РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 марта 2012 года Ленинский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего Хамди Е.В., при секретаре судебного заседания Кычиковой Г.О., представителя истца Никульцова Л.Ю., действующего по доверенности, представителя третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Огневой Н.Г., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-63/2012 по исковому заявлению Ковалева Д.Ф. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании недействительными внесение сведений в инвентаризационную опись о ранее учтенном земельном участке, снятии земельного участка с кадастрового учета, УСТАНОВИЛ: В исковом заявлении истец указал: он владеет па праве собственности жилым домом общей площадью 46,5 кв.м., по адресу: г.Иркутск, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 38 АД № № от****год Жилой дом расположен па одноименном земельном участке площадью 993 кв.м., что подтверждается техническим паспортом жилого дома от ****год В целях реализации исключительного права, предоставленного гражданам, в соответствие с п.1 cт.36 Земельного кодекса РФ на приватизацию земельных участков, па которых расположены, принадлежащие им на праве собственности жилые дома его супруга, действуя от его имени по доверенности, обратилась в администрацию г.Иркутска с просьбой предоставить земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: г.Иркутск, <адрес> в собственность под эксплуатацию существующего жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Выдача доверенности была связана с тем, что по служебной необходимости он выезжает на длительное время за пределы г.Иркутска. Администрация г.Иркутска указала на необходимость формирования земельного участка и утверждения схемы его расположения с последующим уточнением местоположения границы и площади земельного участка в государственном кадастре недвижимости в соответствии с действующим законодательством. Его супруга обеспечила проведение работ по межеванию земельного участка по <адрес> и подготовку схемы расположения земельного участка. Распоряжением № от ****год администрацией г.Иркутска схема расположения земельного участка, расположенного в <адрес> г. Иркутска по <адрес>, площадью 997 кв.м, под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями была утверждена. Кадастровым инженером был подготовлен межевой план для осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым №, расположенного: г.Иркутск, <адрес>, который был предоставлен в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области. Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области № от ****год в осуществлении кадастрового учета было отказано, в связи с тем, что площадь земельного участка с кадастровым №, больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (600 кв.м.) на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования (200 кв.м.). Специалисты ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области указали на необходимость изготовления нового межевого плана, уточнив площадь земельного участка по <адрес> до 800 кв.м. Действуя по рекомендации специалистов его супруга обратилась к кадастровому инженеру, который изготовил новый межевой план с уточненной площадью земельного участка по <адрес> в 800 кв.м, и после этого земельный участок был поставлен па кадастровый учет. Когда он вернулся из командировки его супруга рассказала ему что, несмотря на то, что администрация сформировала земельный участок по <адрес> площадью 997 кв.м, по фактическим границам, земельная кадастровая палата отказалась ставить его па кадастровый учет и она послушалась совета специалистов ФГУ «Земельная кадастровая палата» и кадастровый инженер переделал межевой план на земельный участок. Истец не согласен с таким положением, когда земельный участок по <адрес> находится у него в фактическом пользовании более 30 лет, а он не имеет права на приватизацию земельного участка в фактических границах. На согласившись с таким положением, он ****год обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с просьбой исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым №. В заявлении он указал, что сведения в государственный кадастр недвижимости относительно земельного участка по <адрес> внесены на основании Договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого <адрес> от ****год, который является незаключенным, поскольку подписан только одной стороной и является недействительным, поскольку не удостоверен нотариусом. Тем самым, сведения о площади земельного участка в 600 кв.м, по <адрес>, содержащиеся в незаключенном и недействительном договоре не должны были вноситься специалистами ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области в государственный кадастр недвижимости. Наличие в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений, относительно площади земельного участка, расположенного по адресу: г.Иркутск, <адрес>, нарушают требования ст.36 Земельного кодекса РФ (п.7) и его исключительное право на приватизацию указанного земельного участка в его фактических границах. Своим заявлением в Управление Росреестра по Иркутской области он просил исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым №, местоположением г.Иркутск, <адрес>, как учтенный в нарушение требований действующего законодательства. Им был получен ответ, которым Управление Росреестра по Иркутской области сообщило, что сведения о земельном участке с кадастровым № площадью 600 кв.м., расположенном в г.Иркутске по <адрес>, внесены в Государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенном земельном участке на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности № от ****год в порядке инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках в соответствии с Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденных Росземкадастром ****год Таким образом, сведения о земельном участке с кадастровым № внесены в ГКН в установленном порядке. Тем самым Управлением Росреестра по Иркутской области отказано в исключении сведений о земельном участке с кадастровым № местоположением: г.Иркутск, <адрес> из государственного кадастра недвижимости. Считает отказ Управления Россресстра по Иркутской области от ****год об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым № с местоположением г.Иркутск, <адрес>, незаконным. Такое положение, как наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым №, местоположением г.