о признании незаконным бездействия по принятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ
             ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2012 года                                                                                   город Иркутск

Ленинский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Долбня В.А., при секретаре судебного заседания Безлепкиной А.Ю., с участием представителя ответчика Ларионова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1203/12 по иску Кемеровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Вагонная ремонтная компания-3» о признании незаконным бездействия по принятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности, обязании выполнить планы эвакуации с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 и оборудовать здания установками механической пожарной сигнализации,

                                                          

УСТАНОВИЛ:

Кемеровский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Вагонная ремонтная компания-3» о признании незаконным бездействия по принятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности, обязании выполнить планы эвакуации с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 и оборудовать здания установками механической пожарной сигнализации, ссылаясь на следующее. Кемеровской транспортной прокуратурой во исполнение указания Западно-Сибирского транспортного прокурора «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о пожарной безопасности» от ****год , ****год с участием в качестве специалиста представителя Отделения надзорной деятельности <адрес> и <адрес> Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <адрес> проведена выездная проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в Вагонном ремонтном депо Топки - обособленном структурном подразделении Иркутского филиала ОАО «Вагонная ремонтная компания-3». Установлено, что Вагонное ремонтное депо Топки расположено по адресу <адрес>, в состав депо входят следующие объекты: автоконтрольный пункт, арматурное отделение вагоносборочного цеха, кузнечное отделение, токарное отделение, кладовая, отделение по ремонту автосцепного оборудования со сварочным постом, колесно-роликовый цех, цех неразрушающегося контроля, вагоносборочный цех, люковое отделение, краскоприготовительное помещение, цех по ремонту оборудования, инструментальное отделение, металлообрабатывающее отделение цеха по ремонту оборудования, деревообрабатывающее отделение, флораторная, гараж автотракторной техники, участок по ремонту электрооборудования, тележечное отделение, отделение восстановления букс, отделение восстановления пятников. Депо осуществляет деятельность по капитальному ремонту железнодорожного подвижного состава. Приказом МЧС РФ от ****год во исполнение требований Федерального закона «О пожарной безопасности» утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (далее - ППБ 01-03). Согласно п. 1 ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Проверкой установлено, что в нарушение требований п. 3 ППБ 01-03 планы эвакуации в здании механических мастерских (кузнечное отделение, токарное отделение), в здании компрессорной, в гараже автотракторной техники, в вагоносборочном цехе выполнены с нарушением требований п. 6.2.7 ФИО7 ****год-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные» не на основе фотолюминесцентных материалов. В нарушение требований п. 3 ППБ 01-03, п. 12 табл. 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных Приказом МЧС РФ от ****год , здания механических мастерских и здания колесного и тележечного цехов не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации. Выявленные нарушение требований пожарной безопасности являются существенными и связаны с ненадлежащим исполнением ответчиком требований законодательства о пожарной безопасности. Вагонное ремонтное депо является крупным производственным объектом, в производственной деятельности которого выполняются в числе прочих пожароопасные виды работ, задействован значительный штат работников, что в свою очередь при несоблюдении основополагающих требований пожарной безопасности может способствовать возникновению пожара, несвоевременному оповещению о нем, затруднению эвакуации и применению первичных средств пожаротушения. Кроме того, нарушения требований пожарной безопасности, выраженные в отсутствии автоматической пожарной сигнализации на указанных выше объектах, носит длящийся характер, зафиксировано органами государственного пожарного надзора в 2009 году и для устранения данных нарушений выдано предписание от ****год которое на настоящее время не исполнено. Таким образом, выявленные нарушения требований пожарной безопасности создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан - работников Ремонтного вагонного депо Топки, а также могут привести к другим тяжким последствиям.

Кемеровский транспортный прокурор просил суд:

- признать незаконным бездействие ОАО «Вагонная ремонтная компания-3» по принятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в Вагонном ремонтном депо Топки;

- обязать ОАО «Вагонная ремонтная компания-3»: выполнить планы эвакуации здания механических мастерских (кузнечное отделение, токарное отделение), здания компрессорной, гаража автотракторной техники, вагоносборочного цеха Вагонного ремонтного депо Топки в соответствии с требованиями ФИО7 ****год-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные», разместить данные планы на указанных объектах; оборудовать здания механических мастерских, здания колесного и тележечного цехов Вагонного ремонтного депо Топки установками автоматической пожарной сигнализации.

