ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ 12 декабря 2011 года город Иркутск Ленинский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Долбня В.А., при секретаре судебного заседания Хамнуевой Ю.Л., с участием прокурора Плотниковой И.С., представителя третьего лица Мамоновой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2642/11 по иску прокурора г.Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Байкалспецстрой» о понуждении разработки проекта санитарно-защитной зоны предприятия, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Иркутска обратился в суд с иском к ООО «Байкалспецстрой» о понуждении разработки проекта санитарно-защитной зоны предприятия, ссылаясь на следующее. Прокуратурой города Иркутска в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия на территории города Иркутска выявлены нарушения в ООО «Байкалспецстрой» при осуществлении деятельности. В нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства ООО «Байкалспецстрой» не имеет проекта санитарно-защитной зоны. Так, согласно, информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Байкалспецстрой» с заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологических заключений по проектам санитарно-защитных зон в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области не обращалось. Кроме того, постановлением мэра города Иркутска № 031-06-3302/9 от 05.10.2009 г. «О санитарно-защитных зонах промышленных предприятий г.Иркутска в целях обеспечения экологической безопасности населения города Иркутска, стабилизации санитарно-эпидемиологической ситуации города, утвержден перечень промышленных объектов и производств, включающих стационарные источники выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитное излучение и др.), на территории г.Иркутска, которым рекомендовано разработать проекты санитарно-защитных зон, в данный перечень также включено ООО «Байкалспецстрой». Таким образом, деятельность ООО «Байкалспецстрой» без проекта организации санитарно-защитной зоны не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Прокурор просит суд обязать ООО «Байкалспецстрой» разработать проект санитарно-защитной зоны и обеспечить его согласование в установленном порядке в 3-х месячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения. В судебном заседании прокурор Плотникова И.С. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика ООО «Байкалспецстрой» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявления и ходатайства не поступали, причины неявки суду не известны. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в заочном производстве о чем вынесено определение. Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области по доверенности Мамонова Т.Н. иск прокурора поддержала, настаивала на удовлетворении исковых требований. Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии со ст.ст.41, 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с принципами соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих санитарно эпидемиологический надзор должностных лиц, а также разрабатывать и проводить санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия. Согласно ч. 2 ст. 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. Судом достоверно установлено, что ООО «Байкалспецстрой» по санитарной классификации относится к предприятию По сообщению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области с заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны ООО «Байкалспецстрой» в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области не обращалось. В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. Согласно п. 2.5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (далее - СанПиН) организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки. В силу п. 2.5 названных Правил в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Постановлением мэра г.Иркутска № 031-06-3302/9 от 05.10.2009 года «О санитарно-защитных зонах промышленных предприятий г.Иркутска в целях обеспечения экологической безопасности населения города Иркутска, стабилизации санитарно-эпидемиологической ситуации города, утвержден перечень промышленных объектов и производств, включающих стационарные источники выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитное излучение и др.), на территории г.Иркутска, которым рекомендовано разработать проекты санитарно-защитных зон, в данный перечень также включено ООО «Байкалспецстрой» (ответчик по делу). При установленных обстоятельствах суд пришел к выводу, что деятельность ООО «Байкалспецстрой» без проекта организации санитарно-защитной зоны не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и находит требования прокурора об обязании ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны и обеспечить его согласование в 3-хмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения подлежащими удовлетворению, поскольку факт нарушения ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части разработки проекта санитарно-защитной зоны предприятия нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и данные нарушения не устранены ответчиком. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г.Иркутска удовлетворить полностью. Обязать ООО «Байкалспецстрой» разработать проект санитарно-защитной зоны и обеспечить его согласование в 3-хмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда. Судья В.А. Долбня
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