о постановке на учет как нуждающихчся в улучшении жилищных условий



Р Е Ш Е Н И Е

29 мая 2012 г.                                                                                 г.Иркутск

Ленинский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Касьяновой Н.И.

при секретаре Верхозиной И.М.

с участием истца Пономарева С.А., представителя ответчика Дементьевой Т.В., действующей на основании доверенности от 13.02.2012 г. с полным объемом прав сроком действия по 31.12.2012 г.

в отсутствие 3-го лица- Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-891-12 по иску Пономарева С.А. к Комитету по управлению Ленинским округом г.Иркутска об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Пономарев С.А. обратился в суд с иском к Комитету по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование заявленных требований истец указал, что проживал в *** в *** квартире. Имея достаточный трудовой стаж и северный стаж встал на очередь на переселение из северных районов. Является инвалидом *** группы. В связи с ухудшением состояния здоровья вынужден продать квартиру за *** тыс. рублей и переехать в г.Иркутск. В г.Иркутске своего жилья не имеет. Проживает и прописан в квартире брата. Обратился в Комитет по управлению Ленинским округом с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. В постановке на учет истцу было отказано. Считает данный отказ необоснованным, в связи с чем просил суд понудить ответчика принять его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.

Определением судьи от 04.04.2012г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

В судебном заседании истец Пономарев С.А. предъявленные требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнив, что выехал из ***, в связи с плохим состоянием здоровья. Открытый карьер, где добывают руду, расположен в черте города, раз в неделю происходят взрывы, отходы которых оседают на город. В связи с проживанием в этом городе истец приобрел массу заболеваний, в результате вынужден был продать квартиру и переехать в г. Иркутск. В *** истец стоял на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Переезд из района Крайнего Севера в г. Иркутск также связан с необходимостью получения необходимых консультаций, лечения у специалистов, которых в *** нет. В г. Иркутске жилого помещения в собственности, занимаемого по договору найма, у истца нет. На учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истцу необходимо встать, поскольку Министерство социального развития, опеки и попечительства *** без постановки на учет не ставит на очередь для получения государственного жилищного сертификата, подтверждающего право истца, выехавшего из района Крайнего Севера на получение и использование социальных выплат для приобретения жилья. Денежные средства от продажи жилого помещения в *** потрачены на переезд, проживание первое время в г. Иркутске. Квартиру в г. Иркутске за эти деньги, то есть за ***., приобрести не было возможности. С заявлением о постановке на учет в Комитет по управлению Ленинским округом г. Иркутска истец обращался один раз, представив при этом документы, подтверждающие отсутствие в собственности жилого помещения. Перед тем как продать квартиру обращался за консультацией и ему было разъяснено, что он не теряет право на получение жилищного сертификата при условии возврата денежных средств, полученных за квартиру. Он согласен внести денежные средства в размере *** тыс. рублей в обмен на жилищный сертификат. Он не ухудшал намеренно свои жилищные условия, он выехал из северных районов, поскольку уже выработал необходимый стаж, приобрел множество заболеваний, уже критический возраст и жить на севере стало невозможно, т.к. они с супругой нуждаются в квалифицированной медицинской помощи.

Представитель ответчика Дементьева Т.В. в судебном заседании предъявленные требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица Министерства социального развития, опеки и попечительства *** в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также отзыв, дополнительный отзыв на исковое заявление, согласно которым Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 125-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года, жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Согласно статье 2 Федерального закона № 125-ФЗ устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам. В целях реализации Федерального закона № 125-ФЗ приняты Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Положение) и от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы». Согласно пункту 9 Положения для регистрации и постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии (социальной выплаты) для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ, предоставляются в управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по месту жительства следующие документы: заявление по форме согласно Приложению № 1; заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении; заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров; справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания. Согласно подпункту «а» пункта 9 Положения гражданин заполняет заявление по форме согласно приложению *** к Положению, в котором указывает, что состоит в очереди на улучшение жилищных условий с указанием даты и места постановки на учет. В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Исходя из ответа Комитета по управлению ***ом администрации г. Иркутска от *** *** на обращение Пономарева С.А., правомерно был дан отказ в постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Так как в *** года истец продал свою *** квартиру, находящуюся в *** тем самым намеренно ухудшил свои жилищные условия. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. На основании изложенного, в удовлетворении заявленных исковых требований Пономареву С.А. к Комитету по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска о понуждении к постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения надлежит отказать в полном объеме.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируется Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей».

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 25.10.2002г. № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Согласно ст. 2 ФЗ от 25.10.2002г. № 125-ФЗ если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

В целях реализации Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ приняты Постановления Правительства РФ от 10.12.2002г. № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г.».