Иркутск, <адрес>, которые не соответствуют фактическому местоположению границ и фактической площади данного участка, существенно нарушает его исключительное право на приватизацию находящегося у него в фактическом пользовании земельного участка по <адрес> и, следовательно, законным являться не может. Для восстановления положения, существовавшего до нарушения его права на приватизацию земельного участка по адресу: г.Иркутск, <адрес>, необходимо исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об уникальных характеристиках земельного участка с кадастровым №, местоположением: г.Иркутск, <адрес>, снять указанный земельный участок с кадастрового учета. Истец просил признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым <...>, местоположением: г.Иркутск, <адрес>, выраженный в письме № от ****год незаконным; снять земельный участок с кадастровым №, местоположением: г.Иркутск, <адрес>, с кадастрового учета. В дальнейшем истец уточнил исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, окончательно просил признать внесение сведений о земельном участке с кадастровым № площадью 600 кв.м, расположенном по адресу: г.Иркутск <адрес> в государственный кадастр недвижимости в порядке инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках на основании Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденных Росземкадастром ****год недействительным, снять земельный участок с кадастровым №, по адресу: г.Иркутск, <адрес>, с кадастрового учета. От исковых требований о признании незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым №, по адресу: г.Иркутск, <адрес>, отказался, о чем вынесено определение суда. В судебное заседание истец Ковалев Д.Ф. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В судебном заседании представитель истца по доверенности Никульцов Л.Ю., уточненные исковые требования Ковалева Д.Ф. поддержал полностью по основаниям, изложенным в иске, просил уточненные исковые требования удовлетворить и признать внесение сведений о земельном участке с кадастровым № площадью 600, расположенным г.Иркутск по <адрес> в государственный кадастр недвижимости в порядке инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках на основании Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденных Росземкадастром 10.04.2004г. недействительным, снять земельный участок с кадастровым №, по адресу: г.Иркутск, <адрес>, с кадастрового учета. Представитель третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Огнева Н.Г. с исковыми требованиями Ковалева Д.Ф. не согласились, о чем представила отзыв (привлечены определением в качестве третьего лица, определением освобождены от процессуального положения соответчика). Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Татарникова Е.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, о чем в деле имеется расписка. Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им процессуальными правами, обсудив неявку в судебное заседание представителя Управления Росреестра по Иркутской области, извещенного о дате, времени и месте судебного заседания надлежаще, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, кадастрового дела, и оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст.46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности (ст.254 ГПК РФ). Как следует из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. №2» «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В силу ст.ст. 2,19 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст.36 Конституции РФ). В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Судом установлено: Ковалев Д.Ф. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, <адрес>, кадастровый №, на основании договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на жилой дом от ****год, договора купли-продажи в праве общей долевой собственности на жилой дом от ****год, решения Ленинского районного суда г.Иркутска от ****год, вступившего в законную силу ****год Согласно договору № от ****год о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, не удостоверенному нотариально, отделом коммунального хозяйства Исполкома Иркутского городского Совета депутатов трудящихся в соответствии с решением Иркутского Горсовета депутатов трудящихся от ****год (протокол №) ФИО1 предоставлен на праве бессрочного пользования земельный участок, значащийся по<адрес> в <адрес>, общей площадью 600 кв.м. для возведения жилого дома. Распоряжением № от ****год Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г.Иркутска утверждена схема расположения земельного участка, площадью 997 кв.м, расположенного на землях населенных пунктов в Ленинском районе г.Иркутска по <адрес>, для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Кадастровым инженером ****год был подготовлен межевой план для осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым №, расположенного: г.Иркутск, <адрес>, который был предоставлен в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области. Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области № от ****год отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в соответствии с п.1 ч.5 ст.27 ФЗ "О государственном кадастре «движимости", в связи с тем, что в результате данного кадастрового учета площадь земельного участка с кадастровым №, определенная с учетом установленных в соответствии с требованиями ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. А именно: площадь земельного участка с кадастровым №, больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (600 кв.м), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования (200 кв.м). Из искового заявления следует: специалисты ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области указали на необходимость подготовки нового межевого плана для уточнения площади земельного участка по <адрес>, в государственном кадастре недвижимости с 600 кв.м. до 800 кв.м. По рекомендации специалистов ****год был подготовлен новый межевой план с уточненной площадью земельного участка по <адрес> в 800 кв.м. Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области № от ****год об учете изменений объекта недвижимости на основании представленных документов принято решение провести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с уточнением границ (площади). По заявлению поданному ФИО, действующей от имени Ковалева Д.Ф. по доверенности, в Управление Росреестра по Иркутской области об осуществлении государственного кадастрового учета изменений от ****год № (площади, адреса, образование (создание) частей объекта недвижимого имущества с учетным номерами 1 и 2). В сведения ГКН по земельному участку с кадастровым № внесены соответствующие изменения. Сведения о местоположении и площади земельного участка (800 кв.