о признании незаконным отказа Администрации г.Иркутска в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании поставить на учет для получения жилья, предоставляемого по договору социального найма во внеочередном порядке



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 апреля 2012 года                                                                                      город Иркутск

Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Долбня В.А. при секретаре судебного заседания Хамнуевой Ю.Л., с участием заявителя Толмачевой И.А., представителя заинтересованного лица Шевкуновой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1022/12 по заявлению Толмачевой И.А. о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании администрации г.Иркутска поставить на учет для получения жилья, предоставляемого по договору социального найма во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Толмачева И.А. обратилась в суд с заявлением об обязании Отдела учета и предоставления жилья Департамента правовой и кадровой работы Администрации г.Иркутска поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке в г.Иркутске, ссылаясь на следующее. Толмачева И.А. относится в числу детей, оставшихся без попечения родителей, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г. Иркутска. До 2005 года заявительница обучалась в школе-интернате <адрес>, администрация которого предоставила заявительнице информацию по окончанию данного учебного заведения о том, что заявительница поставлена на учет для получения жилья в г. Иркутске. Администрация школы-интерната также предоставила официальные запросы, которые были направлены в Администрацию г.Иркутска с целью постановки на учет в качестве нуждающейся для получения жилого помещения в г.Иркутске. В 2005 году, после окончания школы-интерната, заявительница обращалась в Отдел учета и предоставления жилья Департамента правовой и кадровой работы Администрации г.Иркутска с целью предоставления информации о наличии постановки ее на учет. Согласно устному ответу, заявительница состоит на учете для предоставления жилого помещения, и жилое помещение будет предоставлено по очереди. В силу возврата (17 лет) и недостаточности жизненного опыта заявительница была удовлетворена устным ответом и не просила дать ответ в письменной форме. В конце 2011 года заявительница узнала о том, что она беременна, и перед ней встал острый вопрос в получении жилого помещения. ****год, обратилась в Отдел учета и предоставления жилья департамента правовой и кадровой работы Администрации г.Иркутска с заявлением с просьбой предоставить информацию о номере очереди для получения жилого помещения по договорам социального найма. Однако заявительница получила ответ, что она не состоит на учете, но может быть поставлена на него. Заявительница собрала нужные документы для этого, и ****год подала заявление о постановке ее на учет в качестве нуждающейся для получения жилого помещения по договору социального найма. ****год поступил ответ, согласно которому ей было отказано в постановке на учет, по причине достижения 24-летнего возраста. Решение Отдела учета и предоставления жилья Департамента правовой и кадровой работы Администрации г.Иркутска об отказе ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма по причине достижения 24-летнего возраста, нарушает право заявительницы как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения в г. Иркутске.

При рассмотрении дела заявительница уточнила свои требования и просила суд признать незаконным отказ Администрации г.Иркутска в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в г.Иркутске и обязать Администрацию г.Иркутска поставить ее на учет для получения жилья, предоставляемому по договору социального найма в г.Иркутске во внеочередном порядке.

Заявитель Толмачева И.А. в судебном заседании уточненные заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просила требования удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Администрации г.Иркутска, главный специалист-юрист отдела учета и предоставления жилья департамента правовой и кадровой работы аппарата Администрации г.Иркутска по доверенности Шевкунова Т.А. в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснила, что на момент обращения в Администрацию г.Иркутска заявителю исполнилось 23 года, а закон Иркутской области предусматривает постановку на учет с 18 до 23 лет, просила в удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Заслушав пояснения заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования Толмачевой И.А. не подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан, которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (ч. 2 ст. 8 Закона).

Как следует из преамбулы Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, а также из статьи 1 указанного закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Согласно ст. 3 Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 127-оз (ред. от 18.06.2010) "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма" для принятия на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, имеющих в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, заявление подается в орган, осуществляющий ведение учета, по месту их жительства, а в случае отсутствия у них места жительства, помещения их под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - по месту их выявления и первичного учета в качестве детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из представленных материалов, письмом Отдела учета и предоставления жилья Департамента правовой и кадровой работы аппарата Администрации г.Иркутска от 09.02.2012 года , Толмачевой И.А. было отказано в постановке на учет на внеочередное получение жилого помещения на том основании, что заявительнице исполнилось уже 23 года.

Судом установлено, что заявительница, Толмачева И.А., ****год года рождения, в соответствии с ФЗ Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По сведениям Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г.Иркутска, Толмачева И.А. поставлена на первичный учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в органах опеки и попечительства г.Иркутска. Право пользования жилым помещением за Толмачевой И.А. в г.Иркутске не закреплялось.

Судом установлено, что Толмачева И.А. обратилась в Отдел учета и предоставления жилья департамента правовой и кадровой работы аппарат Администрации г.Иркутска с заявлением о предоставлении сведений о включении ее в Единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения в г.Иркутске - 02 декабря 2011 года, что подтверждается штампом на заявлении (вхо<адрес>), т.е. на момент обращения Толмачевой И.А. с заявлением о постановке на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма ей исполнилось 23 года.

15 января 2012 года Толмачева И.А. снова обратилась в Отдел учета и предоставления жилья департамента правовой и кадровой работы аппарат Администрации г.Иркутска с заявлением (вхо<адрес>) о постановке ее на учет для получения жилого помещения по договору социального найма в г.Иркутске в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Судом установлено, что Толмачева И.А. до достижения ею возраста 23 лет в установленном порядке с заявлением о постановке на учете на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма в Администрацию г.Иркутска (Отдел учета и предоставления жилья департамента правовой и кадровой работы аппарат Администрации г.Иркутска) не обращалась, и таких доказательств в ходе судебного разбирательства заявительница не представила. Таким образом, оспариваемым решением (отказом) администрации г.Иркутска право заявителя на постановку на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения в г.Иркутске вне очереди нарушено не было, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Толмачевой И.А. о признании незаконным отказа Администрации г.Иркутска в постановке Толмачевой И.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в г.Иркутске во внеочередном порядке, не имеется.

Достижение лицом 23-летнего возраста, не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, а также не обратившегося в суд с иском о предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста является основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

Следовательно, требование заявителя Толмачевой И.А. об обязании Администрации г.Иркутска поставить ее на учет для получения жилья по договору социального найма в г.Иркутске вне очереди не подлежит удовлетворению.

Иных доказательств, подтверждающих обращение Толмачевой И.А. с заявлением и предоставлении ею необходимых документов для постановки на учет на внеочередное получение жилого помещения в силу ст. 56 ГПК РФ, заявитель Толмачева И.А. суду не представила.

Оценивая в совокупности материалы дела, фактические обстоятельства и применяя к спорным правоотношениям нормы действующего законодательства, суд исходит из положений ст.2 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - являются обязанностью государства.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения Толмачевой И.А. о признании незаконным отказа Администрации г.Иркутска в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в г.Иркутске и обязании Администрации г.Иркутска поставить ее на учет для получения жилья, предоставляемого по договору социального найма в г.Иркутске во внеочередном порядке, и приходит к твердому убеждению в том, что право заявителя не нарушено решением (отказом) администрации г.Иркутска.

Каких-либо иных доказательств, опровергающих выводы суда сторонами представлено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Толмачевой И.А. о признании незаконным отказа Администрации г.Иркутска в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в г.Иркутске и обязании Администрации г.Иркутска поставить Толмачевой И.А. на учет для получения жилья, предоставляемому по договору социального найма в г.Иркутске во внеочередном порядке- отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ****год

Судья                                                                                                                  В.А. Долбня