о признании утратившей право пользования



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 июля 2012 года Ленинский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего Хамди Е.В. при секретаре судебного заседания Орловой М.А., с участием истца Шевелёвой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1162/12 по исковому заявлению Шевелёвой Шевелева А.А. к Шевелёвой Шевелевой С.В. о расторжении договора найма,

УСТАНОВИЛ:

В исковом заявлении истец Шевелёва А.А. указала следующее: Шевелёва А.А. является нанимателем двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г.Иркутск, <адрес>. Ранее нанимателем была ее свекровь ФИО, а затем после ее смерти ордер был выписан на ее мужа ФИО2., который умер ****год В ордер были включены Шевелёва А.А. и Шевелева С.В. - их приемная дочь, которая после совершеннолетия уехала куда-то к своим родственникам и никаких отношений с ними не поддерживала с <...> года. Где она находится в настоящее время им не известно. Фактически Шевелева С.В. в их квартиру не вселялась и никогда не проживала, не была прописана, общего хозяйства с их семьей не вела, квартирную плату, коммунальные услуги, текущие ремонты не оплачивала, никаких своих вещей в квартиру не завозила. Она никогда к ним не приезжала и попыток вселится в квартиру не предпринимала. Они предпринимали попытки ее розыска, но они ни к чему не привели. В настоящее время истец имеет намерение приватизировать квартиру, но не может этого сделать, поскольку в ордер вписана Шевелева С.В.

Истец просит расторгнуть договор найма жилого помещения по адресу: г.Иркутск, <адрес> Шевелевой С.В.

В судебном заседании истец Шевелёва А.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просила расторгнуть с Шевелевой С.В. договор найма жилого помещения по адресу: г.Иркутск, <адрес>.

Представитель ответчика Администрации г.Иркутска по доверенности Дементьева Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебное заседание ответчик Шевелева С.В. не явились, о времени и месте судебного заседания извещена судебной повесткой по адресу, указанному в исковом заявлении, о причинах неявки суду не сообщила, заявления о рассмотрении дела в ее отсутствие не представила, об отложении рассмотрения дела не просила, возражений по существу иска не представила.

Суд, обсудив неявку ответчика в судебное заседание, извещенного надлежащим образом, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие в порядке ст.233 ГПК РФ, поскольку истец Шевелёва А.А. настаивала на рассмотрении дела в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, в заочном производстве.

Выслушав истца, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления; предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч.1 ст.27, ч.1 ст.40).

Согласно ст.40 п.1 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства.

Ст.25 Конституции РФ устанавливает, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Согласно ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного суда «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч.1 ст.27, ч.1 ст.40).

ч.4 ст.3 ЖК РФ установлено, что никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.

Ст.10 ЖК РФ предусмотрено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в частности, вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

В силу ст.9 ГК РФ, ч.2 ст.1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права.

Статьей 11 ЖК РФ предусмотрено, что защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.

В соответствии со ст.5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, то есть до 1 марта 2005г., применяются нормы ЖК РСФСР. Поскольку спорные правоотношения возникли до введения в действие ЖК РФ, суд полагает возможным при рассмотрении данного дела применить нормы Жилищного кодекса РСФСР и нормы Жилищного Кодекса РФ.

Согласно ст.53 ЖК РСФСР, члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.

Исходя из требований ст.54 ЖК РСФСР, наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.     

В соответствии со ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Ст.70 ЖК РФ устанавливает, что наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить с занимаемое жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и нанимателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.

В соответствии с п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.

Согласно ч.3 ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; 2) обеспечивать сохранность жилого помещения; 3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; 4) проводить текущий ремонт жилого помещения; 5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; 6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.

Из п.32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» следует, что разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.

При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании ч.3 ст.83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.

Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.

Судом установлено, что на основании ордера серия А от ****год, выданного исполнительным комитетом Ленинского городского районного Совета народных депутатов, нанимателем жилого помещения по адресу: г.Иркутск, <адрес> являлась ФИО

****год ФИО умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от ****год

На основании ордера серия АБ от ****год, выданного исполнительным комитетом Ленинского городского районного Совета народных депутатов, нанимателем жилого помещения по адресу: г.Иркутск, <адрес> являлся ФИО2. В ордер в качестве членов семьи нанимателя включены Шевелёва А.А. - жена, Шевелева С.В. - дочь.

****год ФИО2. умер, что подтверждается свидетельством о смерти от ****год

В соответствии с ч.2 ст.686 ГК РФ в случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними. Если такое согласие не достигнуто, все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, становятся сонанимателями.

После смерти ФИО2Ф., в силу ч.2 ст.686 ГК РФ, нанимателем спорного жилого помещения стала Шевелёва А.А.

