о признаниии незаконным решения об отказе в установлении пенсии, признание права на назначение досрочной пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2012 года Ленинский районный суд г.Иркутска в составе судьи Москвитиной С.Н., при секретаре судебного заседания Патрушевой А.С., с участием истца Галковой Л.Г., представителя ответчика Глызиной И.В., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-678/12 по иску Галковой Л.Г. к Управлению ПФР в Ленинском районе г. Иркутска о признании решения УПФ РФ в Ленинском районе г. Иркутска незаконным, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, обязывании включить в стаж определенные периоды работы, обязывании назначить досрочную трудовую пенсию с 13.12.2011г.,

УСТАНОВИЛ:

Галкова Л.Г. обратилась в суд с иском к Управлению ПФР в Ленинском районе г. Иркутска о признании решения УПФ РФ в Ленинском районе г. Иркутска незаконным, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, обязывании включить в стаж определенные периоды работы, обязывании назначить досрочную трудовую пенсию с 13.12.2011г., взыскании судебных расходов.

Определением от 15.03.2012г. производство по делу в части требований истца о взыскании судебных расходов было прекращено.

Определением от 27.01.2012 г. для участия в деле в качестве третьего лица привлечено ФКУЗ «Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В обосновании заявленных требований истцом указано, что 15.12.2011 г. УПФР в Ленинском районе г. Иркутска было принято Решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на том основании, что периоды ее работы в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока не были засчитаны в специальный стаж по разделу XXIV Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, так как учреждения науки, в том числе противочумные научно-исследовательские институты прямо не предусмотрены в указанном разделе и не являются учреждениями здравоохранения. Считает данное решение незаконным по следующим основаниям. В Перечне учреждений здравоохранения, содержащемся в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 г. № 627, содержатся противочумные центры (станции). Название «Противочумный центр (станция)» и не является ни типом организационно-правовой формы, ни обязательным составляющим элементом наименования учреждения. «Противочумный центр (станция) - это именно типовая категория, установленная Минздравом. ФГУЗ «Иркутск НИПЧИ Сибири и ДВ» осуществляет, помимо прочего, функции противочумного центра (станции), так как институт также как станция обеспечивает эпидемиологическое благополучие по карантинным и иным инфекциям, оказывает практическую помощь центрам санэпиднадзора по предупреждению завоза и распространения карантинных и иных инфекционных заболеваний, осуществляет обеспечение постоянной готовности специализированных противоэпидемиологических бригад и т.п. Согласно Уставу противочумного института его учредителем является Министерство здравоохранения. Из Положения об Иркутском Государственном институте НКЗДРАВА Сибири и ДВК следует, что институт создан на базе Иркутской противочумной станции и является руководящим учреждением для всех областных и некоторых краевых противочумных станций Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, лицензия на разрешение деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, выполнение работ с микроорганизмами 1-4 группы патогенности, выдана Министерством здравоохранения. Работа в ФГУЗ «Иркутск НИПЧИ Сибири и ДВ» связана с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых в соответствии с позицией 22600000-1754а раздела XXIV Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Периоды ее работы в ФГУЗ «Иркутск НИПЧИ Сибири и ДВ» в должности <...>, <...>, <...> в календарном исчислении составляют с 16.09.1983 г. по 15.07.1990 г., с 29.07.1990 г. по 30.05.1991 г. - 7 лет 8 месяцев 2 дня. Ее страховой стаж составляет 31 год 3 месяца 10 дней, что подтверждается решением УПФР в Ленинском районе г. Иркутска от 15.12.2011 г. Новое пенсионное законодательство содержит ряд норм, которые изменяют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочную пенсию. Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Возможность применения прежнего пенсионного законодательства при установлении пенсий в соответствии с Законом № 173 подтверждена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". Таким образом, периоды ее работы в ФГУЗ «ИркутскНИПЧИ Сибири и ДВ» в льготном исчислении в соответствии со ст. 94 Закона РФ от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» составляют 15 лет 4 месяца и 4 дня, что является достаточным для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Ее право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости возникло с 13.12.2011 г., когда ей исполнилось 50 лет. Просит суд признать решение УПФ РФ в Ленинском районе г. Иркутска незаконным, признать право на назначение досрочной трудовой пенсии, обязать включить периоды работы с 16.09.1983 г. по 15.07.1990 г. и с 29.07.1990 г. по 30.05.1991 г. в льготный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в льготном (двойном) исчислении, обязать назначить досрочную трудовую пенсию с 13.12.2011г.

В судебном заседании истец Галкова Л.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в заявлении, суду пояснила, что УПФ РФ по Ленинскому району г.Иркутска ей было отказано в назначении пенсии, поскольку пенсионный орган считает, что противочумный институт, в котором она работала в спорный период, не относится к учреждениям здравоохранения. Однако из всех представленных ею документов следует, что противочумный институт является учреждением здравоохранения. Кроме того, считает, что периоды ее работы в противочумном институте должны быть включены в льготный стаж в двойном размере, как это было предусмотрено законом, который действовал ранее.

