о понуждении обеспечить установку тревожной сигнализации, ограждаения по периметру образовательного учреждения, систем видеонаблюдения, обязании обеспечить финансирование мероприятий по антитеррорестической защищенности детского сада



РЕШЕНИЕ
             ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2012 года                                                                                  город Иркутск

Ленинский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Долбня В.А., при секретаре судебного заседания Хамнуевой Ю.Л., с участием помощника прокурора Поповой Ж.В., представителя ответчика Шевченко Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1066/12 по иску прокурора Ленинского района г.Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 36 г.Иркутска, Администрации г.Иркутска о возложении обязанности обеспечить установку кнопки тревожной сигнализации, ограждения по периметру образовательного учреждения, систем видеонаблюдения, освежения, пропускного режима, обязании обеспечить финансирование мероприятий по антитеррористической защищенности детского сада,

                                                            УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Иркутска обратился в суд с иском к МДОУ детскому саду № 36 г.Иркутска, Администрации г.Иркутска о возложении обязанности обеспечить установку кнопки тревожной сигнализации, ограждения по периметру образовательного учреждения, систем видеонаблюдения, освежения, пропускного режима, обязании обеспечить финансирование мероприятий по антитеррористической защищенности детского сада, ссылаясь на следующее. Прокуратурой Ленинского района г.Иркутска проведена проверка обеспечения образовательными учреждениями района исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности. МДОУ детский сад № 36 г.Иркутска является самостоятельным юридическим лицом. МДОУ детский сад № 36 осуществляет деятельность на основании Устава учреждения, согласно которому имущество учреждения является муниципальной собственностью г.Иркутска и может быть использовано только для осуществления целей предмета деятельности учреждения. МДОУ детский сад № 36 имеет право оперативного управления закрепленного за ним имущества, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.12.2003г. Постановлением мэра г.Иркутска от 17.02.2011г. земельный участок площадью 6817 кв.м. по адресу: г.Иркутск, ул.Набережная, д.4, предоставлен МДОУ детский сад № 36 в постоянное (бессрочное) пользование. Общая численность обучающихся 112 чел. Территория образовательного учреждения - МДОУ детский сад № 36 имеет ограждение только по фасадной стороне территории, в полном объеме не обеспечена наружным освещением, периметральное видеонаблюдение, охрана, система пропускного режима, кнопка тревожной сигнализации отсутствует. На основании Распоряжения УМВД России по г.Иркутску от ****год р «О противодействии совершения террористических актов», Распоряжения УМВД России по г.Иркутску от ****год р «О принятии дополнительных мер при обеспечении безопасности образовательных учреждений в период подготовки и проведения «Дня знаний» 2011г.» сотрудниками органов полиции было проведено обследование МДОУ детский сад № 36 по вопросам антитеррористической защищенности здания. Из акта от ****год следует, что здание оборудовано ОПС «Атекс», тревожная кнопка отсутствует. Физическая охрана осуществляется только в нерабочее время, выходные и праздничные дни силами персонала учреждения - сторож. Пропускная система в здание, наружное видеонаблюдение, освещение полностью отсутствует, частичное ограждение территории учреждения с фасадной стороны. В ходе приемки дошкольных учреждений к 2011-2012 учебному году выявлены факты нарушения целостности потолочных покрытий в МДОУ детский сад № 36. Согласно данным технического паспорта на здание дошкольного учреждения, здание построено в 1937г., эксплуатируется более 80 лет, износ основных конструктивных элементов по состоянию на 2003г. составлял 45%, в настоящее время техническое состояние ухудшилось. Кроме того, здание рассчитано на одновременное пребывание в нем 80 детей, в то время как наполняемость групп в целом составляет 112 детей, переполнение составляет 40%, что влечет за собой дополнительный износ и разрушение конструктивных элементов здания и может способствовать возникновению чрезвычайной ситуации, угрожающей жизни и здоровью детей. Образовательное учреждение МДОУ детский сад № 36 является объектом с массовым пребыванием людей, объектом культуры, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Учредителем и администрацией МДОУ детский сад № 36, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества в Российской Федерации, должны соблюдаться требования Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам эксплуатации, в том числе требования пожарной безопасности; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями. Учредителем образовательного учреждения МДОУ детский сад № 36 является муниципальное образование г.Иркутск. От имени муниципального образования г.Иркутск права учредителя осуществляет администрация г.Иркутска в лице Комитета по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска. Деятельность учреждения МДОУ детский сад №36 финансируется учредителем в соответствии с законодательством на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Источниками формирования финансовых ресурсов МДОУ детский сад № 36 являются бюджетные и внебюджетные средства.

Прокурор просит суд обязать МДОУ детский сад № 36 обеспечить установку кнопки тревожной сигнализации, ограждения по периметру образовательного учреждения, систем видеонаблюдения, освещения, пропускного режима, и обязать Администрацию г.Иркутска обеспечить финансирование мероприятий по антитеррористической защищенности МДОУ детский сад № 36 г.Иркутска.

