РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 июня 2012г. Ленинский районный суд г. Иркутска в составе судьи Якушенко И.С. при секретаре Аксеновой О. А., с участием истца Блинов ПС, представителя истца адвоката Новцова ЕВ, действующей на основании ордера №1-ИН от 21 мая 2012г., представителя ответчика Ермаченко ДС, действующего на основании доверенности от 10.01.2012 года № ГК-09/05, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1017-12 по иску Блинов ПС к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска о включении в стаж периода работы, включении периодов работы в стаж в льготном исчислении, перерасчете трудовой пенсии, валоризации УСТАНОВИЛ: Блинов П.С. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска о включении в стаж периода работы, включении периодов работы в стаж в льготном исчислении, перерасчете трудовой пенсии, мотивируя свои требования тем, что при назначении пенсии в трудовой стаж не был включен период работы с 1941 года по 1945 год в колхозе «Организатор», впоследствии включенный в колхоз «Знамя», который в настоящее время называется «Басмановский». Кроме того, периоды работы с 07.03.1955 года по 29.06.1963г. в Тасеевском леспромхозе Красноярского края в должности слесаря - электросварщика, с 29.07.1963г. по 25.03.1965г. на Иркутском мелькомбинате в должности электросварщика, с 16.04.1965г. по 27.02.1969г. на Иркутской РЭБ флота электросварщиком и с 17.11.1989г. по 01.10.1993г. на АТП Иркутскглавснаба электросварщиком не включены в специальный трудовой стаж, как работа с тяжелыми условиями труда. Впоследствии истцом подано заявление в порядке ст.39 ГПК РФ об изменении предмета иска, согласно которому просит суд обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом включения периода работы с 01.06.1941 года по 11.07.1944 года, произвести валоризацию величины расчетного пенсионного капитала. В судебном заседании Блинов П.С., его представитель Новцова Е.В. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив при этом суду, что периоды работы в должности электросварщика не были включены в специальный трудовой стаж, поскольку, как пояснили Блинову П.С. в отделении Пенсионного фонда, работа была связана с использованием автоматической сварки, однако такими автоматами истец никогда не работал. Представитель ответчика Ермаченко Д.С. исковые требования не признал, пояснив суду, что указанный в исковом заявлении период включению в стаж не подлежит. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему: Из представленной суду трудовой книжки Блинов ПС, 11.07.1929 года рождении, выданной 22.06.1953 года, следует, что с 20.01.1953 года по 11.06.1953 года он работал инспектором в райсобесе; с 10.07.1953 года по 12.02.1955 года слесарем в стройтресте № 40; с 07.03.1955 года по 29.06.1963 года электросварщиком в Тасеевском леспромхозе; с 29.07.1963 года по 25.03.1965 года сварщиком в Иркутском мелькомбинате; с 16.04.1965 года по 27.11.1969 года электросварщиком в Иркутской ремонтно-эксплуатационной базе флота ВСУРП; с 08.12.1969 года по 14.11.1989 года электросварщиком в автотранспортной конторе «Иркутсктранс», с 17.11.1989г. по 01.10.1993г. электросварщиком на АТП Иркутскглавснаба. При этом, из сообщения УПФ РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Иркутска от 18.01.2012 года следует, что из периода работы Блинова П.С. в колхозе с 22.07.1941 года по 09.05.1945 года в трудовой стаж был включен только период работы с 11.07.1944 года по 09.05.1945 года, то есть с момента достижения 15-летнего возраста. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В ст. 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, ограничение права гражданина на получение государственной пенсии по возрасту условием достижения определенного возраста, начиная с которого трудовая деятельность засчитывается в трудовой стаж, недопустимо. В Законе РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" данные ограничения отсутствуют. В соответствии со ст. 89 этого Закона в общий трудовой стаж включается любая работа по трудовому договору, а в ст. 97 предусмотрена возможность подтверждения трудового стажа при утрате документов свидетельскими показаниями. В ст. 94 Закона установлен льготный порядок исчисления трудового стажа при подтверждении работы во время Великой Отечественной войны, а в п. "ж" ст. 110 для граждан, проработавших в период войны не менее 6 месяцев, предусмотрена надбавка к пенсии в размере 50% минимального размера пенсии по старости. В Указе Президента Российской Федерации от 10.12.1993 года N 2123 "О повышении пенсии в соответствии с п. "ж" ст. 110 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" для граждан, родившихся до 31.12.1931 года, отсутствуют ограничения в исчислении трудового стажа работников, не достигших пятнадцатилетнего возраста. В соответствии с этим Указом данная категория пенсионеров была освобождена от доказывания времени работы в период Великой Отечественной войны. В отношении других категорий пенсионеров этот Указ не применим. Вместе с тем, в силу нормативного характера Указа Президента Российской Федерации от 07.10.1993 года N 1598 можно считать общеизвестными и в соответствии с ч. 1 ст. 61 ГПК РФ не нуждающимися в