о признании права на получение жилищной субсидии, признании решения незаконным, об обязании включить во вторую очередь лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2011 г. Ленинский районный суд города Иркутска в составе судьи Жилкиной Е.М., при секретаре Патрушевой А.С., с участием представителя истца Дементьевой Т.В., представителей ответчика Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска Котовой Е.Н., Бураковой Т.А., представителя 3-его лица Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Гордилежа А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2256/2011 по исковому заявлению Салькина А.Е. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска о признании права на получение жилищной субсидии с 29.06.2006г., признании решения от 22.04.2011г. незаконным, об обязании включить во вторую очередь лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии с 29.06.2006г.,

УСТАНОВИЛ:

Салькин А.Е. обратился в суд с иском к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска о признании права на получение жилищной субсидии с 29.06.2006г., признании решения от 22.04.2011г. незаконным, об обязании включить во вторую очередь лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии с 29.06.2006г., указав, что с 29 июня 2006 года его семья в составе 2 человек (истец и его жена - Салькина А.С.) состоит на учете в Управлении министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из района, приравненному к району Крайнего Севера, на основании Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Принимая во внимание, что на дату постановки на учет он с женой имели равные права на получение жилищной субсидии (имели необходимый стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера более 30 лет, оба прибыли в <данные изъяты>, приравненный к местностям Крайнего Севера до 1 января 1992 года), по их обоюдному согласию заявление было подано женой истца Салькиной А.С. По состоянию на 2011 год Салькина А.С. значится в сводном списке граждан -участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан», установленных федеральным законодательством, под № . В связи с установлением ДД.ММ.ГГГГ инвалидности, на основании соответствующего заявления, 29 ноября 2010 года он был поставлен управлением министерства на учет во вторую очередь граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. На сегодняшний день № его очереди - . 24 марта 2011 года он обратился в Управление министерства о переоформлении очередности на его имя с сохранением первичной даты постановки на учет (29 июня 2006 года), на что, 22 апреля 2011 года управлением министерства ему был дан отказ. Согласно доводам управления министерства, причиной отказа послужило отсутствие в действующем законодательстве нормы, позволяющей перевод очередности на члена семьи заявителя с сохранением даты первоначальной регистрации. Федеральное законодательство о жилищных субсидиях (социальных выплатах на приобретение жилья отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством) действительно не содержит нормы, прямо предусматривающей право и возможность для члена семьи гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, быть включенным в очередь таких лиц вместо первоначального заявителя ( произвести замену), но и не ограничивает это право и не исключает. Все члены семьи гражданина, поставленного на учет на получение субсидии, имеют равные права на её получение. Таким образом, истец и его жена, проживающие совместно, имеющие право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, претендующие на получение единого жилья как члены одной семьи, имеют право произвести замену одного из них в качестве заявителя на получение жилищной субсидии на другого. Истец Салькин А.Е. просит признать за ним, как за инвалидом <данные изъяты> группы, право быть заявителем на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из района, приравненному к району Крайнего Севера с сохранением даты постановки на учет по ранее поданному заявлению с 29 июня 2006 года; признать решение Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска от 22 апреля 2011 года об отказе в переводе Салькина А.Е. во вторую очередь граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из района, приравненному к району Крайнего Севера по первоначальной дате постановки на учет с 29 июня 2006 года, незаконным; обязать Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска включить Салькина А.Е. во вторую очередь лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из района, приравненному к району Крайнего Севера с 29 июня 2006 года.

Истец Салькин А.Е. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

3-е лицо Салькина А.С. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, причин неявки не сообщила, не просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истца Дементьева Т.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.

Представители ответчика Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска Котова Е.Н., Буракова Т.А., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали, ранее представив отзыв на исковое заявление, в обоснование которого указано, чтопорядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей регулируется Федеральным Законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Вышеуказанные нормативные акты предусматривают сохранение очередности по номеру и дате подачи первоначального заявления в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет, только для непосредственных заявителей, коим первоначально являлась Салькина А.С. (п. 20 Постановления правительства РФ от 10.12.2002 года № 879). Салькина А.С. была поставлена на учет по категории «пенсионеры», т.е. в третью очередь согласно ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ, в состав семьи которой входил и Салькин А.Е. И на сегодняшний день основания ее постановки на учет не изменились. В связи с установлением инвалидности ДД.ММ.ГГГГ и на основании личного заявления от 29.11.2010 года Салькин А.Е. был поставлен на учет по категории «инвалиды», т.е. во вторую очередь, согласно ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ с момента подачи заявления. В составе семьи указана Салькина А.С. Перенос даты постановки на учет с заявителя на члена семьи не предусмотрен действующим законодательством и является не правомерным в связи с тем, что на дату подачи заявления Салькиной А.С. истец Салькин А.Е. не являлся инвалидом. Федеральным Законом от 17.07.2011 года № 212-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которые вступают в силу с 01.01.2012 года, устанавливая, что «в случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию)».