Право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование социальных выплат для приобретения жилья подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Государственные жилищные сертификаты реализуются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г.».

Судом установлено, что Пономарев С.А., *** года рождения, работал с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в МУЗ «***» ***. Местность приравнена к районам Крайнего Севера. Общий стаж работы *** года, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера *** лет. Данное обстоятельство подтверждается справкой от *** ***.

Пономарев С.А. проживал и был зарегистрирован по адресу: ***, ***, что подтверждается соответствующей отметкой в паспорте.

Пономарев С.А. состоит в браке с Пономаревой Т.И., что подтверждается свидетельством о заключении брака.

Согласно справке серии ***, Пономарев С.А. является инвалидом *** группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно.

Судом установлено, что в *** на *** на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по ФЗ № 125, состояло *** человека, в том числе Пономарев С.А., зарегистрированный под номером *** по дате постановки на учет *** по второй очередности (инвалиды). Из *** граждан в ***., состоящих на учете в *** на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, изъявили желание получить государственный жилищный сертификат *** человек, в том числе Пономарев С.А., зарегистрированный в списке под номером *** по дате постановки на учет *** по второй очередности (инвалиды), что подтверждается сообщением Министерства социального развития, опеки и попечительства *** от ***

Как следует из содержания искового заявления, пояснений истца в судебном заседании, в связи с плохим состоянием здоровья, Пономареву С.А. пришлось продать квартиру в *** и переехать на постоянное место жительства в г. Иркутск, в связи с чем, с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Пономарев С.А. снят.

В подтверждение изложенного, судом исследован договор купли-продажи квартиры от ***, заключенный между Пономаревым С.А., Пономаревой Т.И. /продавцы/ и К., Д. /покупатели/, по условиям которого продавцы продали, а покупатели приобрели в собственность жилое помещение по адресу: ***, ***. Указанная квартира продана за ***.

Доводы истца о проживании в г. Иркутске в жилом помещение, принадлежащем его брату Пономареву Н.А., подтверждаются представленными домовой книгой, соответствующими отметками в паспорте о регистрации по адресу: г. Иркутск, *** справкой регистрационного отдела от ***, свидетельством о государственной регистрации права с указанием собственника указанного жилого помещения Пономарева Н.А.

В силу ст. 6 ФЗ от 25.10.2002г. № 125-ФЗ в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.

Как пояснил в судебном заседании истец он согласен на уменьшение размера жилищной субсидии на *** тыс. рублей, что составляет цену отчуждения принадлежащей ему квартиры в ***.

В соответствии с п. 8 и пп. «б» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002г. № 879, предусмотрены условия снятия граждан с учета, в том числе выезд в другую местность на постоянное место жительства.

В случае если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

Согласно п. 9 Положений для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства следующие документы: заявление по форме, заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении; заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров; справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания.

Гражданин представляет заявление по форме согласно приложению № 1 к Положению. В данном заявлении гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, указывает дату и место постановки на улучшение жилищных условий.

Министерством социального развития, опеки и попечительства *** в письме от *** Пономареву С.А. разъяснено, что для решения вопроса о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, истцу необходимо встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления по месту жительства (Комитет по управлению ***ом администрации г. Иркутска).

Пономарев С.А. обратился в Комитет по управлению ***ом г. Иркутска с заявлением от ***, согласно которому истец просил рассмотреть вопрос о возможности принять его и супругу на учет в качестве нуждающихся в жилом помещения, изложив при этом обстоятельства выезда из ***, снятия с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

На обращение Пономарева С.А. по вопросу о возможности принятия его с супругой на учет в качестве нуждающихся в жилом помещение, Комитетом по управлению ***ом г. Иркутска представлен ответ от ***, со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ, в котором указано: учитывая, что в ***. Пономарев С.А. продал квартиру в *** в настоящее время Комитет не имеет правовых оснований для принятия его с супругой на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Между тем, суд не может согласиться с указанных ответом Комитета по управлению Ленинским округом г. Иркутска, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.

Как следует из содержания искового заявления, пояснений истца в судебном заседании, Пономарев С.А. выехал из ***, в связи с плохим состоянием здоровья, в черте данного населенного пункта расположен открытый карьер, раз в неделю происходят взрывы, отходы которых оседают на город, в связи с проживанием в этом городе, истец приобрел массу заболеваний, нуждается в консультациях, лечение специалистов, которых в *** нет.

В подтверждение изложенного, судом исследована выписка из медицинской карты стационарного больного ***, согласно которой Пономареву С.А. поставлен полный диагноз: ***. Также указаны сопутствующие заболевания, лечебные и трудовые рекомендации: ***. С учетом вышеуказанных диагнозов показано наблюдение у высококвалифицированных специалистов; противопоказано проживание в районах с повышенной загазованностью, запыленностью, повышенным уровнем радиации.