Представитель УПФ РФ по Ленинскому району г. Иркутска Глызина И.В., действующая по доверенности, представив письменные возражения на исковое заявление, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что истцу было отказано в назначении досрочной пенсии и в стаж на соответствующих видах работ не был включен период ее работы с 16.09.1983 г. по 15.07.1990 г., с 29.07.1990 г. по 30.05.1991г. в должности <...>, <...>, <...> в ФГУЗ «ИркутскНИПЧИ Сибири и ДВ», поскольку ранее действовавшей и действующей в настоящее время номенклатурой учреждений здравоохранения научно-исследовательский противочумный институт не предусмотрен. Требования истца о включении периода ее работы в льготный стаж в двойном исчислении считает необоснованными, поскольку ст. 94 Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 г. предусмотрено, что работа в противочумных учреждениях засчитывается в двойном размере в трудовой стаж, а не в льготный стаж.

Представитель ФКУЗ «Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В представленном суду отзыве на исковое заявление представитель третьего лица требования искового заявления поддержал, указав, что ФГУЗ «ИркутскНИПЧИ Сибири и Дальнего Востока» является учреждением здравоохранения, что подтверждается его Уставом, из которого следует, что противочумный институт является некоммерческой организацией - федеральным государственным учреждением здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, из Устава следует, что учредителем противочумного института является Министерство здравоохранения, а сам институт, помимо прочего, осуществляет функции противочумного центра (станции). Также Постановлением Правительства РФ № 872 от 29.12.2004 г. «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля» предусмотрено, что ФГУЗ «ИркутскНИПЧИ Сибири и Дальнего Востока» утверждено как учреждение здравоохранения.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившегося лица, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ, каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии со ст. 27 п.1 пп.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В соответствии с разделом XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка № 2 производств, цехов, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утв. Постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости пользуются работники, занятые в противочумных учреждениях.

Стаж работ с тяжелыми условиями труда до 01.01.1992 г. может быть учтен согласно Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173.

В соответствии с разделом ХХVI «Учреждения здравоохранения» указанного Списка правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются работники противочумных учреждений.

В судебном заседании установлено, что решением УПФ РФ в Ленинском районе г. Иркутска от 15.12.2011г. Галковой Л.Г. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости и в стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы с 16.09.1983г. по 15.07.1990г. с 29.07.1990г. по 30.05.1991г. в должности <...>, <...>, <...> в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока, т.к. наименование учреждения не предусмотрено Списком и Номенклатурой учреждений здравоохранения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003г. № 225 трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже; основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору.

Установлено, что 16.09.1983г. Галкова Л.Г. была принята на должность <...> в Иркутский государственный научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока, 09.10.1987г. она переведена на должность <...>, 16.02.1988г. она переведена на должность <...>, 30.05.1991г. уволена по собственному желанию, что подтверждается трудовой книжкой, приказами от ****год, ****год, ****год

Из приказа народного комиссара здравоохранения от 05.07.1934 г. следует, что Иркутский противочумный институт было решено организовать на базе Иркутской противочумной станции.

В соответствии с Положением об Иркутском Государственном противочумном институте НКЗДРАВА Сибири и Д.В.К., утвержденным заместителем Наркомздрава 05.07.1934 г. Иркутский государственный противочумный институт «ЧУМИН» является научно-оперативным органом Уполномоченного СТО СССР по борьбе с чумой (противочумный центр Сибири и ДВК), а также руководящим научно-методическим учреждением для всей периферической противочумной сети Сибири и ДВК.

При этом данным положением предусмотрено, что институту подчинена краевая Хабаровская противочумная станция Дальневосточного края, из Устава (утвержден 28.08.2002 г.) которой следует, что Государственное учреждение Хабаровская противочумная станция входит в систему санитарно-эпидемиологической службы в РФ, координацию, регулирование и финансирование деятельности которого осуществляет Государственное учреждение Противочумный центр Министерства здравоохранения РФ.

Согласно Приложению № 3 к Приказу Минздрава России от 05.02.2004 г. № 37 в Перечень противочумных учреждений Минздрава России входит Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока Минздрава России.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. «О Федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля» был утвержден перечень федеральных специализированных учреждений, в который включено Государственное учреждение Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока».

Из исследованного судом Устава Федерального государственного учреждения здравоохранения «Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного 17.07.2008 г. следует, что указанное учреждение является некоммерческой организацией - федеральным государственным учреждением здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, основной целью которого является научное и практическое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Данный институт является правопреемником Государственного учреждения «Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока».

В соответствии с п. 1.5 Устава ФГУЗ Иркутск НИПЧИ Сибири и Дальнего Востока Роспотребнадзора при осуществлении своей деятельности руководствуется, в том числе, актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Установлено, что лицензия на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, выполнение работ с микроорганизмами 1-4 группы патогенности выдана ФГУЗ «Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока» Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

При этом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 154 «Вопросы федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке и находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с номенклатурой организаций системы государственной санитарно - эпидемиологической службы РФ, утв. Приказом Государственного комитета санитарно - эпидемиологического надзора РФ от 28.12.1995 г. N 138, в указанную номенклатуру входят научно-исследовательские институты.

