о признании незаконным отказа администрации г.Иркутска в предоставлени в собственности земельного участка



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2011 года                                                                                    город Иркутск

Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Долбня В.А. при секретаре судебного заседания Хамнуевой Ю.Л., с участием истца Рычкова Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2696/11 по исковому заявлению Рычковой Л.С. к Администрации г.Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании предоставить в собственность земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Рычкова Л.С. обратилась в суд с иском к Администрации г.Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании предоставить в собственность земельный участок, ссылаясь на следующее. Истец на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ является собственником бревенчатого жилого дома, состоящего из 3 комнат, общей площадью 37,40 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок кадастровый номер был выделен Администрацией г.Иркутска в бессрочное пользование для эксплуатации индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. На основании обращения истца Комитетом по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г.Иркутска было выдано Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в <адрес>. Так же Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был выдан Кадастровый паспорт земельного участка. Обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» были изготовлены Материалы по составлению схемы расположения земельного участка. Данная схема расположения была утверждена Департаментом архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике Администрации г.Иркутска, Начальником отдела архитектуры по Ленинскому округу г.Иркутска, Отделом геолого-геодезической службы Архитектуры и градостроительства Администрации г.Иркутска, Отделом градостроительного межевания Администрации г.Иркутска. Истица так же обратилась в Администрацию г.Иркутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в <адрес>. Администрацией г.Иркутска ДД.ММ.ГГГГ был дан письменный ответ, в соответствии с которым Администрация <адрес> сообщает, что при согласовании проекта постановления «О предоставлении земельного участка, расположенного в <адрес>» комитетом по градостроительной политике администрации г.Иркутска была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий. Так же ссылка Администрации г.Иркутска в своем ответе, на то, что при согласовании проекта постановления «О предоставлении земельного участка, расположенного в <адрес>» комитетом по градостроительной политике администрации г.Иркутска была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий ничем не подтверждается. Проект постановления был согласован Комитетом по градостроительной политике 28 февраля 2011 года, о чем имеется информация в базе данных Отдела Архитектуры по Ленинском району г.Иркутска. Так же Комитетом по градостроительной политике согласована и схема расположения земельного участка.

На основании изложенного истец просила суд признать незаконным отказ Администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в собственность Рычковой Л.С. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> предоставить в собственность истцу данный земельный участок, в установленный законом срок.

В судебном заседании истец Рычкова Л.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, настаивала на удовлетворение иска в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г.Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, помимо заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации г.Иркутска, также представлены письменные возражения на иск Рычковой Л.С., к которых указано, что Администрация г.Иркутска возражает против заявленных исковых требований Рычковой Л.С., просит в удовлетворении иска отказать полностью, мотивируя, следующим. Решение об отказе Рычковой Л.С. в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> вынесено уполномоченным органом на распоряжение земельными участками на территории г. Иркутска администрацией г. Иркутска и принято в соответствии с п. 5,6,7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона «О введение в действие градостроительного кодекса Российской Федерации», постановления мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О градостроительной документации». В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица- собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами. Одним из таких законов, в частности, является Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». В пункте 8 статьи 28 указанного федерального закона содержится перечень земель, земельные участки, в составе которых не подлежат отчуждению. В частности, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> находится в границах красных линий (магистраль) по данным департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации <адрес>, согласно проекту детальной планировки Ленинского района г. Иркутска. Учитывая законность отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность, требование заявителя о признании права на получение земельного участка в собственность и признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, не подлежит удовлетворению.

Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с абз. 3 п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ к документам территориального планирования муниципальных образований относятся генеральные планы городских округов.

В соответствии с п. 8. ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются Градостроительным кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки

Согласно пп.3 п. 2 ст. 5 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» органы местного самоуправления муниципального образования "Город Иркутск" осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, в том числе и для целей предоставления земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения.

Судом установлено, что собственником жилого дома, общей площадью 37,40 кв.м., находящийся по адресу: <адрес> является истец Рычкова Л.С. на основании договора купли-продажи жилого дома от 08.09.2006 года, прошедшего государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ № регистрации .