В судебном заседании помощник прокурора Попова Ж.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, пояснила, что с учетом того, что МДОУ Детский сад № 36 произвел действия по установке тревожной сигнализации, остальные требования подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика МДОУ детский сад № 36 Шевченко Е.Ф. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что комитет по социальной политики и культуре обращался к председателю комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска с просьбой рассмотреть вопрос о внесении в комплексную муниципальную целевую программу 2012 года устройство нового ограждения территории детского сада. ****год между ООО ЧОА «<...>» и МДОУ детский сад № 36 заключен договор о централизованной охране объектов, установлена кнопка тревожной сигнализации. ****год был заключен договор с ООО «<...>» на выполнение ремонта кровли детского сада.

Представитель ответчика Администрации г.Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не сообщил об уважительных причинах неявки в суд и не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г.Иркутска в порядку тс. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Конституцией Российской Федерации предусмотрены государственные гарантии права человека и гражданина на жизнь, здоровье и образование. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно ст. 51 названного Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ одним из принципов противодействия терроризму в РФ является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В статье 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ определено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" совместно с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".

П.п. 3.1 и 3.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена; на территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.

В силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст. 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Требованиями ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов местного самоуправления относится самостоятельное осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Администрация г.Иркутска относится к органам местного самоуправления.

Как видно из представленного в материалы дела Устава МДОУ детский сад № 36, утвержденного начальником департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска в 2011г., МДОУ детский сад № 36 г.Иркутска является самостоятельным юридическим лицом. Учреждение поставлено на учет в налоговом органе - ИФНС РФ по Ленинскому району г.Иркутска ****год, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в РФ по месту нахождения серии .

МДОУ детский сад № 36 осуществляет деятельность на основании Устава учреждения, согласно которому имущество учреждения является муниципальной собственностью г.Иркутска и может быть использовано только для осуществления целей предмета деятельности учреждения. МДОУ детский сад № 36 имеет право оперативного управления закрепленного за ним имущества, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ****год

Постановлением мэра г.Иркутска от 17.02.2011г. земельный участок площадью 6817 кв.м. по адресу: г.Иркутск, <адрес>, предоставлен МДОУ детский сад № 36 в постоянное (бессрочное) пользование.

По результатам прокурорской проверки по вопросу обеспечения образовательными учреждениями района исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности, установлено, что территория образовательного учреждения - МДОУ детский сад № 36 имеет ограждение только по фасадной стороне территории, в полном объеме не обеспечена наружным освещением, отсутствует периметральное видеонаблюдение, охрана, система пропускного режима, кнопка тревожной сигнализации.

При установленных обстоятельствах, установив, что образовательное учреждение не имеет ограждения, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, органы местного самоуправления муниципальных районов уполномочены законом на решение вопросов местного значения в сфере образования, в том числе, обустройство прилегающих к ним территорий, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, денежные средства на возведение ограждения образовательному учреждению не выделены, суд, считает необходимым обязать МДОУ детский сад № 36 установить ограждения территории детского сада, а Администрацию г.Иркутска обязать выделить денежные средства на ограждение территории МДОУ детский сад № 36.

Суду представлен договор № ОТС-12-356 о централизованной охране объекта, заключенный ****год между ООО <...>», исполнитель с одной стороны и МДОУ детский сад № 36, заказчик с другой стороны, согласно которому исполнитель обязуется оказывать услуги по радиоканальному мониторингу сигналов охранно-тревожной сигнализации, техническому обслуживанию комплексов охранно-тревожной сигнализации, а заказчик обязуется оплачивать указанные услуги. Данные договор заключен сторонами на период с 01.01.2012 года по 31.12.2012 года.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что в МДОУ детском саду № 36 установлена тревожная сигнализация, что подтверждается представленным ответчиком договором о централизованной охране объекта, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Ленинского района г.Иркутска об обязании МДОУ детский сад № 36 обеспечить установки кнопки тревожной сигнализации.

Поскольку ответчиком (МДОУ детский са<адрес>) не представлены доказательства установки на территории детского сада системы видеонаблюдения, освещения, а также пропускного режима, суд исходил из того, что отсутствие системы видеонаблюдения, освещения, а также пропускного режима в МДОУ детский са<адрес> препятствует оперативному контролю за состоянием противодиверсионной защищенности объекта с массовым пребыванием детей, а, следовательно, угрожает нарушением прав воспитанников и работников, находящихся в здании учреждения, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях. Обязанность по обеспечению и оборудованию системой видеонаблюдения, освещения, а также пропускного режима лежит на администрации г.Иркутска и Муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

В связи с чем требования прокурора об обязании МДОУ № 36 обеспечить установку системы выдеонаблюдения, освещения, пропускного режима на территории детского сада и обязании Администрации г.Иркутска обеспечить финансирование мероприятий по установке системы выдеонаблюдения, освещения, пропускного режима на территории МДОУ детского сада № 36, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Иркутска удовлетворить частично.

Обязать МДОУ детский сад № 36 обеспечить установку на территории детского сада ограждения по периметру образовательного учреждения, систем видеонаблюдения, освещения, пропускного режима.

Обязать Администрацию г.Иркутска обеспечить финансирование мероприятий по антитеррористической защищенности МДОУ детский сад № 36 г.Иркутска.

В удовлетворении искового требования прокурора Ленинского района г.Иркутска об обязании МДОУ детский сад № 36 обеспечить установку кнопки тревожной сигнализации в детском саду - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья                                                                                                                   Долбня В.А.