В судебное заседание Кемеровский транспортный прокурор не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ОАО «Вагонная ремонтная компания-3» Ларионов А.С. в судебном заседании иск прокурора не признал, просил в удовлетворении заявления отказать полностью, в суде пояснил, что Федеральный закон от ****год № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) вступил в силу с ****год и требований об обязательном установлении фотолюминесцентной эвакуационной системы не содержит, следовательно, ФИО7 ****год-2009 не может быть отнесен к исключениям, предусмотренным в пункте 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ, носит рекомендательный характер и не может содержать обязательных требований. Из смысла вышеуказанных норм следует, что применение стандартов носит добровольный характе<адрес> образом, с ****год, все нормативные правовые акты не являющиеся техническим регламентом, носят рекомендательных характер, а обязательный характер носит Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от ****год Истец ссылается на нарушение ответчиком пункта 12 таблицы 1 Норм пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от ****год (Далее - Приказ МЧСРФ). В пункте 12 таблицы 1 Приказа МЧС РФ указано: «Культовые здания и комплексы (производственные, складские и жилые здания комплексов оборудуются по требованиям соответствующих пунктов настоящих норм)». Объекты вагонного ремонтного депо Топки не относятся к культовым зданиям и комплексам, они не предназначены для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества) и т.п. В целом требования истца являются необоснованными, нарушенные ответчиком нормы противопожарной безопасности, изложенные в заявлении не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, следовательно, применяться при рассмотрении данного дела не могут.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как следует из материалов дела, по результатам прокурорской проверки совместно с инспектором ОНД <адрес> и <адрес>, проведенной в отношении Вагонного ремонтного депо Топки, расположенного по адресу <адрес>, установлено, что в нарушение требований п. 3 ППБ 01-03 планы эвакуации в здании механических мастерских (кузнечное отделение, токарное отделение), в здании компрессорной, в гараже автотракторной техники, в вагоносборочном цехе выполнены с нарушением требований п. 6.2.7 ФИО7 ****год-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные» не на основе фотолюминесцентных материалов; в нарушение требований НПБ 110-03 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных Приказом МЧС РФ от ****год , здания механических мастерских и здания колесного и тележечного цехов не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации.

Согласно Положению об Иркутском филиале ОАО «Вагонная ремонтная компания-3», утвержденному генеральным директором ****год, Вагонное ремонтное депо <адрес> - обособленное структурное подразделение Иркутского филиала ОАО «Вагонная ремонтная компания-3». В состав Вагонного ремонтного депо Топки входят следующие объекты: автоконтрольный пункт, арматурное отделение вагоносборочного цеха, кузнечное отделение, токарное отделение, кладовая, отделение по ремонту автосцепного оборудования со сварочным постом, колесно-роликовый цех, цех неразрушающегося контроля, вагоносборочный цех, люковое отделение, краскоприготовительное помещение, цех по ремонту оборудования, инструментальное отделение, металлообрабатывающее отделение цеха по ремонту оборудования, деревообрабатывающее отделение, флораторная, гараж автотракторной техники, участок по ремонту электрооборудования, тележечное отделение, отделение восстановления букс, отделение восстановления пятников. Депо осуществляет деятельность по капитальному ремонту железнодорожного подвижного состава.

ФИО7 ****год-2009 утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию от ****год -ст как национальный стандарт для добровольного применения (пункт 1) в соответствии с Федеральным законом от ****год № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон №184-ФЗ), которым регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении как обязательных, так и подлежащих применению на добровольной основе требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (статья 1 Закона №184-ФЗ).

Согласно статье 2 Закона № 184-ФЗ под стандартом понимается документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии со статьей 13 и пунктами 1, 2 статьи 15 Закона № 184-ФЗ к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций. Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации. Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном указанным Федеральным законом; утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области; применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона № 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего Закона.

Таким образом, положения Закона № 184-ФЗ не допускают возможности обязательной силы актов, относящихся к ведомственному нормотворчеству в области установления обязательных требований к объектам технического регулирования.

Исключением из этого правила являются требования, подлежащие обязательному исполнению в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ, согласно которому со дня вступления в силу настоящего Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических
лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

- обеспечения энергетической эффективности.

Федеральный закон от ****год № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) вступил в силу с ****год и требований об обязательном установлении фотолюминесцентной
эвакуационной системы не содержит, следовательно, ФИО7 ****год-2009 не
может быть отнесен к исключениям, предусмотренным в пункте 1 статьи 46 Закона
№ 184-ФЗ, кроме того он носит рекомендательный характер, утвержден для
добровольного применения, и не содержит обязательных требований, учитывая
прямое указание на это в пункте 1 приказа Ростехрегулирования от ****год
260-ст.

При установленных обстоятельствах суд пришел к выводу, что вышеназванный национальный стандарт с учетом перечисленных правовых норм применяется на добровольной основе, в связи с чем, исковые требования Кемеровского транспортного прокурора об обязании ответчика ОАО «Вагонная ремонтная компания-3» выполнить планы эвакуации здания механических мастерских (кузнечное отделение, токарное отделение), здания компрессорной, гаража автотракторной техники, вагоносборочного цеха Вагонного ремонтного депо Топки на основе фотолюминесцентных материалов в соответствии с требованиями ФИО7 ****год-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные», и обязании разместить данные планы на указанных объектах, являются неправомерными, а равно как и являются неправомерными требования о признании незаконным бездействие ОАО «Вагонная ремонтная компания-3» в части необорудования на принадлежащих ему объектах фотолюминесцентной эвакуационной системы, в связи с чем в удовлетворении в указанной части исковых требований надлежит отказать.