доказывании, отраженные в преамбуле Указа Президента Российской Федерации от 10.12.1993 года N 2123 следующие обстоятельства: в период Великой Отечественной войны к труду привлекались несовершеннолетние граждане, работа которых не всегда документально оформлялась. В том случае, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом были бы предусмотрены ограничения прав и свобод граждан, суд, исходя из положений ст. 15 Конституции РФ о высшей юридической силе и прямом действии Конституции, должен проверить правомерность введения таких ограничений с учетом содержания ст. 55 Конституции. Следовательно, ссылка в ответе ответчика на Примерный Устав сельскохозяйственной артели, утвержденный СНК и ЦИК ВКП (б) 17.02.1935 года и на ст. 174 Кодекса Законов о труде, как на основание для отказа во включение в трудовой стаж периода работы в годы Великой Отечественной войны в возрасте до 15 лет, обоснованной быть признана не может. Таким образом, принимая во внимание, что непосредственно ответчиком и не оспаривается тот факт, что Блинов П.С. в период Великой Отечественной войны до достижения 15 летнего возраста работал в колхозе в период с 23.06.1941г. по 11.07.1944 г., что также подтверждается и представленными суду документами, в том числе протоколом комиссии по назначению пенсий при исполкоме Арбатского районного совета народных депутатов Кировской области от 24.07.1990 года, свидетельскими показаниями имеющимися в пенсионном деле, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для включения в трудовой стаж указанного периода. Рассматривая же исковые требования о включении периодов работы с 07.03.1955г. по 29.06.1963г. в Тасеевском леспромхозе Красноярского края в должности слесаря - электросварщика, с 29.07.1963г. по 25.03.1965г. на Иркутском мелькомбинате в должности электросварщика с 16.04.1965г. по 27.02.1969г. на Иркутской РЭБ флота электросварщиком, с 17.11.1989г. по 01.10.1993г. на АТП Иркутскглавснаба электросварщиком в специальный трудовой стаж, как работа с тяжелыми условиями труда, суд не находит оснований для их удовлетворения по следующим основаниям. В силу положений п. п. 2 ч. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали 12 лет и 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Согласно п. 6 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 г. N 17/19пб граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. В соответствии с п.п. 28 и 33 Правил, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001 и Законом от 15.12.2001, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (кроме случаев, предусмотренных в пункте 29 настоящих Правил). Отказ в удовлетворении заявления пенсионера о перерасчете размера пенсии оформляется решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации. Согласно п. 12 указанных Правил при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов. Пункт 13 Правил предусматривает, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов. В соответствии с ч. 7 ст. 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд. С учетом анализа приведенных норм пенсионного законодательства, пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают только на основании письменного заявления в Пенсионный Фонд гражданина, обращающегося за назначением пенсии. Часть 1 статьи 3 ГПК РФ также предусматривает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Таким образом, приведенные нормы права предоставляют возможность гражданину обратиться в суд за защитой лишь нарушенного (оспоренного) кем-либо права. Объективная спорность правового вопроса является одним из условий подведомственности дела суду. Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Пенсионным фондом не выносилось соответствующее решение об отказе во включении указанных истцом периодов работы в специальный стаж работы, как работа с тяжелыми условиями труда, в связи с чем, при таких обстоятельствах обращение в суд с требованиями о включении в специальный стаж спорных периодов работы является преждевременным, поскольку пенсионное право истца в данном случае нельзя считать нарушенным. Действующее пенсионное законодательство предусматривает определенную процедуру назначения гражданам трудовой пенсии, либо ее пересчета, посредством их обращения в пенсионный орган, и суд не может подменять пенсионный орган в осуществлении предоставленных ему (пенсионному органу) полномочий. Анализ фактических обстоятельств по делу позволяет суду сделать вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска в части включения в стаж периода работы с 23.06.1941 года по 11.07.1944 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Блинов ПС удовлетворить частично. Включить в трудовой стаж период работы с 23.06.1941г. по 11.07.1944 г. В удовлетворении исковых требований о включении периодов работы с 07.03.1955г. по 29.06.1963г. в Тасеевском леспромхозе Красноярского края в должности слесаря - электросварщика; с 29.07.1963г. по 25.03.1965г. на Иркутском мелькомбинате в должности электросварщика; с 16.04.1965г. по 27.02.1969г. на Иркутской РЭБ флота электросварщиком; с 17.11.1989г. по 01.10.1993г. на АТП Иркутскглавснаба электросварщиком - отказать. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья И.С. Якушенко