Таким образом, давая оценку представленным доказательствам в совокупности и их взаимной связи, суд приходит к выводу, что Иркутский государственный научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока, является учреждением здравоохранения, соответственно, решение УПФР РФ от 15.12.2011 г. об отказе Галковой Л.Г. во включении в стаж на соответствующих видах работ периодов ее работы с 16.09.1983 г. по 15.07.1990 г., с 29.07.1990 г. по 30.05.1991 г. в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока является незаконным и указанные периоды работы подлежат включению в стаж работ с тяжелыми условиями труда, а значит исковые требования в этой части обоснованы и подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования истца о включении периодов работы с 16.09.1983 г. по 15.07.1990 г. и с 29.07.1990 г. по 30.05.1991 г. в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока в стаж работ с тяжелыми условиями труда в двойном размере, суд приходит к следующему.

Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990г., действовавший до 01.01.2002 г., устанавливая виды трудовых пенсий и закрепляя в качестве общих правовых оснований установления пенсии по старости достижение пенсионного возраста - 55 лет для женщин, а также наличие общего трудового стажа - не менее 20 лет для женщин (ст. 10), предусматривал и право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.

Так, в соответствии с пп. б ст. 12 Закона пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась женщинам по достижении 50 лет, если они трудились на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона, т. е. не менее 20 лет.

ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г., действующий в настоящее время, в качестве общих условий для назначения пенсии для женщин предусмотрел достижение возраста 55 лет и наличие страхового стажа не менее 5 лет (ст. 7), также предусмотрел возможность назначения определенным категориям работников пенсии в связи с особыми условиями труда.

Так, в соответствии с п.1 пп.2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

По смыслу вышеуказанных правовых норм право на получение пенсии на льготных условиях (ранее достижения установленного законом пенсионного возраста) как ранее действовавшее, так и действующее в настоящее время пенсионное законодательство связывает с наличием у работника специального трудового стажа - в данном случае стажа работы с тяжелыми условиями труда.

Доводы истца о том, что спорные периоды ее работы в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока должны быть включены в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в двойном исчислении на основании ст. 94 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 г. основаны на неправильном толковании норм материального права и не принимаются судом во внимание по следующим основаниям.

Так, в соответствии со ст. 94 Закона при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10,11,12,29 Закона периоды работы в противочумных учреждениях исчисляются в двойном размере.

Из смысла указанной нормы следует, что в двойном исчислении периоды работы в противочумных учреждениях включаются только в трудовой стаж, но не в специальный стаж - в данном случае в стаж на работах с тяжелыми условиями труда.

Таким образом, из анализа указанных норм следует, что пенсионным законодательством, действовавшим как в спорные периоды работы истца, так и действующим в настоящее время, работа с тяжелыми условиями труда, в данном случае - работа в противочумном учреждении засчитывается в специальный трудовой стаж в календарном исчислении, а значит, требования истца о включении указанных периодов работы в льготный стаж в двойном исчислении не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

Учитывая, что стаж истца на работах тяжелыми условиями труда в период с 16.09.1983 г. по 15.07.1990 г. и с 29.07.1990 г. по 30.05.1991 г., подлежащий согласно выводам суда включению в стаж на соответствующих видах работ составляет всего 7 лет 8 мес. 15 дней, что меньше стажа, предусмотренного ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г., который должен быть не менее 10 лет, суд приходит к выводу, что право на назначение досрочной трудовой пенсии по ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у истца не возникло, соответственно, пенсионный орган правомерно отказал истцу в назначении трудовой пенсии, а значит, исковые требования о признании незаконным решения УПФ РФ по Ленинскому округу г. Иркутска от 15.12.2011 г. в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию, обязывании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ****год являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Галковой Л.Г. удовлетворить частично.

Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Иркутска от 15.12.2011 г. в части отказа Галковой Л.Г. во включении в стаж на соответствующих видах работ периоды работ с 16.09.1983 г. по 15.07.1990 г., с 29.07.1190 г. по 30.05.1991 г. в должностях <...>, <...>, <...> в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Иркутска включить периоды работы Галковой Л.Г. с 16.09.1983 г. по 15.07.1990 г., с 29.07.1990 г. по 30.05.1991 г. в должностях <...>, <...>, <...> в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока в стаж на соответствующих видах работ.

В удовлетворении исковых требований Галковой Л.Г. о признании незаконным решения УПФ РФ по Ленинскому округу г. Иркутска от 15.12.2011 г. в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию, обязывании Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Иркутска включить периоды работы Галковой Л.Г. с 16.09.1983 г. по 15.07.1990 г., с 29.07.1990 г. по 30.05.1991 г. в стаж на соответствующих видах работ в льготном (двойном) исчислении, обязывании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 13.12.2011 года отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья           С.Н. Москвитина

<...>