка по адресу: <адрес> под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями незаконным, и об устранении допущенных нарушений прав истца в предоставлении указанного земельного участка в собственность истца. Суд считает необходимым, в целях защиты прав истца Севрюка В.Н., обязать Администрацию г.Иркутска предоставить ему в собственность под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями земельный участок площадью 699 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу. Каких-либо иных доказательств, опровергающих выводы суда сторонами представлено не было. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Севрюка В.Н. удовлетворить полностью. Признать отказ Администрации г.Иркутска в предоставлении Севрюку В.Н. в собственность земельного участка площадью 699 кв.м., расположенного по адресу по адресу: <адрес> под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями незаконным. Обязать Администрацию г.Иркутска предоставить Севрюка В.Н. в собственность под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями земельный участок площадью 699 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения. Судья: В.А. Долбня