по иску прокурора



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2012 года Ленинский районный суд г. Иркутска в составе судьи Москвитиной С.Н., при секретаре судебного заседания Корниенко О.С., с участием прокурора Поповой Ж.В., представителя ответчика Калянова Д.В., действующего по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1033/12 по иску Прокурора Ленинского района г. Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 42 г.Иркутска, Администрации г.Иркутска об обязывании обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в образовательное учреждение путем установки пандусов и поручней при входе в здание образовательного учреждения, обязывании принять меры по финансированию мероприятий по установке пандусов и поручней,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Иркутска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 42 г.Иркутска, Администрации г.Иркутска об обязывании произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа в учреждение образования детей-инвалидов.

Определением от 20.04.2012г. к производству суда принято измененное исковое заявление Прокурора Ленинского района г. Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школа № 42 г.Иркутска, Администрации г.Иркутска об обязывании обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в образовательное учреждение путем установки пандусов и поручней при входе в здание образовательного учреждения, обязывании принять меры по финансированию мероприятий по установке пандусов и поручней.

Установлено, что в настоящее время наименование Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 42 г.Иркутска изменено на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школе № 42 г.Иркутска, что подтверждается уставом, свидетельством о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, в связи с чем суд приходит к выводу, что фактически иск предъявлен к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 42 г.Иркутска.

В обосновании иска указано, что прокуратурой Ленинского района г.Иркутска совместно с представителями Управления социального развития по Ленинскому району г.Иркутска, Управления департамента образования Ленинского района, Комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска проведены проверки исполнения требований законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов в учреждения образования, расположенные на территории района. Всего в общеобразовательных учреждениях района обучаются 15 062 подростка, из них - 209 детей-инвалидов, в том числе с нарушением опорно-двигательного аппарата - 55. В общеобразовательных учреждениях района обучаются 40 детей-инвалидов со значительными нарушениями опорно-двигательного аппарата, из них 25 посещают школы, 15 человек обучаются на дому (в том числе 4 инвалида-колясочника). Всего по Ленинскому району г.Иркутска получают образование с согласия родителей дистанционно посредством электронных технологий 21 ребенок, из которых 3 ребенка - инвалиды-колясочники, 9 детей - инвалиды по ДЦП, имеющие затруднения в передвижении. Дети-инвалиды, получающие образование на дому посредством дистанционного обучения, вправе посещать общеобразовательные учреждения. Проверкой МОУ СОШ № 42 установлено, что в учреждении обучаются 5 детей-инвалидов, в том числе, 1 - имеющий заболевание с трудностями в передвижении (колясочник), который находится на домашнем обучении. Выездной проверкой на место нахождения МОУ СОШ № 42 установлено, что учреждение образования не обеспечено пандусом, поручнями при входе в помещение школы. Таким образом, доступ детей-инвалидов, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в образовательное учреждение затруднен. Администрацией г.Иркутска, администрацией МОУ СОШ № 42 не предприняты меры к обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов, в том числе, с ограниченными возможностями передвижения, в учреждение образования. Просят суд обязать муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 г.Иркутска обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в образовательное учреждение путем установки пандусов и поручней при входе в здание образовательного учреждения, обязать Администрацию г.Иркутска принять меры по финансированию мероприятий по установке пандуса и поручней при входе в
здание МОУ СОШ №42.

В судебном заседании прокурор Попова Ж.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в заявлении, суду пояснила, что при проверке МБОУ СОШ №42 было установлено, что школа не оборудована пандусами и поручнями при входе в помещение школы. Дети-инвалиды обучаются на дому, но образовательный процесс включает в себя не только получение знаний, но и участие ребенка в школьных мероприятиях, общение со сверстниками, получение дополнительного обучения во внеурочное время. Отсутствие беспрепятственного доступа детей-инвалидов в образовательное учреждение не позволяет им в полной мере участвовать в учебном процессе. Кроме того, учитывая, что в школу могут быть приняты новые ученики, имеющие проблемы с передвижением, то действиями ответчиков нарушаются не только права детей-инвалидов, которые обучаются в школе, но и права неопределенного круга лиц.

