о возложении обязанности устранить нарушения требований антитеррористической безопасности



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2012 года Ленинский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего Хамди Е.В. при секретаре судебного заседания Орловой М.А., с участием истца прокурора Ленинского района г.Иркутска Поповой Ж.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1315/12 по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Иркутска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска», Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области об обязании установить ограждения, освещение, систему наружного видеонаблюдения, принять меры по финансированию мероприятий по антитеррористической защищенности,

УСТАНОВИЛ:

В исковом заявлении прокурор Ленинского района г.Иркутска указал следующее: прокуратурой Ленинского района г.Иркутска проведена проверка обеспечения исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности воспитанников в ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска». Территория учреждения социального обслуживания - ОГКУ СО «СРЦ» имеет значительные повреждения ограждения по периметру участка, наружное освещение, наружное видеонаблюдение отсутствует. Пропускной режим осуществляется силами персонала учреждения. Прокуратурой Ленинского района г.Иркутска в ****год в адрес администрации ОГКУ СО «СРЦ» было внесено представление об устранении нарушений антитеррористической безопасности путем установки ограждения и освещения земельного участка, принадлежащего учреждению. До настоящего времени указанные нарушения не устранены, что подтверждается справкой проверки деятельности учреждения от ****год

Прокурор просит в исковом заявлении обязать ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска» установить по периметру учреждения социального обслуживания ограждение, освещение, систему наружного видеонаблюдения; обязать учредителя - Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области принять меры по финансированию мероприятий по антитеррористической защищенности ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска».

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Иркутска Попова Ж.В. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила иск удовлетворить полностью.

Представитель ответчика ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика не представили, об отложении рассмотрения дела не просили, возражений по существу иска не представили.

Представитель ответчика Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Суд, обсудив неявку представителей ответчика, приходит к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие в порядке ст.233 ГПК РФ в заочном производстве, поскольку прокурор настаивал на рассмотрении дела в отсутствии ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в заочном производстве.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации соблюдение прав и свобод человека является обязанностью государства.

Конституцией Российской Федерации предусмотрены государственные гарантии права человека и гражданина на жизнь, здоровье и образование. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Статьей 11 ГК РФ предусмотрена возможность судебной защиты гражданских прав.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты права путем принуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска» является учреждением социального обслуживания. Разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности, в том числе, антитеррористическую защищенность объектов с массовым пребыванием людей, является одним из направлений государственной политики Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, интересах Российской Федерации.

В судебном заседании установлено: ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска» является самостоятельным юридическим лицом, поставлено на учет в налоговом органе с ****год, ОГРН , ИНН , КПП , что подтверждается свидетельством о постановке на учет юридического лица по месту нахождения на территории Российской Федерации серии 38 .

ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска» осуществляет деятельность на основании Устава учреждения, имеет имущество, являющееся собственностью Иркутской области, самостоятельный баланс, лицевой счет в главном финансовом управлении Иркутской области, расчетные счета в учреждениях банка.

Учредителем и главным распорядителем бюджетных средств Центра является Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области.

Центр создан для оказания социально-реабилитационных услуг несовершеннолетним из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с целью подготовки их к самостоятельной жизнедеятельности и бесконфликтной интеграции в общество.

Центр осуществляет прием несовершеннолетних, определяет сроки прохождения ими реабилитационного курса, формы и режимы получения ими реабилитационных услуг с учетом их интересов и личных особенностей.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска владеет на праве оперативного управления двухэтажным кирпичным зданием с подвалом общей площадью 896,70 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ****год серия .

На основании приказа Департамента имущественных отношений Иркутской области от ****год в постоянном (бессрочном) пользовании Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г.Иркутска находится земельный участок площадью 3389 кв.м. по адресу: г.Иркутск, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ****год серия .