Представитель 3-его лица Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Гордилежа А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования считал необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ранее представив возражения, в которых указал, что Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» устанавливаются условия предоставления и порядок определения размера социальных выплат на приобретение жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее января 1992 года. Статьей 2 Федерального закона № 125-ФЗ установлена следующая очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья: в первую очередь - гражданам, выезжающим из городов, поселков, с
полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации; во вторую очередь - гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях; в третью очередь - пенсионерам; в четвертую очередь - гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в пятую очередь - работающим гражданам. Согласно статьи 3 Федерального закона № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона № 125-ФЗ Правительством Российской Федерации Постановлением от 10 декабря 2002 года № 879 утверждено Положение «О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которым устанавливается порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных плат на приобретение жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с пунктом 8 Положения регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан. Согласно пункта 4 Порядка организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 18 декабря 2008 года № 115-пп) регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формирование списков граждан, а также определение размера социальных выплат для приобретения жилья гражданам осуществляются территориальными подразделениями министерства по месту постоянного проживания граждан в соответствии с федеральным законодательством. Таким образом, очередность предоставления гражданам социальных выплат установлена статьей 2 Федерального закона № 125-ФЗ, пунктом 17 Положения № 879 установлена форма и порядок формирования списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат по категориям в соответствии с очередностью, установленной вышеуказанным Федеральным законом. Как видно из ответа управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска от 23 июня 2011 года , в очереди на получение жилищной субсидии как заявитель состоит супруга истца, и основания ее постановки на учет не изменились, что не оспаривается истцом. В соответствии с пунктом 20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета. Если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, то их повторная постановка на учет производится на общих основаниях (пункт 20 Положения). Таким образом, анализ указанных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что действующим законодательством перевод очередности заявителя на члена его семьи с сохранением даты первоначальной регистрации заявителя не предусмотрен. Просил в удовлетворении исковых требований Салькину А.Е. отказать.

Салькина А.С. ранее представила отзыв на исковое заявление, в обоснование которого указала, что требования Салькина А.Е. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Она и Салькин А.Е. состоят в зарегистрированном браке около 20 лет. Вместе с мужем они длительное время проживали и работали в <данные изъяты>, приравненном к местностям Крайнего Севера. В связи с намерениями выехать на постоянное место жительства в другой город, ею с Салькиным А.Е. было принято решение о подаче заявления на получение жилищной субсидии в связи с выездом из района, приравненному к Крайнему Северу. По обоюдному согласию заявление на предоставление субсидии было подано ею, с включением в него в качестве члена семьи мужа Салькина А.Е. ДД.ММ.ГГГГ мужу была установлена инвалидность <данные изъяты> группы, в связи с чем, он обратился в Управление министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска о постановке его на учет во вторую очередь граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии и о переоформлении очередности на его имя с сохранением первичной даты постановки на учет (29 июня 2006 года), на что управлением министерства ему был дан отказ, в связи с тем, что заявителем на предоставление жилищной субсидии является она. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления). При этом из содержания данной нормы не усматривается, что только заявитель имеет право на получение социальной выплаты в случае изменения оснований для постановки на учет. Салькин А.Е. также состоял на учете на получение жилищной субсидии в качестве члена ее семьи, и на момент подачи заявления о ее предоставлении они с мужем имели равные права. При этом права на получение жилищной субсидии в соответствии с действующим законодательством никто из них не утратил. Просила удовлетворить исковые требования Салькина А.Е. в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что 29.06.2006г. Салькина А.С. обратилась в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска с заявлением о включении ее в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, для приобретения (строительства) жилого помещения в г. Иркутске (состав семьи Салькин А.Е.).

Из материалов дела следует, что Салькина А.С. принята на учет граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 29.06.2009г. в соответствии с Законом РФ № 125-ФЗ от 25.10.2005г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Состав семьи - 2 чел., муж - Салькин А.Е. В сводном списке граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011г. в списке пенсионеров значится под № . Социальная выплата для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не выплачивалась, что подтверждается справкой Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска от 23.06.2011г.

Согласно справке Салькин А.Е. является инвалидом <данные изъяты> группы по <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ

Салькин А.Е., Салькина А.С. получают пенсию по старости, что подтверждается удостоверениями , .

