О понуждении разработки проекта санитарно-защитной зоны предприятия



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 декабря 2011 года                                                                  г. Иркутск

Ленинский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Касьяновой Н.И.,

при секретаре Верхозиной И.М.

с участием прокурора Аксаментовой О.С., представителя третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области Бодрых А.И., действующего по доверенности от 29.11.2011 года с полным объемом прав сроком действия по 31.12.2011 г.

в отсутствие ответчика, третьего лица- ОАО «Иркутский керамический завод»

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2602-2011 по иску прокурора г.Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Стройсервис» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны и обеспечить его согласование

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Иркутска в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЗАО «Стройсервис» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны и обеспечить его согласование. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии со ст. 16 ФЗ от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. Согласно п. 3.10 Правил в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: -размер и границы СЗЗ, -мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, -функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования. В нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства ЗАО «Стройсервис» не имеет проекта СЗЗ. Прокурор просил суд обязать ЗАО «Стройсервис» разработать проект СЗЗ и обеспечить его согласование в установленном порядке в 3-хмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения.

В ходе судебного разбирательства прокурор г. Иркутска, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, изменил предъявленные требования, просил обязать ответчика разработать проект СЗЗ промышленной площадки, расположенной по адресу: г.*** *** и находящимися на ней производственными объектами: 2 гаража, котельная, водопроводная башня, зарядная, мастерская, обеспечить согласование СЗЗ в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу судебного решения.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено ОАО «Иркутский керамический завод».

В судебном заседании представитель прокуратуры *** Аксаментова О.С. измененные исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в измененном исковом заявлении.

Представитель ответчика ЗАО «Стройсервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен лично под роспись, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика Минайленко А.В., действующий на основании доверенности с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, измененные исковые требования не признал, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которому в предмет доказывания по настоящему делу, с учетом норм ст. 8 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, входит установление факта объекта и производств, принадлежащих ответчику на праве собственности, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Исходя из выводов, изложенных в исковом заявлении и доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, истцом не доказан тот факт, что объекты, принадлежащие ЗАО «Стройсервис» на праве собственности, являются источниками загрязнения. Постановление мэра г. Иркутска № 031-06-3302/9 от 05.12.2009г. о разработке проекта СЗЗ, организовать и обустроить СЗЗ в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, носит рекомендательный характер и обязательной силы не имеет. Более того, в приложении к постановлению указано: наименование предприятия, адрес промплощадки на территории г. Иркутска - ЗАО «Стройсервис», *** юридический адрес - Иркутск, ***. В материалах дела имеются учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ, свидетельства о государственной регистрации права собственности, объективно подтверждающие, что юридический адрес ответчика и местонахождение его имущества является ***, ***. Следовательно, ответчик не указан в приложении к постановлению и данное доказательство является не относимым по настоящему делу. Свидетельства о государственной регистрации на объекты: водонапорная башня, зарядная, котельная, гараж, мастерская, гараж не подтверждают факта того, что они являются источниками загрязнения, поскольку указанные документы не содержат наименование и количественный показатель загрязняющих веществ.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по *** Бодрых А.И. в судебном заседании с измененными исковыми требованиями прокурора согласился, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление от *** ***.

Представитель третьего лица ОАО «Иркутский керамический завод» в судебное заседание не явился, о времени и места рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, в порядке ст. 54 ГПК РФ, с измененными исковыми требованиями не согласился, указав, что ОАО «Иркутский керамический завод» не имеет рядом с ЗАО «Стройсервис» производственных объектов.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Реализация указанного конституционного принципа нашла отражение в ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», коим определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Согласно ст. 3 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе изложенных принципов, в том числе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 11 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Судом установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от *** ЗАО «Стройсервис» является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация производственной базы, общая площадь *** кв.м., адрес объекта: ***.

Согласно представленным свидетельствам о государственной регистрации права, на территории, расположенной по адресу: ***, пе***, расположены объекты, находящиеся в собственности ЗАО «Стройсервис», в том числе: водопроводная башня, зарядная, котельная, гараж, мастерская, гараж. Указанные объекты, находящиеся в собственности у ЗАО «Стройсервис» составляют единую производственную площадку предприятия.

Согласно Уставу ЗАО «Стройсервис», выписке из ЕГРЮЛ от *** ***, ЗАО «Стройсервис» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиков в суде. Целью общества является извлечение прибыли. Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Основной вид деятельности - производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины. Дополнительный вид деятельности - производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий.

Согласно ст. 52 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно п. 2.5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», утвержденных Постановлением Главного государственного врача РФ от 25.09.2007г. № 74 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки.

В силу п. 2.1, п. 3.10, 3.13 указанных Правил, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:

- размер и границы санитарно-защитной зоны;

- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;

- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта.

Из смысла вышеизложенных требований законодательства в области охраны окружающей среды следует, что защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны создаются вокруг промышленных зон и объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.

Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, а также Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.12.2010. № 579 «О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию»

В силу п.п. 6, 7 Порядка к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию, в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

Государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в Приложении 2 к настоящему Приказу (далее - Перечень загрязняющих веществ), а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев, приведенных в пункте 9 настоящего Порядка.

Перечнем предусмотрены вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию, в том числе: азота диоксид, бенз/а/пирен, сажа (углерод), серы диоксид, углерода оксид, фтор и его соединения, железо, марганец, хром.

По сообщению Министерства природных ресурсов и экологии *** от *** ***, ЗАО «Стройсервис» обращалось в министерство и получало разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Министерством природных ресурсов и экологии *** на основании приказа от *** ***-мпр, ЗАО «Стройсервис» выдано разрешение *** на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласно которому ЗАО «Стройсервис» разрешается осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с *** по *** Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками указаны в Приложении, согласно которому в перечень вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух включены, в том числе: азота диоксид, бенз/а/пирен, сажа (углерод), серы диоксид, углерода оксид, фтор и его соединения, железо, марганец, хром.

Из представленного акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица *** от *** следует, что ЗАО «Стройсервис» расположено по адресу: ***, ***. Предприятие имеет в собственности участок по производству кирпича, автотранспортный цех, механический цех, котельную (промплощадка), карьер глины. В соответствии с п. 7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-3 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» ЗАО «Стройсервис» относится к 3 классу с размером санитарно-защитной зоны 300 метров. С севера и севера-запада к промплощадке на расстоянии 200 метров примыкает жилая зона, с северо-востока - областная станция защиты растений, с востока и юго-запада - пустырь, с юга непосредственно к промплощадке примыкает Иркутский керамический завод, на юго-западе и западе гаражный кооператив ***.

Давая анализ представленным доказательствам в из совокупности, учитывая, что одним из видов негативного воздействия на окружающую среду являются выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, перечень которых утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ, принимая во внимание осуществление ЗАО «Стройсервис» деятельности, в результате которой в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, предусмотренные упомянутым перечнем, а следовательно деятельность Общества оказывает негативное воздействие на окружающую среду, что в силу требований законодательства в области охраны окружающей среды является безусловным основанием для создания вокруг объекта санитарно-защитной зоны, в установленном действующим законодательством порядке. При этом суд учитывает цели создания санитарно-защитной зоны - охрана атмосферного воздуха в местах проживания населения, а также отнесение ЗАО «Стройсервис» к 3 классу с размером санитарно-защитной зоны 300 метров и нахождение в указанных пределах жилой зоны.

Не влияют на вывод суда доводы ответчика о недоказанности того факта, что объекты, принадлежащие ЗАО «Стройсервис» на праве собственности, являются источниками загрязнения окружающей среды, воздействия на среду обитания и здоровье человека, поскольку опровергаются собранными по делу доказательствами.

Более того, ЗАО «Стройсервис» в период 1-3 кварталы ***. производил оплату за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с п.п. 1, 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каких-либо требований о неправомерном взимании указанной платы не предъявлял, между тем, согласно пункту 4 указанной нормы, внесение платы, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно предписаниям должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ***, от ***, при обследовании в указанные периоды объекта - ЗАО «Стройсервис» по адресу: ***, ***, выявлены нарушения законодательства, в том числе в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека, предписано разработать проект организации санитарно-защитной зоны /***./, обеспечить выполнение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий (с учетом лабораторного контроля за атмосферным воздухом в границах санитарно-защитной зоны) /***./. Доказательств, подтверждающих выполнение ЗАО «Стройсервис» вышеуказанных требований, ответчиком суду не представлено.

В нарушение норм действующего законодательства, ЗАО «Стройсервис» не имеет проекта санитарно-защитной зоны. Так, согласно информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по *** от ***, ЗАО «Стройсервис» с заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны в адрес Управления не обращалось.

При таких обстоятельствах, учитывая представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с точки зрения достаточности и допустимости, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований об обязании ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны и обеспечить его согласование в установленном порядке.

Устанавливая, в силу требований ст. 206 ГПК РФ, срок, в течении которого решение суда должно быть исполнение, суд полагает возможным определить срок для разработки проекта санитарно-защитной зоны и обеспечения его согласования в установленном порядке в шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу, считая указанный срок разумным и достаточным.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Государственная пошлина по настоящему иску, согласно ст. 333.19 НК РФ, составляет ***. и в силу требований ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию с ответчика в федеральный бюджет.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Иркутска удовлетворить.

Обязать ЗАО «Стройсервис» разработать проект санитарно-защитной зоны промышленной площадки, расположенной по адресу: г.*** с находящимися на ней производственными объектами и обеспечить его согласование в установленном порядке в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с ответчика в доход бюджета госпошлину в сумме *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья:

Решение вступило в законную силу:

Копия верна:

Судья                                               Н.И.Касьянова

Секретарь суда

Дата заверения копии:

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №2-2602-11.