РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 февраля 2012 года Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Батаен М.В. при секретаре Финогеновой А.О., с участием прокурора Кидло О.Л., представителя ответчика Белых А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-383/12 по иску прокурора Ленинского района г. Иркутска в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Иркутский завод нерудных материалов» создать (выделить) рабочие места для инвалидов, УСТАНОВИЛ: В обоснование заявленных исковых требований прокурор Ленинского района г. Иркутска указал, что прокуратурой Ленинского района г. Иркутска проведена проверка соблюдения открытым акционерным обществом «Иркутский завод нерудных материалов», расположенным по адресу: <адрес> (далее по тексту - ОАО «ИЗММ») трудового законодательства. По поступившей из ОГУ «Центр занятости населения г. Иркутска» информации установлено, что в ОАО «ИЗНМ» не выполняется квота по приему на работу граждан-инвалидов. Данный факт подтверждается также материалами прокурорской проверки. Согласно штатному расписанию от *** г. в ОАО «ИЗНМ» 44 штатных единицы. Согласно списку трудоустроенных граждан от *** г. в ОАО «ИЗММ» работают 243 гражданина. Вакантных мест в ОАО «ИЗНМ» нет. Трудоустроенных инвалидов в ОАО «ИЗНМ» 3 гражданина. Мест, квотированных для трудоустройства инвалидов в ОАО «ИЗНМ» нет. Квота для приема на работу инвалидов составляет 3%, т.е. 7,29 мест. Генеральный директор ОАО «ИЗНМ» в пределах установленной квоты обязал создать (выделить) дополнительно 4 рабочих места для трудоустройства граждан инвалидов. В настоящее время вакантные рабочие места для приема на работу инвалидов, согласно информации, предоставленной ОАО «ИЗНМ» отсутствуют. Просят ОАО «Иркутский завод нерудных материалов», расположенное по адресу: <адрес> создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов в количестве 3% от среднесписочной численности работников. В судебном заседании прокурор Кидло О.Л. заявленные исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что согласно списку трудоустроенных 243 человека, из них трудоустроено инвалидов только 3 человека при квоте 7 рабочих мест. Ответчик должен создать еще дополнительно 4 рабочих места для инвалидов. Поскольку представленной ответчиком информации, у них не созданы рабочие места для инвалидов. Ежемесячно предоставляются сведения о созданных местах. Прокуратура заявила данные требования для того, чтобы ответчик на будущее учитывал, что у него должна быть создана квота, то есть они должны выделить рабочие места. Согласно ответу ответчика вакантных мест у них нет. Они может их и выделили, но по факту нет рабочих мест. В судебном заседании представитель ответчика Белых А.П., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что на заводе имеется квота для инвалидов, и перед центром занятости завод отчитывается по этой квоте. Места созданы, квота есть. Данная форма сдается до 15 числа каждого месяца за предыдущий месяц. Квота на заводе 7 человек, но к ним не обращались за трудоустройством. Квота создана, трудоустроено 3 человека, один инвалид умер, осталось два работающих инвалида. В информации, предоставленном центром занятости они указаны как ЗАО, а у них организационная форма ОАО, поэтому и произошла путаница. В судебное заседание третье лицо Государственная инспекция труда в Иркутской области, в лице своего представителя, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, представили суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела и, оценив все представленные доказательства, в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Согласно ст. 2 Конституции РФ, соблюдение прав и свобод человека является обязанностью государства. Как следует из искового заявления, пояснений прокурора, данных в судебном заседании, в настоящее время вакантные рабочие места для приема на работу инвалидов, согласно информации, предоставленной ОАО «ИЗНМ» отсутствуют, квота для инвалидов отсутствует. В соответствии со ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Согласно ст. 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Согласно ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области квота устанавливается для организаций, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 100 человек (далее - организация), в размере для коммерческих организаций - 3 процента к среднесписочной численности работников. Среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством. В соответствии с п. 82 Приказа Федеральной службы государственной статистики от *** г. № *** среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода. Согласно ч. 3 ст. 25 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. В подтверждение доводов искового заявления прокурор представил суду копию письма Службы занятости населения Иркутской области ОГКУ Центр занятости населения г. Иркутска № *** от *** г. с приложением списка предприятий (л.