29.11.2010г. Салькин А.Е. обратился в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска с заявлением о включении его в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в г. Иркутской области (состав семьи Салькина А.С.).

24.03.2011г. Салькиным А.Е. в адрес Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ленинскому району г. Иркутска подано заявление о переоформлении очередности на его имя с сохранением первичной даты постановки на учет (29.06.2006г.) на получение жилищной субсидии.

Из ответа Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ленинскому району г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что перенос даты постановки на учет с заявителя Салькиной А.С. по категории «пенсионеры» на имя Салькина А.Е. по категории «инвалиды 1,2 групп, дети-инвалиды, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» с сохранением первоначальной даты постановки на учет (29.06.2006г.) не правомерен, так как на 29.06.2006г. он не являлся инвалидом <данные изъяты> группы (инвалидность установлена с ДД.ММ.ГГГГ). Перевод очередности заявителя на члена его семьи с сохранением даты первоначальной регистрации действующим законодательством не предусмотрен.

Судом установлено, что Салькин А.Е., Салькина А.С. на дату постановки на учет имели равные права на получение жилищной субсидии (имели необходимый стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера более 30 лет, оба прибыли в г. <адрес>, приравненный к местностям Крайнего Севера до 1 января 1992г., что подтверждается трудовыми книжками).

ДД.ММ.ГГГГ между Салькиным А.Е. и ФИО8 был заключен брак, в связи с чем последней присвоена фамилия Салькина, что подтверждается свидетельством о заключении брака.

Истец Салькин А.Е. просит признать за ним право на получение жилищной субсидии из очереди пенсионеров (третья очередь) в очередь инвалидов (вторая очередь) в соответствии с номером и датой первоначального заявления его супруги Салькиной А.С., т.е. с 29.06.2006г.

           Федеральным законом №125 -ФЗ от 25.10.2002г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет ( ст. 1).

Также указанный федеральный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно ст. 3 Федерального закона №125 -ФЗ от 25.10.2002г. постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Деятельность по реализации Федерального закона №125 -ФЗ от 25.10.2002г. регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей», утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (в редакции постановления Правительства РФ от 14.11.2007 № 780), согласно п.2 которого регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

        В соответствии с пунктами 3,6-9 Порядка организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2008г. №115-пп, органом, осуществляющим полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Министерство ежегодно до 15 февраля утверждает единые списки граждан, формируемые на основании списков, представленных территориальными подразделениями, обеспечивает представление утвержденных списков в федеральные органы исполнительной власти в установленном федеральным законодательством порядке. Предоставление социальных выплат для приобретения жилья гражданам осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата согласно спискам, сформированным министерством, в соответствии с федеральным законодательством. Оформление и выдача государственных жилищных сертификатов осуществляются в порядке, установленном Министерством. Постановка на учет граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с федеральным законодательством, осуществление их регистрации и ведение учета, формирование списков очередности граждан, а также определение размера жилищных субсидий гражданам осуществляются территориальными подразделениями Министерства по месту постоянного проживания граждан в соответствии с федеральным законодательством (п.п. 4,5 Порядка..). В соответствии с п. 5 указанного Порядка, полномочия по регистрации и учету граждан, осуществляемые территориальными подразделениями в соответствии с п. 4 Порядка, предусматривают в том числе: прием от граждан документов; принятие решений о постановке на учет граждан или об отказе в постановке на учет; направление гражданам уведомлений, предусмотренных федеральным законодательством; формирование учетных дел граждан; формирование списков очередности граждан.

       Вышеуказанные федеральные нормативные акты, а также принятые в соответствии с ними и во исполнение нормативные акты Иркутской области предусматривали и предусматривают, что предоставление гражданам субсидий, имеющим право на их получение, производится в порядке очередности, исходя из времени принятия гражданина на учет и включения в списки на получение жилищных субсидий.

Судом из представленных и исследованных в судебном заседании документов с достоверностью установлено и не оспаривается представителем ответчика, что Салькины состоят в зарегистрированном браке <данные изъяты>., что подтверждается свидетельством о регистрации брака; имеют каждый длительный, более 15 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Салькина А.С. является пенсионером по старости и ей была назначена пенсия пожизненно с ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается пенсионным удостоверением. Салькин А.Е. с ДД.ММ.ГГГГ. являлся пенсионером по старости, в настоящее время является инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждается пенсионным удостоверением и справкой МСЭ об установлении инвалидности <данные изъяты> группы.

Из указанных документов следует, что Салькины как на момент подачи заявления о постановке на учет на получение жилищной субсидии в связи с выездом из района Севера, так и на момент подачи заявления Салькина А.Е. о переоформлении очередности жены на него в 2011 г., так и в настоящее время, являлись и являются членами одной семьи, проживали и проживают совместно.

