Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 ноября 2011 года г. Иркутск Ленинский районный суд г.Иркутска в составе: председательствующего судьи Касьяновой Н.И., при секретаре Верхозиной И.М. с участием истицы Верясовой Н.И., представителя истицы Парфеновой А.А., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от 23.08.11 года с полным объемом прав сроком действия шесть месяцев, в отсутствии администрации г.Иркутска, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2752-2011 по иску Верясовой Н.И. к администрации *** о признании незаконным отказа администрации *** в предоставлении земельного участка, обязании принять решение о предоставлении земельного участка в собственность и заключении договора купли-продажи земельного участка, У С Т А Н О В И Л: Верясова Н.И. обратилась в суд с иском к администрации *** о признании незаконным отказа администрации *** в предоставлении земельного участка, обязании принять решение о предоставлении земельного участка в собственность и заключении договора купли-продажи земельного участка. В обоснование предъявленных требований истец указала, что она является собственником одноэтажного жилого ***. Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью *** кв.м с кадастровым номером ***. Земельный участок относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование: под эксплуатацию индивидуального жилого дома, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от *** Истица обратилась в администрацию города с заявлением о предоставлении ей данного земельного участка в собственность. Однако *** истице был дан ответ за *** об отказе в предоставлении земельного участка по причине нахождения его в пределах красных линий. Истица не согласна с данным отказом, т.к. проект планировки территории не утвержден в установленном порядке. Просила суд признать незаконным отказ администрации ***, обязать вынести соответствующее решение и заключить с истицей договор купли-продажи земельного участка. В судебном заседании истец Верясова Н.И. предъявленные требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель истца Парфенова А.А. в судебном заседании предъявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также пояснениях по делу. Представитель ответчика администрации *** в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, представлено заявление о рассмотрении дело в их отсутствие. В ходе судебного разбирательства администрация *** представила возражения на исковое заявление, согласно которым просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: *** находится в границах красных линий проектируемой зоны городского транспорта согласно проекта детальной планировки ***, в связи с чем администрацией г. Иркутска было правомерно отказано заявителю в предоставлении испрашиваемого участка. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 1, 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (п.5 ст. 36 ЗК РФ). В силу п.6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п.7 ст. 36 ЗК РФ). Согласно п.8 ст. 36 ЗК РФ Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права *** от ***, на основании решения Ленинского районного суда *** от ***, Верясова Н.И. является собственником жилого дома, общей площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ***. Распоряжением КУМИ Администрации *** от *** *** утверждена схема расположения земельного участка площадью *** кв.м., расположенного на землях населенных пунктов в *** под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка от *** *** следует, что земельный участок по адресу: ***, имеет кадастровый номер *** (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ***), площадь земельного участка составляет *** кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Местоположение границы земельного участка согласовано, что подтверждается актом согласования местоположения границы земельного участка. В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Перечень изъятых из оборота земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности объектами указан в п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности ограниченные в обороте указаны в п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ. В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Согласно п.8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов, зараженных опасными веществами и подвергающихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, подъезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Верясова Н.И. обратилась в Администрацию *** с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в ***, под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Из представленного в материалы дела ответа КУМИ Администрации *** от *** за *** «О предоставлении земельного участка» следует, что предоставить в собственность спорный земельный участок не представляется возможным, так как Комитетом по градостроительной политике администрации *** была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий. Со ссылкой на п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» указали, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен только в арендное пользование. В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Согласно п. п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом, границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (РДС 30-201-98), принятой Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998г. № 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; при установлении границ землепользований; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения (п. 3.8). Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000 (п. 4.1). Исходя из смысла п. 8 ст. 42, ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, состав и содержание проектов планировки территории основываются на документах территориального планирования субъекта РФ, документах территориального планирования муниципального образования, к которым, в частности, относится Генеральный план города. Аналогичным образом урегулирован данный вопрос в п. 20 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (ред. От 08.11.2007г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», из содержания которого следует, что утверждение документации по планировке территории осуществляется на основе генеральных планов поселения. Судом установлено, что материалы землеустройства, представленные на согласование в Комитет по градостроительной политике администрации *** какой-либо информации о красных линиях не содержат /распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка, акт согласования местоположения границы земельного участка/, как и не содержат указанной информации представленные ответчиком материалы по составлению схемы расположения земельного участка. В настоящее время в г.Иркутске действует Генеральный план города Иркутска 2007г., утвержденный Решением городской думы г. Иркутска от 28.06.2007г. № 004-20-390583/7. Из представленного ответчиком ситуационного плана следует, что земельный участок, расположенный по адресу: ***, находится в границах красных линий, согласно разработанному проекту планировки ***, зоны застройки индивидуальными жилыми домами. Ответчиком доказательств, подтверждающих нахождение спорного земельного участка в границах красных линий /проекта планировки территорий, проекта красных линий, решения об утверждении проекта планировки территории, в границы которой входит участок/, суду не представлено, как и не представлено доказательств, утверждения проекта планировки территории, в границы которой входит спорный земельный участок, в установленном законодательством порядке. Таким образом, проект планировки территории не может действовать в отрыве от Генерального плана. Оценивая в совокупности установленные по делу фактические обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что доказательств, подтверждающих, что земельный участок, расположенный по адресу: ***, находится в границах красных линий суду не представлено, в связи с чем исковые требования о признании незаконным отказ администрации *** в предоставлении Верясовой Н.И. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: *** кадастровый номер ***, обоснованы, основаны на законе и подлежат удовлетворению. Учитывая, что Верясовой Н.И. принадлежит исключительное право на приобретение спорного земельного участка в собственность, то есть право, принадлежащее только ей, это право заявителя и в силу прямого действия Конституции РФ является непосредственно действующим, при этом спорный земельный участок не изъят из оборота и не ограничен в нем, суд приходит к выводу о том, что в передаче заявителю в собственность спорного земельного участка не может быть отказано. При этом суд исходит из положений ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права *** от ***, на основании решения Ленинского районного суда *** от ***, Верясова Н.И. является собственником жилого дома, общей площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ***. Площадь земельного участка составляет *** кв.м., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от *** ***. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объект недвижимого имущества - земельный участок по адресу: ***, кадастровый номер ***, отсутствуют, что подтверждается уведомлением от *** ***. Согласно абзаца 4 п. 9 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения или сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Учитывая, что нормы земельного законодательства п. 4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» не содержат положений, ограничивающих право гражданина на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., т.е. отнесения его к земельным участкам общего пользования, что действующее законодательство не допускает приватизацию земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, принимая во внимание, что в судебном заседании не установлено наличие на спорном земельном участке каких-либо объектов общего пользования, а также учитывая удовлетворение исковых требований Верясовой Н.И. о признании незаконным отказ администрации г.Иркутска в предоставлении в собственность спорного земельного участка, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований об обязывании администрации г.Иркутска принять решение о предоставлении истцу спорного земельного участка в собственность, обязывании администрации г.Иркутска в месячный срок с момента вступления решения в законную силу направить истцу проект договора купли-продажи спорного земельного участка. При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что заявленные требования Верясовой Н.И. основаны на законе и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить. Признать не соответствующим закону отказ администрации *** в предоставлении Верясовой Н.И. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: *** кадастровый номер ***. Обязать администрацию *** вынести решение о предоставлении Верясовой Н.И. земельного участка по адресу: *** кадастровый номер *** в собственность. Обязать администрацию г.Иркутска в месячный срок с момента вступления решения в законную силу направить Верясовой Н.И. проект договора купли-продажи земельного участка по указанному адресу. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме. Судья: Решение вступило в законную силу: Копия верна: Судья Н.И.Касьянова Секретарь суда Дата заверения копии: Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №2-2752-11.