д. 8-9). В определении о принятии и подготовки дела к слушанию от *** г. прокурору был разъяснено, что ему необходимо представить в суд подлинные документы, приложенные к исковому заявлению в копиях. Однако прокурором не представлено подлинного документа, либо надлежаще заверенной его копии, в нарушение требований ст. 71 ГПК РФ. Кроме того из письма следует, что все предприятия Ленинского округа г. Иркутска ежемесячно предоставляют информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов; 23 предприятия и организаций не выполняют квоту по принятии на работу инвалидов (список прилагается); 20 предприятий и организаций сведений о потребности в работниках и наличии вакантных мест для трудоустройства инвалидов в 2011 г. не предоставляли (список прилагается). В списке имеется предприятие Завод нерудных материалов ЗАО, в то время как исковые требования предъявлены к ответчику ОАО «Иркутский завод нерудных материалов», а такого предприятия ОАО «Иркутский завод нерудных материалов», в списке нет. Доказательств того, что ЗАО «Завод нерудных материалов» и ОАО «Иркутский завод нерудных материалов» являются одним и тем же юридическим лицом, суду не представлено и такими доказательствами суд не располагает. Как следует из незаверенного письма службы занятости населения Иркутской области, 23 предприятия и организации не выполняют квоту по приему на работу инвалидов (список прилагается) и 20 предприятий и организаций сведения о потребности в работе и наличии вакантных мест для трудоустройства инвалидов в 2011 году не представляли (список прилагается). К чему относится приложенный к копии письма список (также не заверенный надлежаще), к 23 или 20 предприятиям, определить не представляется возможным и в исковом заявлении об этом прокурор суду не указывает. Не выполнение квоты предполагает отказ в принятии инвалида на работу, несмотря на наличие квоты, таких предприятий 23 и 20 предприятий и организаций сведения о потребности в работе и наличии вакантных мест для трудоустройства инвалидов не предоставляли. Требование прокурором заявлены ОАО «Иркутский завод нерудных материалов создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов в количестве 3% от среднесписочной численности работников, в связи с чем, суд полагает, что указанные документы (письмо и приложение к нему) не относятся к заявленным исковым требованиям. Из представленной стороной ответчика суду информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в 2011 г. за октябрь, ноябрь, декабрь, усматривается, что данная информация доведена до ОГКУ ЦЗ Н г. Иркутска, о чем свидетельствует штамп ОГКУ ЦЗН г. Иркутска на указанных документах. Рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой, ответчиком созданы. Прокурором заявлены исковые требования, в которых он просит ОАО «Иркутский завод нерудных материалов создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов в количестве 3% от среднесписочной численности работников, а в подтверждение своих доводов прокурор предоставляет письмо с приложением списка, в котором сообщается о предприятиях и организациях, которые не выполняют квоту по приему на работу инвалидов, и которые не предоставляют сведения о потребности в работниках и наличии вакантных мест для трудоустройства инвалидов в 2011 г. По мнению суду представленные прокурором доказательства не относятся к предмету заявленных исковых требований, более того в указанных документах не содержится информация об ответчике ОАО «Иркутский завод нерудных материалов». Представленные письма не заверены в установленном законом порядке и не представлены подлинные документы суду, позволяющие определить достоверность копии и подлинного документа. Иных доказательств суду не представлено и ходатайств о предоставлении времени для представления иных доказательств, прокурор суду не заявлял. Представленные ответчиком документы свидетельствуют о том, что требование закона о создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, исполнено. Суд полагает, что письмо ответчика с указанием, что у них отсутствуют вакантные места, не является доказательством невыполнения своей обязанности о создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, поскольку действующее законодательство не содержит обязательного требования к работодателю держать эти места вакантными в ожидании направления на работу инвалида. Из письма ОАО «Иркутский завод нерудных материалов» следует, что для инвалидов на заводе созданы (выделены) 7 мест, однако закон не требует от предприятия, чтобы эти места были постоянно вакантные, поскольку согласно ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Судом установлено, что прокурором достаточных и достоверных доказательство того, что ответчиком не созданы (выделены) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой, прокурор суду не представил, также как и доказательств, что инвалидам отказано в приеме на работу, и такими доказательствами суд не располагает. Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, их взаимной связи, с учетом достаточности, достоверности, относимости и допустимости, суд полагает в исковых требованиях отказать. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Иркутска в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц открытое акционерное общество «Иркутский завод нерудных материалов», расположенное по адресу <адрес> создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов в количестве 3% от среднесписочной численности работников, отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесен протест в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда изготовлено 16 февраля 2012 года. Судья М.В. Батаен