м.) внесены в ГКН на основании межевого плана. В настоящий момент по сведениям ГКН площадь вышеуказанного земельного участка составляет 800 кв.м. ****год истец обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым № В письме от ****год Ковалеву Д.Ф. Управление Росреестра по Иркутской области сообщило, что сведения о земельном участке с кадастровым № площадью 600 кв.м., расположенном в г.Иркутске по <адрес>, внесены в Государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенном земельном участке на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности № от ****год в порядке инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках в соответствии с Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденных Росземкадастром 10.04.2004г. В соответствии с п.7 ст.36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Как следует из искового заявления земельный участок по <адрес> находится у семьи Ковалевых в фактическом пользовании более 30 лет. ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000г. № 28-ФЗ определено, что государственный кадастровый учет земельных участков это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Статьей 19 ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000г. № 28-ФЗ было установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. В результате осуществления процедуры государственного кадастрового учета для каждого земельного участка формировалось Кадастровое дело, в котором должны были комплектоваться в установленном порядке документы, подтверждающие факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Документы, содержащиеся в кадастровом деле, должны были являться основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель. Во исполнение положений указанного ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000г. № 28-ФЗ постановлением Правительства РФ № 660 от 06.09.2000г. были утверждены Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам, которыми был определен порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам в процессе их государственного кадастрового учета. Согласно утвержденному порядку, кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав па недвижимое имущество и сделок с ним. Пунктом 6 указанного порядка было установлено, что присвоение кадастровых номеров осуществляется после проверки представленных документов о межевании ранее учтенных земельных участков и проведения на основе заявки кадастровых работ (выделение, слияние, разделение, перераспределение) по формированию вновь образованных земельных участков. Приказом Росземкадастра «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» от 13.06.2001г. №П/115 были утверждены Требования к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет, в соответствии с которыми для проведении государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели (или уполномоченные ими лица) подают в органы (организации), осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы па земельные участки, документы о межевании земельных участков. Указанные документы должны быть надлежащим образом оформлены. Согласно указанным Требованиям проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя: проверку представленных заявителями документов; составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель; присвоение кадастровых номеров земельным участкам; изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков; формирование кадастровых дел. Указанными Требованиями было предусмотрено, что в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков. Приказом Росземкадастра от 02.10.2002г. № 11/327 были утверждены Требовании к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет. Данный документ устанавливал состав, формы документов, правила внесения сведений, включаемых в состав документов государственного земельного кадастра при государственном кадастровом учете земельных участков и требования к содержанию и оформлению Описаний земельных участков. На основании п.2.1.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного Приказом Федеральной службы земельного кадастра от 15.06.2001 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" (утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития РФ от 12.01.2010 N 2), внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществлялось на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках (утверждены Приказом Росземкадастра от 10.04.2001). Данные Указания устанавливают технические правила подготовки и оформления территориальными органами Росземкадастра сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Закона "О государственном земельном кадастре". Пунктом 3.2. Порядка установлено: внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществляется только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью. На основании п.5.1 Порядка, к технологическим процедурам ведения ГРЗ КР относится, в том числе, открытие подраздела, которое осуществляется при принятии должностным лицом оформленного в письменной форме решения о внесении в ГРЗ КР сведений о ранее учтенном земельном участке. При открытии подраздела должны быть обязательно введены и заполнены формы "Общие сведения" и "План границ земельного участка". Остальные формы заполняются и включаются в подраздел по мере получения необходимых для их заполнения сведений. В соответствии с разделом 1 Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках. ГЗК-1-Т.