Представитель МБОУ СОШ № 42 г.Иркутска Калянов Д.В., действующий по доверенности, представив письменные возражения на исковое заявление, в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что соответствии с вводной частью свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требований доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидами как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Таким образом, выполнение ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может осуществляться как путем проектирования, приспособлений зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и т.п.). Выбор варианта определяется местными органами власти исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона. На основании распоряжения председателя комитета по социальной политике и культуре от 17.11.09 г. №203-52-960/9 Муниципальные общеобразовательные учреждения г. Иркутска по согласованию с Учредителем и с согласия родителей обеспечивают обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальным учебным планам на дому по программам начального общего образования, а также по образовательным программам специальных образовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Исходя из вышесказанного, права детей на образование с ограниченными возможностями полностью соблюдены, так же соблюден ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» тем, что «доставили» услугу к инвалиду на дом, что не противоречит СП 31-102-99. На данный момент, в МБОУ г.Иркутска СОШ №42 обучается четверо детей-инвалидов. Все они проходят обучение на дому. В их числе нет детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата. Считает, что в случае если суд примет решение об удовлетворении заявленных требований, то необходимо установить порядок исполнения решения суда, поскольку образовательное учреждение без предоставления финансирования Администрацией г.Иркутска, не сможет осуществить мероприятия по установке пандусов и поручней при входе в здание школы.

Представитель Администрации г.Иркутска, представив письменные возражения на исковое заявление аналогичные по содержанию возражениям предоставленным МБОУ СОШ № 42, в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося лица, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2005 года N 832 и государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ 17 марта 2011 года N 175.

Установив в ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Так, согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Одним из средств конкретизации указанной нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, в частности, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утв. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73.

Так, согласно п. 3.9, 3.14 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.

В соответствии с Перечнем основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения («СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения», утв. Приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 N 390) общеобразовательные учреждения отнесены к зданиям общественного назначения, соответственно, на них распространяется действие положений ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В судебном заседании установлено, что согласно Уставу МБОУ СОШ № 42 является бюджетным учреждением, его учредителем является муниципальное образование город Иркутск. От имени муниципального образования г.Иркутск права и обязанности Учредителя осуществляет Администрация г.Иркутска. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование г. Иркутск. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Установлено, что здание МБОУ СОШ №42, расположенное по адресу: г.Иркутск, <адрес> является муниципальной собственностью и передано образовательному учреждению в оперативное управление, земельный участок по указанному адресу передан образовательному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, ответом на запрос от ****год

Установлено, что в МБОУ СОШ № 42 г.Иркутска обучается 4 ребенка-инвалида, которые проходят индивидуальное обучение на дому, что подтверждается приказами Комитета по социальной политике и культуре Администрации г.Иркутска от ****год, при этом среди этих учеников детей-инвалидов, имеющих нарушением опорно-двигательного аппарата нет, что подтверждается справками о состоянии их здоровья и справкой МБОУ СОШ № 42 от ****год

****год прокуратурой Ленинского района г.Иркутска совместно с представителями Управления Министерства социальной политики, опеки и попечительства по социальному развитию по Ленинскому району г.Иркутска, Управления департамента образования Ленинского района, Комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска была проведена проверки исполнения требований законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов в МБОУ СОШ № 42, в ходе которой было установлено, что со стороны МБОУ СОШ № 42 и Администрации г.Иркутска имеют место нарушение положений ст. 39 Конституции Российской Федерации, ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и требований СНиП 35-01-2001, поскольку здание образовательного учреждения, расположенное по адресу г.Иркутск, ул. <адрес> не обустроено пандусами и поручнями.

Указанные обстоятельства стороной ответчика оспорены не были.

Следовательно, доступ детей-инвалидов и других граждан, относящихся к категории маломобильных групп населения, в здание образовательного учреждения затруднен, что влечет нарушение их прав по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, а также нарушает гарантированное Конституцией РФ их право на достойную жизнь и свободное развитие.

Учитывая, что здание школы находится в оперативном управлении МБОУ СОШ № 42, а Администрация г.Иркутска является его учредителем, собственником имущества образовательного учреждения, а также органом местного самоуправления, то в соответствии со ст. 15 ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" именно на них возложена обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание образовательного учреждения.

При этом закрепляя обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами.

