о признании расторгнутым договора найма



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2012 года Ленинский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего Хамди Е.В. при секретаре судебного заседания Левашовой О.А., с участием представителя истца Бочанцевой К.А. по доверенности Полевода С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-171/12 по иску Бочанцевой К.А. к Воловоду В.Г., Администрации г.Иркутска о признании расторгнутым договора социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

В исковом заявлении истец Бочанцева К.А. указала следующее: ответчик Воловод В.Г. указан в ордере серия АБ от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Воловод В.Г. из <адрес> по адресу: <адрес> выехал в другое место жительства, проживает по адресу: <адрес>. В настоящее время собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес> является Бочанцева К.А. В соответствии с п.3 ст.83 ЖК РФ, ст.89 ЖК РСФСР, договор социального найма может быть расторгнут в случае выезда нанимателя в другое место жительства. Воловод В.Г. членом семьи Бочанцевой К.А. не является; в <адрес> по адресу: <адрес> течение длительного времени не проживает; расходы на её содержание не несет, свои обязанности нанимателя жилого помещения не выполняет, имеет иное место постоянного жительства, а именно: <адрес>. Ордер на право занятия квартиры находящейся по адресу: <адрес>, был выдан в 1985 году. Согласно ст.89 ЖК РСФСР наниматель жилого помещения вправе с согласи членов семьи в любое время расторгнуть договор найма. В случае выезда нанимателя и членов его семьи на постоянное жительство в другое место договор найма считается расторгнутым со дня выезда.

Истец Бочанцева К.А. просит признать расторгнутым договор социального найма жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, заключенный с Воловодом В.Г.

В судебное заседание истец Бочанцева К.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще.

Представитель истца по доверенности Полевода С.Г. в судебном заседании исковые требования Бочанцевой К.А. поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г.Иркутска по доверенности Высоцких Е.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебное заседание ответчик Воловод В.Г. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, о чем в материалах дела имеется расписка о получении судебной повестки, копии определения суда и искового заявления с приложением; заявления о рассмотрении дела в его отсутствие не представил, об отложении рассмотрения дела не просил, возражений по существу иска не представил.

Суд, обсудив неявку ответчика в судебное заседание, извещенного надлежащим образом, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст.233 ГПК РФ в заочном производстве.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления.

Конституция РФ закрепляет свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (статья 8), равенство каждого перед законом и судом (статья 19, часть 1), а также правовые гарантии охраны права частной собственности (статья 35, части 1 и 3). Из этих конституционных принципов исходит гражданское законодательство, основывающееся, в том числе, на признании неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).

В силу ст.ст.15, 17, 19, 55 Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости защита права собственности и иных вещных прав, а также прав и обязанностей сторон в договоре должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, сторон в договоре, третьих лиц.

Статьей 10 ЖК РФ предусмотрено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в частности, вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Согласно ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В силу ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В соответствии со ст.2 Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии с п.п.1,2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Судом установлено: согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, справке Управления Росреестра по Иркутской области о содержании правоустанавливающих документов от ДД.ММ.ГГГГ Бочанцева К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на праве собственности на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, , заключенного между ФИО1 (Продавец) и Бочанцевой К.А. (Покупатель), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

Согласно п.1 договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Продавец продает, а Покупатель покупает квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежит продавцу на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Продавец гарантирует, что данная квартира на момент заключения договора не продана, не заложена, в споре и под арестом не состоит, свободна от любых прав и притязаний со стороны третьих лиц. На момент подписания договора в отчуждаемой квартире зарегистрированы: ФИО2, ФИО3, Воловод В.Г.

Как следует из поквартирной карточки, справки регистрационного отдела ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами» от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ истец Бочанцева К.А. и ФИО4 (муж), с ДД.ММ.ГГГГ - ответчик Воловод В.Г.

Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ Воловод В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>.

Из карточки лицевого счета на жилое помещение по адресу: <адрес>, усматривается, что начисление коммунальных услуг производится на состав семьи - 3 человека: Воловод В.Г., ФИО4, Бочанцева К.А.

В соответствии со ст.5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, то есть до 1 марта 2005г., применяются нормы ЖК РСФСР. Поскольку спорные правоотношения возникли до введения в действие ЖК РФ, суд полагает возможным при рассмотрении данного дела применить нормы Жилищного кодекса РСФСР и ЖК РФ.

Согласно ст.89 ЖК РСФСР, в случае выезда нанимателя и членов его семьи на постоянное жительство в другое место договор найма считается расторгнутым со дня выезда.

Статьей 83 ЖК РФ также предусмотрено, что в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.