Судом установлено, что Пономарев С.А., после переезда из района Крайнего Севера в г. Иркутск проживает в квартире, принадлежащей брату Пономареву Н.А., жилого помещения в собственности истец, его супруга не имеют, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от ***

Сторонам разъяснялось содержание ст. 56 ГПК РФ, в частности, ответчику разъяснена его обязанность доказать законность отказа в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Сам по себе переезд из северных районов при условии выработки необходимого северного стажа по достижении пенсионного возраста не может судом расцениваться как умышленное ухудшение жилищных условий с целью постановки на учет по новому месту жительства. Ответчиком доказательств, подтверждающих совершение истцом действий по умышленному ухудшению жилищных условий, не представлено. Вместе с тем суд полагает, что истец по достижении пенсионного возраста и наличии необходимого северного стажа приобрел право выезда из северных районов, в связи с чем продажа имеющегося жилого помещения в *** не может быть поставлена истцу в вину.

Таким образом, суд полагает установленным факт переезда Пономарева С.А. из района Крайнего Севера в г. Иркутск, в связи с плохим состоянием здоровья и наличием права на выезд из северных районов по достижении пенсионного возраста, учитывая, что достаточных и достоверных доказательств, опровергающих изложенное, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, стороной ответчика суду не представлено, суд приходит к выводу, что действия истца по продаже жилого помещения в *** не могут расцениваться, как умышленные и не добросовестные, с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его другим жильем.

Давая анализ представленным доказательствам в их совокупности и взаимной связи, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, суд приходит к выводу о наличии оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с чем исковые требования Пономарева С.А. обоснованы, основаны на законе и подлежат удовлетворению. Иной подход означал бы нарушение конституционных прав истца на проживание в благоприятных климатических условиях, а также на получение льгот для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гарантированных государством.

Доводы стороны ответчика о том, что истец в Комитет по управлению Ленинским округом г. Иркутска с заявлением по соответствующей форме, документами, подтверждающими право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в установленном законом порядке не обращался, решение о принятии его на учет или отказе в таком принятии, Комитетом не принималось, не колеблют вывод суда, исходя из следующего.

В соответствии с Законом Иркутской области от 17.12.2008г. № 127-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» для принятия на учет граждане обращаются с заявлением в органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Иркутской области, осуществляющие ведение учета (далее - орган, осуществляющий ведение учета), по месту своего жительства.

С заявлением о принятии на учет представляются следующие документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете: документы, подтверждающие нуждаемость граждан в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; документы, необходимые для признания гражданина малоимущим в порядке, установленном законом Иркутской области, и (или) подтверждающие принадлежность гражданина к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации и (или) законом Иркутской области категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма /ст. 3/.

Как указывалось судом ранее, Пономарев С.А. обратился в Комитет по управлению Ленинским округом г. Иркутска с заявлением от ***, согласно которому, истец просил рассмотреть вопрос о возможности принять его и супругу на учет в качестве нуждающихся в жилом помещения, изложив при этом обстоятельства выезда из ***, снятия с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, представив пакет документов - копии паспортов, справку об инвалидности, домовую книгу, свидетельство о регистрации права, свидетельство о браке.

Заявление Пономарева С.А., представленный пакет документов приняты Комитетом по управлению Ленинским округом г. Иркутска, о чем свидетельствуют соответствующие отметки на документах. При этом сообщение /письмо/, разъясняющее право истца обратиться в Комитет с заявлением, составленным в надлежащей форме, документами, подтверждающими право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в установленном законом порядке, Пономареву С.А. в письменной форме не выдано, посредством почтовой связи не направлено, в устной форме не разъяснено, что стороной ответчика не оспорено.

Напротив, на обращение Пономарева С.А. Комитетом по управлению Ленинским округом г. Иркутска представлен ответ от ***, со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ об отсутствии правовых оснований для принятия его с супругой на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Истцу не предложено обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по установленной форме с приложением необходимых документов, не разъяснен порядок обращения с подобным заявлением и порядок предоставления требуемых документов, а на его обращение вопрос об отказе в постановке на учет сразу же разрешен в виде письма от ***.

Таким образом, суд расценивает обращение истца в Комитет по управлению Ленинским округом как подачу им соответствующего заявления о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а письмо Комитета от ***, как отказ истцу в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.

На основании изложенного исковые требования Пономарева С.А. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Комитет по управлению Ленинским округом г.Иркутска принять Пономарева С.А. ( состав семьи 2 человека) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение 30 дней с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья:

Решение вступило в законную силу:

Копия верна:

Судья                                                      Н.И.Касьянова

Секретарь суда

Дата заверения копии:

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №2-891-12.