о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, права на досрочную трудовую пенсию, обязании зачесть в стаж работы для назначения досрочной пенсии периоды работы, назначить пенсию



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2012 года Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Батаен М.В., при секретаре Финогеновой А.О., с участием истца Петухова С.М., представителя ответчика Межуевой В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-614/12 по иску Петухова С.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, права на досрочную трудовую пенсию, обязании зачесть в стаж работы для назначения досрочной пенсии периоды работы, назначить пенсию,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных исковых требований истец Петухов С.М. указал, что *** г. он обратился в Управление ПФР в Ленинском районе г. Иркутска за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Управления ПФР в Ленинском районе г. Иркутска от *** г. № *** истцу было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии. Согласно решению стаж на соответствующих видах работ составляет 18 лет 6 мес. 9 дней (при требуемом не менее 20 лет), стаж работы в Гражданской авиации 18 лет 11 мес. 16 дней - при требуемом не менее 25 лет. Период работы с 01.04.1997 г. по 09.11.2011 г. в качестве <данные изъяты> в <данные изъяты> (14 лет 7 мес. 8 дней) к зачету в стаж на соответствующих видах работ и в стаж работы в Гражданской авиации не подлежит, поскольку вступил в силу с 01.04.1997 г. ВК РФ данное предприятие относится к экспериментальной авиации. С данным отказом не согласен. Не включение ответчиком в льготный стаж периода с 01.04.1997 г. по 08.11.2011 г. - инженером по эксплуатации, инженером по монтажу радио - спецоборудования в связи с тем, что предприятие с 01.04.1997 г. относится к предприятиям экспериментальной авиации неправомерно, поскольку до принятия ВК РФ экспериментальная авиация входила в состав Гражданской авиации. Как до введения, так и после введения ВК РФ в действие, суть экспериментальной авиации не изменилась, а лишь выделилась в самостоятельный вид авиации. Выделение экспериментальной авиации в самостоятельную отрасль не изменило характер деятельности предприятия, в связи с чем <данные изъяты> наряду с деятельностью в экспериментальной авиации, осуществлял и продолжает осуществлять деятельность в области гражданской авиации. Характер и специфика трудовой деятельности истца с 01.04.1997 г. по настоящее время не изменились. Истцу незаконно отказано в досрочном назначении пенсии, так как согласно трудовой книжки, которая является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, стаж истца на соответствующих видах работ составляет 33 года 1 мес. 17 дней, страховой стаж работы в Гражданской авиации с учетом спорного - 33 года 6 мес. 24 дня, что является достаточным для назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Просит признать решение УПФ РФ Ленинского района г. Иркутска № *** от *** г. незаконным. Признать за истцом право на досрочную пенсию с *** г. Обязать УПФ РФ в Ленинском районе г. Иркутска включить в стаж работы в Гражданской авиации и в стаж на соответствующих видах работ период с 01.04.1997 г. по 09.11.2011 г. - инженером по технической эксплуатации, инженером по монтажу электрооборудования летательных аппаратов (14 лет 7 месяцев 8 дней). Обязать УПФ РФ в Ленинском районе г. Иркутска назначить истцу досрочную пенсию со дня обращения, т.е. с *** г.

В судебном заседании истец Петухов С.М. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении, пояснил, что он работал и работает в гражданской авиации. Работа в полевых условиях, характер работы вредный, тяжелый. Эти условия работы так и остались до сих пор. Суть работы завода после переименования не изменилась. Работает как с военным самолетами, так и с самолетами гражданской авиации. Военных самолетов больше. Обслуживал СУ-30, БЕ-200. Занимается в основном гражданской авиацией, регулярно обслуживает самолеты гражданской авиации. Ничего не изменилось в работе как до 1997 года, так и после 1997 года, тот же характер работ. Обслуживание производится в полевых условиях.

В судебном заседании представитель ответчика Межуева В.П., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижениивозраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. Гражданская авиация была определена как самостоятельный вид авиации (наряду с государственной и экспериментальной) Воздушным кодексом РСФСР. В связи с принятием Воздушного кодекса РФ Иркутский авиационный завод-филиал ОАО «<данные изъяты>» отнесен к предприятиям экспериментальной авиации. Восточно-Сибирским Управлением государственного авиационного надзора, осуществляющим функции по надзору и контролю деятельности в области гражданской авиации, <данные изъяты>, включен в перечень авиапредприятий, авиакомпаний, аэропортов, авиаагентств, предприятий организаций Восточно-Сибирского УГАН Федеральной службы в сфере транспорта. Согласно законодательству, право на пенсию за выслугу лет имеют работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно - исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями. Из представленных Петуховым С.М. документов не видно, что он после 1997 года работал в гражданской авиации, кроме того, стаж не подтвержден данными индивидуального персонифицированного учета. Страховой стаж у истца составляет 18 лет 11 месяцев 16 дней при требуемом стаже 25 лет, стаж 18 лет 6 месяцев 9 дней при требуемом стаже 20 лет. Пенсионный фонд не оспаривает должность истца, ему не хватает специального стажа, стажа работы в гражданской авиации. В устав завода были внесены изменения, и теперь завод относятся к экспериментальной авиации.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и, оценив все представленные доказательства, в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 5 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрены виды трудовых пенсий. В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий: 1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается досрочно мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет.