Судом установлено: согласно договору передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Администрацией г.Иркутска, в лице заместителя председателя комитета - начальника управления жилищно-коммунального хозяйства комитета по управлению Ленинским округом администрации г.Иркутска ФИО5, с одной стороны, ФИО2, в лице ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом Иркутского нотариального округа ФИО7, Администрация передает бесплатно, а гражданин приобретает в порядке приватизации в единоличную собственность жилое помещение, состоящее из 3 комнат общей площадью 56,8 кв.м., в том числе жилой 39,7 кв.м., находящееся на первом этаже пятиэтажного железобетонного крупнопанельного жилого дома по адресу: <адрес>. Количество проживающих: 3 человека. Право на передачу в собственность жилого помещения реализует гражданин: ФИО2

Из материалов приватизационного дела на спорное жилое помещение следует, что согласно ордеру серия АБ от ДД.ММ.ГГГГ нанимателем квартиры по адресу: <адрес> являлась ФИО8, умершая ДД.ММ.ГГГГ В ордер были включены Воловод В.Г. - сын, ФИО9 - невестка, ФИО3 - внук.

В материалах приватизационного дела имеется отказ Воловода В.Г. от участия в приватизации квартиры по адресу: <адрес>, в котором он просит в договор на передачу жилого помещения в собственность граждан не включать, в дальнейшем предъявлять претензий не будет.

В исковом заявлении истец указала, что ответчик Воловод В.Г. в течение длительного времени не проживает в спорной квартире, выехал в другое место жительства по адресу: <адрес>.

По данным МУП «БТИ г.Иркутска» от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ объект по адресу: <адрес> принадлежал: 1/2 доля - ФИО10 на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом, занимающимся частной практикой в г.Иркутске ДД.ММ.ГГГГ, реестровый , зарегистрированного в БТИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за ; 1/2 доля - ФИО11 на основании дубликата свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Второй Иркутской государственной н/к Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, реестровый , зарегистрированного в БТИ г.Иркутска ДД.ММ.ГГГГ за (дубликат выдан ДД.ММ.ГГГГ, реестровый ). В настоящее время вышеуказанная 1/2 доля объекта перешла в собственность третьих лиц.

Согласно уведомлению Управления Росреестра по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Воловода В.Г. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» отсутствие у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку, согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права.           

Из п.32 Постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» следует, что разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.

При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании ч.3 ст.83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.

Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.

Согласно ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного суда «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч.1 ст.27, ч.1 ст.40). Исходя из этих положений Конституции, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище. Сама по себе регистрация или отсутствие таковой по месту жительства не может свидетельствовать о наличии или отсутствии у лица права пользования жилым помещением. Регистрация является административным актом, закон не связывает жилищные права граждан с наличием или отсутствием регистрации по месту жительства.

Из искового заявления и пояснений представителя истца в судебном заседании, которые в силу ст.55 ГПК РФ являются доказательствами по делу, следует, что ответчик Воловод В.Г. в течение длительного времени не проживает в спорной квартире, его вещей в спорной квартире нет, выехал в другое место жительства по адресу: <адрес>, членом семьи собственника Бочанцевой К.А. не является, обязательства, вытекающие из договора найма жилого помещения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не исполняет, расходы по содержанию спорной квартиры не несет, действий, свидетельствующих о намерении вселиться в спорное жилое помещение, не предпринимал, после выезда в спорное жилое помещение не вселялся.

В определении о подготовке и назначении дела к слушанию суд разъяснял ответчику представить доказательства наличия и сохранения за собой права пользования спорным жилым помещением, исполнения обязательств, вытекающих из договора найма жилого помещения, несения расходов по содержанию, оплате жилого помещения и коммунальных услуг (квитанции, иные платежные документы о внесении платы за спорное жилое помещение и коммунальных платежей и другие доказательства, подтверждающие данные факты); доказательства наличия какого-либо соглашения с собственником по пользованию спорным жилым помещением.

Однако доказательств, подтверждающих право на спорное жилое помещение, несение расходов по ремонту, содержанию спорного жилого помещения, оплате коммунальных услуг, наличии препятствий в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, ответчик суду не представил, требований о праве на спорное жилое помещение не предъявлял.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашли подтверждение обстоятельства, свидетельствующие о добровольном выезде ответчика из спорного жилого помещения в другое место жительства, его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, и исковые требования Бочанцевой К.А. к Воловоду В.Г. о признании расторгнутым договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению на основании ч.3 ст. 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.

Давая оценку всем исследованным судом доказательствам в совокупности и взаимной связи, с учетом их достоверности, относимости, допустимости, достаточности, суд считает, что имеются все основания для удовлетворения исковых требований Бочанцевой К.А. к Воловоду В.Г. о признании расторгнутым договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бочанцевой К.А. к Воловоду В.Г., Администрации г.Иркутска о признании расторгнутым договора социального найма жилого помещения удовлетворить.

Признать расторгнутым договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с Воловодом В.Г..

Ответчик Воловод В.Г. вправе подать в Ленинский районный суд г.Иркутска заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Иркутский Областной суд через Ленинский районный суд г.Иркутска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

     Судья:                                                                                                Е. В. Хамди