Р-11-02-01" (утв. Росземкадастром 10.04.2001), названные Указания являются нормативно-техническим документом для территориальных органов Росземкадастра, устанавливающим технические правила подготовки и оформления сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона "О государственном земельном кадастре", к отражению в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте. В соответствии с п. 1.2 Указаний, подготовка сведений о ранее учтенных земельных участках к внесению в государственный реестр земель кадастрового района и дежурную кадастровую карту заключается в инвентаризации имеющихся в распоряжении территориальных органов Росземкадастра документированных сведений о земельных участках с составлением выписки из государственного земельного кадастра обо всех ранее учтенных земельных участках, расположенных в пределах одного конкретного кадастрового квартала (далее - инвентаризационная опись). На основании п.1.3 Указаний, инвентаризационная опись представляет собой сложный документ, состоящий из перечня ранее учтенных земельных участков, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале (далее - инвентаризационный план) и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело. Из текста п.2.1 - 2.3 Указаний следует, что сведения о ранее учтенных земельных участках отражаются на основании документов, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра, а для определения земельных участков, подлежащих включению в инвентаризационную опись конкретного кадастрового квартала, анализируются все имеющиеся документы, представляющие собой систематизированные (обобщенные) сведения о земельных участках, в том числе поземельные книги, журналы учета кадастровых номеров, списки плательщиков земельного налога и арендной платы по состоянию на дату инвентаризации сведений с подтверждением осуществления указанных платежей. Как следует из п.2.5 вышеназванных Указаний, в качестве дополнительных источников сведений о ранее учтенных земельных участках используются утвержденные материалы инвентаризации земель и сведения земельно-информационных систем территориальных органов Росземкадастра. Таким образом, действовавшим законодательством РФ был установлен определенный порядок осуществления государственного кадастрового учета земельных участков. П.п.4 п.23 Требований к подготовке межевого плана, установленными приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008г. № 112, установлено, что для подготовки межевого плана используются утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. Наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ и площади спорного земельного участка, которые не соответствуют фактическому местоположению границ и фактической площади данного участка, существенно нарушает исключительное право истца на приватизацию указанного земельного участка, находящегося в его в фактическом пользовании. Данные обстоятельства свидетельствуют, что государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>, осуществленный в порядке инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках на основании Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденных Росземкадастром 10.04.2004г., осуществлен в нарушение требований ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000г. № 28-ФЗ, постановления Правительства РФ № 660 от 06.09.2000г. Государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: г.Иркутск, <адрес>, осуществленный в порядке инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках на основании Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденных Росземкадастром 10.04.2004г. в результате осуществления которого в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о площади земельного участка по <адрес>, в размере 600 кв.м., повлек нарушение исключительного права Ковалева Д.Ф. на приобретение в собственность земельного участка площадью 997 кв.м., находящегося в его фактическом пользовании более 30 лет. В связи с чем, исковые требования Ковалева Д.Ф. о признании недействительным внесение сведений в инвентаризационную опись о ранее ученном земельном участке по адресу: г.Иркутск, <адрес>, подлежат удовлетворению. Управлением Росреестра по Иркутской области, ФБГУ «ФКП Росреестра» не представлено документов о межевании спорного земельного участка. Суд не принимает в качестве доказательства представленное суду Управлением Росреестра по Иркутской области Дополнение № от ****год сведения о ранее учтенных земельных участках, расположенных в кадастровом квартале №, согласно которому в оценочную опись включены не все ранее учтенные земельные участки. Поскольку Дополнением № от ****год дополнялась Оценочная опись, которая составлялась для целей налогообложения, а не для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка по <адрес>. В соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ, граждане имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены, принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения. При этом, указанной статьей предусмотрено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользовании в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Согласно п.9 ст.38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. В соответствии с ч.3 ст.1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Согласно п.3 ч.1 ст.7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок. Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что одним из способов защиты является восстановление положения, существовавшего до нарушения права. В соответствии со ст.60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок, самовольного занятия земельного участка, в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Ковалеву Д.Ф. принадлежит исключительное право на приобретение спорного земельного участка в собственность, то есть право, принадлежащее только ему, и это право истца в силу прямого действия Конституции РФ является непосредственно действующим. Анализируя представленные доказательства, учитывая, что земельный участок по адресу: г.Иркутск <адрес> находится у истца в фактическом пользовании более 30 лет, а в соответствии с п.7 ст.37 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования, что Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г.Иркутска утверждена схема расположения спорного земельного участка площадью 997 кв.м, суд приходит к выводу о том, что Ковалев Д.Ф. имеет исключительное право на приватизацию спорного земельного участка в его фактических границах, в связи с чем, исковые требования истца о снятии земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: г.Иркутск, <адрес>, с кадастрового учета подлежат удовлетворению. Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности взаимной связи, с учетом их достоверности, относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к выводу исковые требования Ковалева Д.Ф. удовлетворить. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ковалев к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области удовлетворить. Признать внесение сведений в инвентаризационную опись о ранее ученном земельном участке по адресу: г.Иркутск, <адрес>, кадастровый номер №, площадью 600 кв.м, недействительными. Снять земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: г.Иркутск, <адрес>, с кадастрового учета. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский Областной суд через Ленинский районный суд г.Иркутска в течение месяца. Судья: Е.В. Хамди