Как следует из материалов дела истец Рычкова Л.С. обратилась в администрацию г. Иркутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в <адрес> под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Иркутска указала, что предоставить указанный земельный участок в собственность под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями не представляется возможным, может быть предоставлен только в арендное пользование т.к. при согласовании проекта постановления администрации г.Иркутска о предоставлении в собственность данного земельного участка комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий.

Истцом предоставлен кадастровый паспорт спорного земельного участка от 05.05.2011 года , согласно которому данный земельный участок, площадью 948 кв. м., был поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер .

Распоряжением председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения спорного земельного участка площадью 948 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов в <адрес> для эксплуатации индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.

Частью 1 ст.36 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно п.5 настоящей статьи для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Порядком прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска, утвержденным решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрено, что земельные участки, расположенные на территории г. Иркутска, находящиеся в муниципальной собственности г. Иркутска или не разграниченные в установленном законодательством порядке, на которых расположены здания, строения, сооружения, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность, аренду или постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование в порядке и на условиях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, принятыми в соответствии с ним федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законодательством Иркутской области и настоящим Порядком.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, заявитель подает в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска заявление об утверждении схемы расположения земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера и местоположения и приложением документов, предусмотренных п.2 настоящего Порядка.

Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Главой 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлен порядок ведения государственного кадастрового учета.

В соответствии со ст.22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в состав документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, которые необходимо представлять в орган кадастрового учета, являются:

межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка.

Следовательно, чтобы осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного в <адрес>, необходимо получить распоряжение заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска об утверждении схемы расположения земельного участка, содержащее разрешенное использование данного земельного участка, что и было сделано исполнительным органом муниципального образования.

Тем самым, отказывая Рычковой Л.С. в предоставлении земельного участка площадью 948 кв.м., расположенного в Ленинском районе г<адрес>, под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, администрация г.Иркутска лишает заявителя возможности приобретении прав на земельный участок по указанному адресу.

Таким образом, отказ администрации г. Иркутска в предоставлении земельного участка площадью 948 кв.м., расположенного в <адрес>, под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, нарушает исключительное право Рычковой Л.С. на приватизацию земельного участка по <адрес>.

Обсуждая вопрос о нахождении спорного земельного участка по <адрес>, в «границах красных линий», а также законность и обоснованность отказа в предоставлении указанного истцом земельного участка площадью 948 кв.м., под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями по этому основанию, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - автомобильные дороги).

Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В ходе судебного разбирательства, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, ответчиком Администрацией г.Иркутска не представлено ни единого доказательства, свидетельствующего о том, что спорный земельный участок по <адрес> или его части находится в границах красный линий.

Оценивая в совокупности материалы дела, фактические обстоятельства и применяя к спорным правоотношениям нормы действующего законодательства, суд исходит из положений ст.2 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - являются обязанностью государства.

Отказ администрации г. Иркутска в предоставлении земельного участка площадью 948 кв.м., расположенного в <адрес>, под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями влечет необоснованное ущемление прав истца, что противоречит установленным ст.18 Конституции Российской Федерации принципам деятельности органов власти.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для отказа Рычковой Л.С. в удовлетворении его требований и приходит к твердому убеждению в том, что нарушенное право истца подлежит защите.

Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено других обстоятельств, кроме указанных в оспариваемом отказе администрации г. Иркутска в предоставлении земельного участка, суд удовлетворяет требование Рычковой Л.С. о признании отказа администрации г.Иркутска в предоставлении Рычковой Л.С. в собственность земельного участка по адресу: <адрес> под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями незаконным, и об устранении допущенных нарушений прав истца в предоставлении указанного земельного участка в собственность истца.

Суд считает необходимым, в целях защиты прав истца Рычковой Л.С., обязать Администрацию г.Иркутска предоставить ей в собственность под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями земельный участок площадью 948 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу.

Каких-либо иных доказательств, опровергающих выводы суда сторонами представлено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Рычковой Л.С. удовлетворить полностью.

Признать отказ Администрации г.Иркутска в предоставлении Рычковой Л.С. в собственность земельного участка площадью 948 кв.м., расположенного по адресу по адресу: <адрес> под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями незаконным.

Обязать Администрацию г.Иркутска предоставить Рычковой Л.С. в собственность под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями земельный участок площадью 948 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Судья                                                                                                             В.А. Долбня