Как следует из искового заявления и подтверждено в судебном заседании помощником прокурора Поповой Ж.В. прокуратурой Ленинского района г.Иркутска проведена проверка обеспечения исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности воспитанников в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних г.Иркутска. Территория учреждения социального обслуживания - ОГКУ СО «СРЦ» имеет значительные повреждения ограждения по периметру участка, наружное освещение, наружное видеонаблюдение отсутствует. Пропускной режим осуществляется силами персонала учреждения. Прокуратурой Ленинского района г.Иркутска в ****год в адрес администрации ОГКУ СО «СРЦ» было внесено представление об устранении нарушений антитеррористической безопасности путем установки ограждения и освещения земельного участка, принадлежащего учреждению. До настоящего времени указанные нарушения не устранены.

На основании Распоряжения УМВД России по г.Иркутску от ****год «О противодействии совершения террористических актов», Распоряжения УМВД России по г.Иркутску от ****год «О принятии дополнительных мер при обеспечении безопасности образовательных учреждений в период подготовки и проведения Дня знаний в ****год сотрудниками органов полиции было проведено обследование ОГОУ СО «СРЦ» по вопросам антитеррористической защищенности здания.

Согласно акту обследования образовательного учреждения на предмет антитеррористической защищенности от ****год в составе комиссии: инспектор ОДН ОУУП и ПДН ОП-9 УМВД России по г.Иркутску капитан милиции И.., ст.инженер УВО капитан милиции А., проведено обследование ОГКОУ СО «СРЦ г.Иркутска» по адресу: г.Иркутск, <адрес>А. Из акта следует, что в ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска» имеется пожарная сигнализация, выведенная на пульт охраны, имеется тревожная кнопка, подключенная к ОА <...>, физическая охрана - сторож - посуточно, пропускной системы нет, видеонаблюдения нет (причина - отсутствует финансирование), территория освещена частично, ограждение территории частично, местами повреждено. Вынесено предписание об устранении нарушений по ограждениям.

Согласно справке о проверке учреждения ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска» от ****год (плановая наполняемость - 51 чел., фактическая наполняемость - 62 чел.), имеются повреждения по периметру ограждения, наружное освещение практически отсутствует, наружное видеонаблюдение отсутствует, пропускной режим - сторож (4 ставки - сутки через трое).

Совместным информационным письмом Роспотребнадзора, Минобрнауки РФ и МЧС РФ от 12.03.2008г. №01/2050-8-23, №АФ-102/09, №43-828-19 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» с целью антитеррористической безопасности учреждений образования следует обеспечить установку ограждения по периметру образовательного учреждения, систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны, а также оборудованию экстренной связи с органами МВД и ФСБ России (по согласованию с ними).

Согласно п.2.3 Устава учреждения ОГКУ СО «СРЦ» является специализированным учреждением для реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной помощи и (или) социальной реабилитации. Центр создан с целью работы с несовершеннолетними, имеющими различные формы и степени дезадаптации, в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; имеющие устойчивые проявления отклонений от норм социального поведения, склонные к девиации по различным причинам; утратившие семейные, родственные и иные социальные связи и др.

В соответствии со ст.ст.155.1, 155.3 Семейного кодекса РФ организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов.

В соответствии со ст.2 ФЗ «О противодействии терроризму» одним из направлений противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Согласно «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 05.10.2009г., деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма планируется заблаговременно исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизация) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.

К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры, а именно, разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты.

ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска» является объектом с массовым пребыванием людей, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Учредителем и администрацией учреждения в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества в Российской Федерации, должны соблюдаться требования Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно- технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам эксплуатации, в том числе требования пожарной безопасности; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями.

Требованиями ст.9 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-Ф3 предусмотрено, что здание или сооружение на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или) техногенные воздействия не вызывали последствий, создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, при проживании и пребывании человека в здании или сооружении не возникало вредного воздействия на человека в результате физических, биологических, химических, радиационных и иных воздействий.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников учреждения во время осуществления деятельности, создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Судом установлено, что ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска» необходимые меры для обеспечения надлежащей охраны с целью предотвращения незаконного проникновения в учреждение и совершения террористических актов не приняты: территория учреждения имеет значительные повреждения ограждения по периметру участка, наружное освещение, наружное видеонаблюдение отсутствует.