Указанная норма как не разграничивает ответственность за ее осуществление между перечисленными в ней субъектами, так и не ограничивает самостоятельность этих субъектов в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает порядок и сроки решения поставленной задачи и объем расходов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Вместе с тем, учитывая, что в силу ст. 296 ГК РФ МБОУ СОШ № 42 г.Иркутска несет бремя содержания имущества, закрепленного за ним в оперативное управление, а Администрация г.Иркутска как учредитель данного предприятия в силу положений Устава (п. 4.14) осуществляет финансирование образовательного учреждения и как орган местного самоуправления в силу ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст. 14, 18,35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пределах своих полномочий участвует в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований равных с другими гражданами возможностей для реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, что предполагает в том числе и выделение средств из местного бюджета на финансирование закрепленной законом деятельности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения, суд приходит к выводу, что требования прокурора об обязывании Администрации г.Иркутска принять меры по финансированию мероприятий по установке пандусов и поручней при входе в здание МБОУ СОШ № 42 г.Иркутска и обязывании МБОУ СОШ № 42 г.Иркутска обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в образовательное учреждение путем установки пандусов и поручней при входе в здание образовательного учреждения обоснованы и подлежат удовлетворению.

Доводы ответчиков о том, что права детей-инвалидов не нарушены, поскольку необходимые условия для получения образования созданы путем их обучения на дому, что не предусматривает их личное посещение здания образовательного учреждения, являются несостоятельными, поскольку положения закона о необходимости обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов являются императивными и не связаны с наличием или отсутствием возможности взаимодействия с данной категорией лиц вне помещения органа или организации, в чьих услугах они заинтересованы.

Кроме того, ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена возможность применения иных мер обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, только в случае когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, однако в нарушении ст. 56 ГПК РФ, ответчиками не представлено доказательств отсутствия технической возможности оборудовать вход в здание МБОУ СОШ №42 пандусами и поручнями

Доводы ответчиков о том, что в МБОУ СОШ №42 обучается четверо детей-инвалидов, которые проходят обучение на дому, и в их числе нет детей, имеющих заболевания, связанные с нарушением опорно-двигательного аппарата, судом не принимается во внимание, поскольку иск заявлен в защиту прав и интересов не только детей-инвалидов, обучающихся в данной школе, а неопределенного круга лиц, права которых могут быть нарушены в будущем отсутствием беспрепятственного доступа в образовательное учреждение для лиц, относящихся к категории маломобильных групп населения.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст. 2 ГПК РФ основной целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, что предполагает не только возможность лицу, интересы которого нарушены, обратиться в суд за защитой, но и реальность исполнения вступившего в законную силу судебного акта.

В целях реализации указанных задач гражданского судопроизводства законодатель предоставил суду право в силу ст.ст. 204, 206 ГПК РФ определять порядок и срок исполнения решения суда.

Учитывая, что обеспечение беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здание образовательного учреждения направлено на восстановление равных с другими гражданами прав инвалидов, обеспечивающих их достойную жизнь и свободное развитие, гарантированное Конституцией РФ, принимая во внимание, что выполнение образовательным учреждением мероприятий по установке пандусов и поручней при входе в здание школы поставлено в зависимость от выделяемых им учредителем денежных средств, суд с учетом требований разумности и обоснованности, считает необходимым установить следующий порядок и срок исполнения решения суда:

- Администрация г.Иркутска в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязана принять меры по финансированию мероприятий по установке пандусов и поручней при входе в здание МБОУ СОШ № 42 г.Иркутска

- МБОУ СОШ № 42 г. в течение 1 месяца с момента выделения Администрацией г.Иркутска денежных средств на указанные мероприятия обязана обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в образовательное учреждение путем установки пандусов и поручней при входе в здание образовательного учреждения

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ленинского района г.Иркутска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию г.Иркутска принять меры по финансированию мероприятий по установке пандусов и поручней при входе в здание Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 42 г.Иркутска в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 42 г.Иркутска обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в образовательное учреждение путем установки пандусов и поручней при входе в здание образовательного учреждения в течение 1 месяца с момента выделения Администрацией г.Иркутска Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 42 г.Иркутска денежных средств на мероприятия по установке пандусов и поручней при входе в здание Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 42 г.Иркутска.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                   С.Н. Москвитина

Мотивированное решение изготовлено 23.05.2012 года