Ответчик Шевелева С.В. является дочерью ФИО2 и Шевелёвой А.А., что подтверждается свидетельством о рождении от ****год

Как следует из поквартирной карточки, справки регистрационного отдела ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами» ****год, в жилом помещении по адресу: г.Иркутск, <адрес>, зарегистрирована Шевелёва А.А. с ****год

Из архивной поквартирной карточки на жилое помещение по адресу: г.Иркутск, <адрес>, усматривается, что ответчик Шевелева С.В. была прописана по указанному адресу ****год и выписана ****год, затем прописана ****год, выписана ****год, прописана ****год, выписана ****год

Из карточки лицевого счета на жилое помещение по адресу: г.Иркутск, <адрес>, усматривается, что начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги производится на состав семьи - 1 человек: Шевелёва А.А.

Из уведомления Управления Росреестра по Иркутской области от ****год следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Шевелевой С.В. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества.

В исковом заявлении истец указала и подтвердила в судебном заседании, что Шевелева С.В. является дочерью истца Шевелёвой А.А., отношений с родителями не поддерживала с ****год года. ****год она освободилась из мест лишения свободы, где провела <...> лет. Шевелева С.В. в спорную квартиру не вселялась, не проживала, ее вещей в квартире нет, общего хозяйства с матерью не вела, плату за жилое помещение и коммунальные услуги не вносила, текущие ремонты не проводила, попыток вселиться в квартиру не предпринимала. Истец подавала заявление о розыске дочери Шевелевой С.В., в связи с чем в органах внутренних дел заведено розыскное дело, оперативными мероприятиями место нахождение Шевелёвой С.В. не установлено.

В материалах дела представлена копия заявления Шевелёвой А.А. от ****год, поданного в Ленинский районный суд г.Иркутска, о признании Шевелевой С.В. умершей, копия заявления Шевелёвой А.А. от ****год, поданного в Ленинский районный суд г.Иркутска, о признании Шевелёвой С.В. безвестно отсутствующей.

Согласно ответу ИЦ ГУВД Иркутской области от ****год Шевелёва С.В. неоднократно была осуждена к лишению свободы. ****год была освобождена по отбытии срока из ИК-11, разыскивается с ****год, причина розыска - пропала без вести (розыскное дело от ****год)

Из ответа отдела адресно-справочной работы УФМС России по Иркутской области от ****год следует, что Шевелева С.В. на территории Иркутской области зарегистрированной не значится.

Из сообщения отдела обработки и комплектования документов управления службы ЗАГС Иркутской области от ****год следует, что запись акта о смерти Шевелевой С.В. отсутствует.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Шевелевой С.В. начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страхователями не производились. Получателем пенсии в УПФР в Ленинском районе г.Иркутска Шевелева С.В. не является.

В соответствии со ст.89 ЖК РСФСР, ст.83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.

Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.

Суд приходит к выводу, что в судебном заседании установлены обстоятельства, свидетельствующие о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и отказе от прав и обязанностей по договору социального найма. Ответчик с ****год не вселялась и не проживала в спорной квартире, не зарегистрирована в спорной квартире; действий, свидетельствующих о намерении вселиться в спорное жилое помещение, не предпринимала; обязанностей, вытекающих из договора найма жилого помещения по поддержанию жилого помещения в надлежащем состоянии, проведению текущего ремонта, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не исполняет, судом не установлено обстоятельств вынужденности выезда ответчика из спорной квартиры в другое место жительство, наличие препятствий в пользовании спорной квартирой со стороны истца, в связи с чем, суд приходит к выводу, что исковые требования Шевелёвой А.А. о расторжении с Шевелёвой С.В. договора найма жилого помещения по адресу: г.Иркутск, <адрес>, подлежат удовлетворению на основании ч.3 ст.83 ЖК РФ, в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.

Другие доказательства, опровергающие указанные обстоятельства, у суда отсутствуют, суд рассматривает гражданское дело по имеющимся доказательствам.

Давая оценку исследованным доказательствам в совокупности и взаимной связи, с учетом их достоверности, относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к выводу, исковые требования Шевелёвой А.А. следует удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шевелёвой Шевелева А.А. удовлетворить.

Расторгнуть с Шевелёвой Шевелевой С.В. договор найма жилого помещения по адресу: г.Иркутск, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский Областной суд через Ленинский районный суд г.Иркутска в течение месяца.

Ответчик Шевелёва С.В. вправе подать в Ленинский районный суд г.Иркутска заявление об отмене заочного решения в течение семи дней с момента получения копии решения суда.

          Судья:                                                                                             Е.В. Хамди