Согласно п. 2 ст. 27 Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459.

Согласно Разъяснениям Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.09.2005 г. № 2694-19, работникам инженерно-технического состава авиации, занятым на работах по обслуживанию воздушных судов, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, можно засчитать период их работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых во вне аэродромных условиях, в специально оборудованных помещениях) до вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации без требования, что обслуживаемые ими суда являются судами гражданской авиации.

Судом установлено, что решением комиссии УПФР в Ленинском районе г. Иркутска от *** г. № *** истцу было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии. В обоснование отказа зачесть в стаж работы дающие истцу право на досрочную пенсию Пенсионный фонд указал, что в период работы: с 01.04.1997 г. по 08.11.2011 г. (14 лет 7 мес. 8 дн.) документально не доказана работа в Гражданской авиации и стаж не подтвержден данными индивидуального (персонифицированного) учета.

Стаж на соответствующих видах работ Петухова С.М. составляет 18 лет 6 месяцев 9 дней при требуемом не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Страховой стаж работы в гражданской авиации составляет 18 лет 11 месяцев 16 дней при требуемом 25 лет.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже; основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору.

Согласно трудовой книжки от *** г. Петухов С.М.*** г. был принят эл. монтажником 3 схп на <данные изъяты> (прием зап от *** г.), *** г. переведен электромонтажником по обор. 4 схп, *** г. уволен в Сов. Армию (распоряжение 86 от *** г.). С *** г. по *** г. служба в Сов. Армии. *** г. принят эл. монтажником по оборуд. летат. аппарат. 4 схп на <данные изъяты> (распоряжение № *** от *** г.), *** г. переведен эл. монтажником по оборудованию летательных аппаратов 5 сх(п), *** г. переведен инженером электриком 14, *** г. в связи с введением тарифных ставок оплату труда установлена должность инженер-монтажник по эл. оборудованию б/кат., *** г. переведен в цех 22 инженером-монтажником по оборудованию лет. аппаратов 2 к. (распоряжение № *** от *** г.), *** г. инженером по технической эксплуатации 1 кат. (распоряжение № *** от *** г.), *** г. переведен инженером-монтажником по радиоспецоборудованию 1 категории, где работает по настоящее время.

Стаж работы истца так же подтверждается справкой отдела кадров выданной ИАЗ - филиал ОАО «НПК «Иркут» уточняющей особый характер работы или условий труда за период работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Согласно справке отдела кадров выданной ИАЗ - филиал ОАО «НПК «Иркут» стаж Петухова С.М. на ИАЗ - филиале ОАО «Корпорация «Иркут» составляет 33 года 06 мес. 21 дн. ИАЗ - филиал ОАО «Корпорация «Иркут» является экспериментальным предприятием на основании Воздушного кодекса РФ от *** г. № *** ФЗ.

Согласно справке <данные изъяты>, <данные изъяты> в прошлом имело следующие наименования: <данные изъяты>

Приказом министра авиационной промышленности СССР № 99 от 4 марта 1966 г. утверждено Положение о службе эксплуатации на серийных заводах Министерства авиационной промышленности. Из Положения следует, что для оперативного решения вопросов, связанных с эксплуатацией выпущенных заводом изделий, на всех серийных заводах Министерства авиационной промышленности создается служба эксплуатации. Служба эксплуатации является самостоятельным цехом. Штаты службы эксплуатации укомплектовываются инженерно-техническими работниками и высококвалифицированными рабочими, техническими работниками и высококвалифицированными рабочими, имеющими необходимую подготовку и практический опыт работы в эксплуатирующих организациях. В обязанности службы эксплуатации входит обслуживание выпускаемой заводом авиационной техники в период гарантийного срока службы, оперативное устранение выявленных в процессе эксплуатации недостатков и своевременный ввод в строй изделий. Оказание технической помощи по эксплуатации изделий. Комплектация деталей, агрегатов, готовых изделий и отправка их в эксплуатирующие организации.

Из материалов дела следует, что ОАО «<данные изъяты>», наряду с деятельностью в экспериментальной авиации осуществляла и осуществляет деятельность в области гражданской авиации, что подтверждается: Сертификатом соответствия № *** от *** г., согласно которому ОАО «<данные изъяты>» признано соответствующей требованиям Системы сертификации на воздушном транспорте РФ в части технологического обслуживания следующей авиационной техники: воздушные суда типа <данные изъяты>, авиадвигатели <данные изъяты>, воздушные винты. вспомогательная установка <данные изъяты> бортовое оборудование - штатное, Сертификатом эксплуатанта удостоверяющим, что ОАО «<данные изъяты>» (ОАО «<данные изъяты>») соответствует требованиям законодательства Российской Федерации по гражданской авиации и ему предоставлено право обслуживать соответствующие воздушные суда, актом проверки готовности <данные изъяты>» к работе в осенне-зимний период 2006-2007 г.,

В материалах дела также имеются штанные расписания за 1999 г., 2002 г., 2004 г., 2011 г., 2012 г., технические паспорта на доработку объекта по бюллетеням промышленности, которые были исследованы судом.