Из представленных суду доказательств усматривается, что в настоящее время выявленные проверкой нарушения ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска» не устранены: не установлены по периметру учреждения социального обслуживания ограждение, освещение, система наружного видеонаблюдения.

Осуществление деятельности ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска» с перечисленными недостатками нарушает требования действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу.

Отсутствие по периметру учреждения социального обслуживания ограждения, освещения, системы наружного видеонаблюдения нарушает права несовершеннолетних и работающих в указанном учреждении работников на охрану жизни и здоровья, а также допускает возможность совершения террористического акта на территории учреждения и снижает эффективность мер по предупреждению терроризма.

Перечисленные нарушения затрагивают интересы Российской Федерации в сфере антитеррористической безопасности, а также неопределенного круга лиц, находящихся в учреждении

Невыполнение ответчиком требований антитеррористической безопасности объектов социального обслуживания с круглосуточным пребыванием граждан, нарушает интересы неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

Ответчик ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска» в судебное заседание не явился, возражений по существу иска, доказательств отсутствия нарушений требований антитеррористической безопасности объектов социального обслуживания с круглосуточным пребыванием граждан, доказательств надлежащего соблюдения требований ФЗ «О противодействии терроризму» суду не представил.

При таких обстоятельствах, учитывая, что надлежащие меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения во время осуществления деятельности, ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска» не приняты, суд полагает исковые требования прокурора об обязании ответчика установить по периметру учреждения социального обслуживания ограждение, освещение, систему наружного видеонаблюдения, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку выполнение указанных мероприятий необходимо для предупреждения и пресечения преступлений террористической направленности.

Учредителем и главным распорядителем бюджетных средств Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г.Иркутска является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области относится к органам государственной власти субъекта Российской Федерации - Иркутской области.

Деятельность учреждения финансируется учредителем в соответствии с законодательством на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Источниками формирования финансовых ресурсов ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска» являются бюджетные и внебюджетные средства.

Требованиями ст.1 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится самостоятельное осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В акте обследования образовательного учреждения на предмет антитеррористической защищенности от ****год указано, что видеонаблюдения нет по причине отсутствия финансирования.

Учитывая отсутствие у ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска» самостоятельных денежных средств, необходимых для устранения выявленных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, суд полагает исковые требования прокурора об обязании учредителя Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области принять меры по финансированию мероприятий по антитеррористической защищенности ОГКУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска», обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, изложенные в отзыве на исковое заявление, о том, что здание учреждения оборудовано охранно-пожарной сигнализацией с тревожной кнопкой с выходом на пульт охранного агентства <...>, осуществляется физическая охрана (круглосуточное дежурство) и тем самым учреждением проводятся меры антитеррористической защищенности, не принимаются судом, поскольку установленная кнопка и физическая охрана сторожами посуточно не обеспечивают, по мнению суда, надлежащее обеспечение безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда их жизни и здоровью.

Доводы ответчика, что учреждение соблюдает основные принципы противодействия терроризму, министерством проводится работа совместно с министерством финансов Иркутской области в целях выделения финансирования на улучшение уже существующих мер антитеррористической направленности, не влияют на выводы суда, поскольку доказательств принятия мер по финансированию мероприятий по антитеррористической защищенности учреждения суду не представлено.

Анализируя установленные по делу фактические обстоятельства, давая оценку исследованным доказательствам в их совокупности и взаимной связи с учетом относимости, достаточности и достоверности, суд приходит к выводу: исковые требования прокурора Ленинского района г.Иркутска следует удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд

                                                            РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Ленинского района г.Иркутска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, удовлетворить.

Обязать Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», установить по периметру учреждения социального обслуживания ограждение, освещение, систему наружного видеонаблюдения.

Обязать учредителя Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области принять меры по финансированию мероприятий по антитеррористической защищенности Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска», расположенного по адресу: г.Иркутск, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский Областной суд через Ленинский районный суд г.Иркутска в течение месяца.

Ответчики Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Иркутска», Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области вправе подать заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней с момента получения копии мотивированного решения в Ленинский районный суд г.Иркутска.

                                  

Судья:                                                                                                          Е.В. Хамди