Таким образом, из исследованных документов суд находит установленным, что и Салькин А.Е. и Салькина А.С. на дату постановки их на учет- 2006г. имели равное право на получение жилищной субсидии,      были включены в очередь и в дальнейшем состояли на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с переселением из района приравненного к районам Крайнего Севера, в том числе в льготной очереди №3-пенсионеров.

Из заявления от 2011г., поданного ответчику, следует, что Салькин А.Е. просил переоформить очередность с сохранением первоначальной даты постановки на учет Салькиной А.С. в 2006г.

Однако, ответчиком отказано истцу в переоформлении очередности на получение жилищной субсидии с сохранением первичной даты постановки на учет его жены Салькиной А.С., так как у состоящей на очереди в качестве заявителя Салькиной А.С. основания постановки на очередь не изменились, оснований для перевода семьи в льготную очередь инвалидов не имеется.

Аналогичные доводы положены ответчиками в основу и возражений по иску.

Оценивая указанные доводы ответчиков, суд приходит к выводу о их несостоятельности, исходя из следующего:

         Федеральное законодательство о жилищных субсидиях (социальных выплатах на приобретение жилья отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством) действительно не содержит нормы, прямо предусматривающей право и возможность для члена семьи гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей, быть включенным в очередь таких лиц вместо первоначального заявителя (произвести замену), но и не ограничивает это право и не исключает.

          Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения конституционного права граждан на жилище является предоставление гражданам социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей (жилищных субсидий).

        Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

         В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст.ст. 7, 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Семья находится под защитой государства. Указом Президента РФ от 14.05.1996г. №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» (в ред. Указа Президента РФ от 05.10.2002 № 1129) установлено, что цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. В качестве основных принципов государственной семейной политики провозглашены самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки (п.9). Государство гарантирует равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений (п.10).

Установление для граждан гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях направлено на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно - климатических условиях. Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.            Законодательство о безвозмездных жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривает право на получение жилищной субсидии не только гражданину, имеющему длительный стаж работы в районах Севера, но и равное с ним право на получение жилищной субсидии всем членам его семьи, независимо от пола, возраста, степени родственных с ним отношений и т.п. различий, и является одной из мер, обеспечивающей государственную поддержку семьи гражданина, выезжающего из районов Севера.

В соответствии п. 20 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002г. № 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.

На основании системного анализа указанных норм федерального законодательства, с учетом положений ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, поскольку судом установлено, что Салькин А.Е., а также Салькина А.С. на момент постановки Салькиной А.С. ( т.е. 29.06.2006г.) на учет имели равное право на получение жилищной субсидии, состояли в очереди лиц, желающих получить жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (что не оспаривалось сторонами), Салькину А.Е. в 2010г. установлена инвалидность, при этом оснований для снятия с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья нет, суд приходит к выводу о незаконности отказа во включении Салькина А.Е. во вторую очередь лиц, желающих получить жилищную субсидию в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с сохранением номера, даты постановки на учет Салькиной А.С.

         Поэтому суд полагает, что отказ Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ленинскому району г. Иркутска во включении истца в очередь лиц, желающих получить жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с сохранением номера очереди и даты постановки на учет по заявлению его жены Салькиной является незаконным, и считает возможным признать за Салькиным А.Е.. право быть заявителем на жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с сохранением номера очереди и даты постановки его на учет с 29.09.2006г., даты подачи заявления женой Салькиной А.С.

При таких обстоятельствах требования истца о признании за Салькиным А.Е. право быть заявителем на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с сохранением даты постановки на учет с 29 июня 2006 года, признании решения Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска от 22 апреля 2011 года об отказе в переводе Салькина А.Е. во вторую очередь граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по первоначальной дате постановки на учет с 29 июня 2006 года, незаконным, обязании Управленя министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска включить Салькина А.Е. во вторую очередь лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 29 июня 2006 года. обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Салькина А.Е. удовлетворить.

Признать за Салькиным А.Е. право быть заявителем на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с сохранением даты постановки на учет с 29 июня 2006 года.

Признать решение Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска от 22 апреля 2011 года об отказе в переводе Салькина А.Е. во вторую очередь граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по первоначальной дате постановки на учет с 29 июня 2006 года, незаконным.

Обязать Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска включить Салькина А.Е. во вторую очередь лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 29 июня 2006 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд.

Мотивированный текст решения изготовлен 11. 11. 2011г.

      Судья                                                                                                Е.М.Жилкина