Рассматривая исковые требования об обязании ответчика оборудовать здания механических мастерских, здания колесного и тележечного цехов Вагонного ремонтного депо Топки установками автоматической пожарной сигнализации, суд пришел к следующему.

Как установлено материалами дела, и не оспаривается ответчиком, по результатам проверки соблюдения норм законодательства о пожарной безопасности в Вагонном ремонтном депо Топки расположеном по адресу <адрес>, установлено, что в нарушение требований НПБ 110-03 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных Приказом МЧС РФ от ****год , здания механических мастерских и здания колесного и тележечного цехов не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации.

Данные обстоятельства полностью нашли свое подтверждение в представленных суду Справке о результатах проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности от ****год, объяснения главного инженера Вагонного ремонтного депо Топки ФИО5 и письма главного инженера Вагонного ремонтного депо <адрес> ФИО5 главному инженеру Иркутского филиала ОАО «ВРК-3» ФИО6

В соответствии со ст. 37 Федерального закона РФ от ****год N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах, несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, кроме того, они обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению.

В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от ****год N 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в РФ установлено, что требования пожарной безопасности, обязательны для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности РФ, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии с Нормами пожарной безопасности (НПБ 110-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от ****год N 315, установлены основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУТП и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).

Объекты, не относящиеся к государственному и муниципальному имуществу, перечисленные в пунктах 1,2,7 таблицы 1, пунктах 1 - 8 таблицы 2, пунктах 1 - 15,16.1,17.1,19,20 таблицы 3, пунктах 1 - 8 таблицы 4 приложения настоящих норм, допускается оборудовать АУПС без устройства АУПТ. При этом на указанных объектах должна быть обеспечена безопасность находящихся в них людей и устранена угроза пожара и его опасных факторов для других лиц, что должно быть подтверждено соответствующими расчетами, а применяемое в АУПС оборудование должно отвечать современным требованиям.

В силу п. 4 НПБ 110-03 и п. 20 таблицы N 3 НПБ 110-03 (Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации"), в помещениях транспорта, независимо от площади (электромашинные, аппаратные, ремонтные, тележечные и колесные, разборки и сборки вагонов, ремонтно-комплектовочные, электровагонные, подготовки вагонов, дизельные, технического обслуживания подвижного состава, контейнерных депо, производства стрелочной продукции, горячей отработки цистерн, тепловой камеры обработки вагонов для нефтебитума, шпалопропиточные, цилиндровые, отстоя пропитанной древесины) следует оборудовать автоматическими установками пожарной сигнализации, к каковым относится помещение, занимаемое Вагонное ремонтное депо Топки.

Вышеуказанные нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) действуют на территории РФ уже с 2003 года, однако с указанного времени ответчик активных действий по выполнению содержащихся в них требований не предпринимал, поскольку установленные вышеуказанные нарушения данных требований со стороны ответчика до настоящего времени не устранены, чем ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан, и, в частности, работников Вагонного ремонтного депо Топки.

Ссылка представителя ответчика в своем отзыве на исковое заявление о неправильном применении истцом п.12 таблицы 1 НПБ 110-03, утвержденного Приказом МЧС РФ от ****год, не влияет на выводы суда и не может быть принята во внимание, поскольку истец ошибочно сослался пункт 12 таблицы 1 НПБ 110-03, однако при этом указал какие требования НПБ 110-03 нарушены ответчиком, и подробно обосновал данные требования.

Деятельность Вагонного ремонтного депо Топки в отсутствии автоматической пожарной сигнализации не отвечает требованиям пожарной безопасности и находит требования прокурора об обязании ответчика оборудовать здания механических мастерских, здания колесного и тележечного цехов Вагонного ремонтного депо Топки установками пожарной сигнализации, подлежащими удовлетворению, поскольку факт нарушения ответчиком требований пожарной безопасности в части отсутствия автоматической пожарной сигнализации на указанных выше объектах нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и данные нарушения не устранены ответчиком.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кемеровского транспортного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ОАО «Вагонная ремонтная компания-3» по принятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в Вагонном ремонтном дело Топки, выраженные в отсутствие автоматической пожарной сигнализации на объектах.

Обязать ОАО «Вагонная ремонтная компании-3» оборудовать здания механических, здания колесного и тележечного цехов Вагонного ремонтного депо Топки установками автоматической пожарной сигнализации.

В удовлетворении исковых требований Кемеровского транспортного прокурора к ОАО «Вагонная ремонтная компании-3» об обязании выполнить планы эвакуации здания механических мастерских (кузнечное отделение, токарное отделение), здания компрессорной, гаража автотракторной техники, вагоносборочного цеха Вагонного ремонтного депо Топки на основе фотолюминесцентных материалов в соответствии с требованиями ФИО7 ****год-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные», и обязании разместить данные планы на указанных объектах - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья                                                                                                     Долбня В.А.