В соответствии с Определением Конституционного суда № 2-П от 29.01.2004 г. при оценке пенсионных прав застрахованных лиц до даты вступления в силу Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» может применяться порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначений и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного закона.

Истец Петухов С.М., как до 01.04.1997 г., момент вступления в законную силу Воздушного кодекса Российской Федерации, работал, так и после 01.04.1997 г. работал и продолжает работать в условиях, которые отнесены законом к числу работ, дающих право на льготную пенсию. При этом характер работы истца как до 01.04.1997 г., так и после 01.04.1997 г. остался прежним, не претерпел никаких изменений, как установлено судом и ответчиком не оспаривалось.

Действующий Воздушный кодекс РФ подразделяет авиацию на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации.

Из представленных суду письменных доказательств, исследованных в судебном заседании, следует, что ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» кроме проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, осуществляет функции по обеспечению потребностей экономики, т.е. имеет признаки гражданской авиациию

Как следует из Разъяснений Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.09.2005г. №2694-19, работникам инженерно-технического состава авиации, занятым на работах по обслуживанию воздушных судов, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, можно засчитать период их работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых во вне аэродромных условиях, в специально оборудованных помещениях) до вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации без требования, что обслуживаемые ими суда являются судами гражданской авиации. Данный нормативный акт предусматривает, что до вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации указанные работы засчитываются в специальный стаж без требования, что обслуживаемые ими суда являются судами гражданской авиации. Следовательно, после вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации указанные работы могут быть засчитаны в стаж при доказанности, что обслуживаемые ими суда являются судами гражданской авиации. Суд полагает, что в судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что после вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации работа истца была связана с обслуживанием судов гражданской авиации (Бе-200), что он продолжал работу с судами гражданской авиации и характер его работы в связи с принятием Воздушного кодекса Российской Федерации не изменился ни в чем. Работа истца в спорные периоды по обслуживанию судов гражданской авиации подтверждена достоверными и достаточными письменными доказательствами, в связи с чем указанные спорные периоды подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ и в стаж гражданской авиации, дающий Петухову С.М. право на досрочную пенсию.

При таких обстоятельствах исковые требования Петухова С.М. об обязании УПФ РФ в Ленинском районе г. Иркутска включить в стаж работы в Гражданской авиации и в стаж на соответствующих видах работ период с 01.04.1997 г. по 09.11.2011 г - <данные изъяты> (14 лет 7 месяцев 8 дней), подлежат удовлетворению.

Суд полагает, что истец Петухов С.М. имеет стаж на соответствующих видах работ 33 года 1 месяц 17 дней (14 лет 7 месяцев 8 дней, включенные в стаж на соответствующих видах работ судом, плюс 18 лет 6 месяцев и 9 дней стаж на соответствующих видах работ, не оспариваемый ответчиком) при требуемом 20 лет, и страховой стаж в гражданской авиации 33 года 6 месяцев 24 дня (14 лет 7 месяцев 8 дней, включенные в страховой стаж в гражданской авиации судом, плюс 18 лет 11 месяцев и 16 дней, страховой стаж в гражданской авиации, не оспариваемый ответчиком) при требуемом не менее 25 лет. Стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Петухов С.М. имеет, в связи с чем, решение УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска № *** от *** г. об отказе Петухову С.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным, а исковые требования в этой части подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В силу п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсии по старости назначается досрочно мужчинам, работавшим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, по достижении ими возраста 55 лет.

Судом установлено, что Петухов С.М. *** г.р. обратился *** г. в УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», что подтверждается заявлением Петухова С.М., представленного в материалах дела. Право у истца на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости возникло с *** г. На момент обращения с заявлением Петухов С.М. достиг возраста 55 лет, в связи с чем, суд приходит к выводу, что досрочная трудовая пенсия по старости должна быть назначена Петухову С.М. с *** г., со дня обращения с заявлением.

При таких обстоятельствах исковые требования Петухова С.М. о признании за ним право на досрочную пенсию с *** г., обязании УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска назначить ему досрочную пенсию со дня обращения, т.е. с *** г., подлежат удовлетворению.

Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, их взаимной связи, с учетом достаточности, достоверности, относимости и допустимости, суд полагает исковые требования удовлетворить.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Петухова С.М. УДОВЛЕТВОРИТЬ.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска № *** от *** г. об отказе Петухову С.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Признать право Петухова С.М. на досрочную трудовую пенсию с *** г..

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска зачесть в стаж работы в гражданской авиации и в стаж на соответствующих видах работ по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, дающий право Петухову С.М. на досрочную пенсию, периоды трудовой деятельности с 01 апреля 1997 года по 08 ноября 2011 года (14 лет 07 месяцев 08 дней) в должностях <данные изъяты> в ОАО «<данные изъяты>», в ОАО «<данные изъяты>».

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска назначить Петухову С.М. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с *** г..

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 24 февраля 2012 года.

Судья:                                                                                                  М.В. Батаен