о признании утратившим право пользования жилым помещенеим, выселении и снятии с регистрационного учета



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2012 года Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Батаен М.В., при секретаре Садовской А.А., с участием прокурора Клячиной О.И., представителя истца Харитоновой И.А., ответчика Бурмистрова В.В., представителя ответчика Удачина С.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1692/12 по иску Федерального казенного учреждения «Восточно-Сибирская база хранения ресурсов МВД России» к Бурмистрову В.В., Бурмистровой К.В. о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении.

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Бурмистров В.В. проходил службу в должности заместителя начальника отдела хранения в ФКУ «Восточно-Сибирская база хранения ресурсов МВД России» в период с ****год по ****год и с ****год по ****год В период с ****год по ****год был откомандирован для прохождения службы в ГУВД <адрес>. ****год был уволен со службы в ОВД по достижению предельного возраста. В соответствии с протоколом от ****год заседания жилищно-бытовой комиссии ответчику была предоставлена для проживания жилая площадь в виде отдельной квартиры, общей площадью 25,2 кв.м. в общежитии по адресу: г. Иркутск, <адрес>. Общежитие расположено на охраняемой территории истца, является объектом федеральной собственности и принадлежит истцу на праве оперативного управления. ****год с ответчиком был заключен договор найма квартиры в общежитии. Кроме Бурмистрова В.В. в предоставленном жилом помещении зарегистрирована его дочь - Бурмистрова К.В. Задолженности по оплате за проживание и коммунальные услуги у ответчиков не имеется. Согласно п. 2 заключенного договора найма жилого помещения наниматель обязуется по окончанию срока службы освободить занимаемое жилое помещение в течение 15 рабочих дней, то есть в данном случае ****год договор найма специализированного жилого помещения прекратил свое действие и согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ, ответчики должны были освободить жилое помещение, которое они занимали. ****год ответчику было вручено предупреждение об освобождении жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение ответчиками не освобождено.

Просит признать ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, выселить их из занимаемого жилого помещения и снять Бурмистрова В.В., Бурмистрову К.В. с регистрационного учета по адресу г. Иркутск, <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Харитонова И.О., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении, суду пояснила, что ответчик должен был освободить занимаемое жилое помещение, так как у него окончился срок действия службы. Увольнение со службы является основанием для расторжения договора найма специализированного жилого помещения. Ссылка ответчика на Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2002 года «Об утверждении Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам РФ и внутренним войскам МВД РФ», не может быть взято за основу, поскольку жилое помещение было предоставлено в ****год году, то есть после вступления в силу ЖК РФ. Законодатель в ЖК РФ сохранил все пункты, за исключением пункта о том, что сотрудники, имеющие выслугу более 10 лет, не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения. Пенсионером по старости Бурмистров В.В. не является. Ответчику была предложена квартира из ведомственного фонда, но он от нее отказался, поскольку она неблагоустроенная, но площадь у нее 48 кв.м. Ответчики заселились в общежитие после вступления в законную силу ЖК РФ, значит, на данные правоотношения распространяются нормы ЖК РФ, а постановление Правительства РФ утратило силу. Бурмистров В.В. состоял на очереди, как нуждающийся в получении жилья с 2006 года, на данный момент ответчик снят с очереди. С ****год года ответчик не проживает в спорной квартире. Бурмистров В.В. не состоял на очереди по программе «Жилище» предусмотренной для людей, вставших на учет до 1 марта 2005 года. Поскольку договор найма закончил срок действия, то, ответчики утратили право на проживание в спорном помещении.

В судебном заседании ответчик Бурмистров В.В. исковые требования не признал в полном объеме, возражал против их удовлетворения, суду пояснил, что от квартиры, которую ему предлагали, он отказался, поскольку она расположена в старом доме, отсутствует канализация, водоснабжение. Его заставляли принудительно выселяться из общежития, поэтому ему пришлось часть вещей вывезти в гараж. Ранее проживал по <адрес> в квартире жены, но поскольку он с ней разведен, то там не проживает, только приезжает к ребенку.

Представитель ответчика Бурмистрова В.В. - Удачин С.Н., действующий на основании ордера, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, возражал против их удовлетворения, суду пояснил, что Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2002 года «Об утверждении Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам РФ и внутренним войскам МВД РФ» сохранило свое действие. Сотрудники, имеющие стаж работы более 10 лет в правоохранительных органах, не могут быть выселены из общежития. Полагал, что истец имеет право ставить вопрос о выселении, но с предоставлением другого жилого помещения, однако иное жилое помещение не предоставляется. У Бурмистрова В.В. имеется стаж работы свыше 10 лет в правоохранительных органах, он пенсионер по выслуге лет, состоит на учете как лицо, нуждающееся в жилом помещении, и не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения, все обязанности по содержанию квартиры и оплате он выполняет. Ст. 103 ЖК РФ содержит общие нормы, а в постановлении Правительства РФ содержится специальная норма, регулирующая отношения, связанные с предоставлением жилых помещений в общежитиях МВД.

В судебное заседание ответчики Бурмистрова К.В., УФМС по Иркутской области в лице своего представителя, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.

Прокурор Клячина О.И. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Выслушав пояснения сторон, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела и, оценив все представленные доказательства, в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.12.2002 № 897 (ред. от 01.10.2004 г.) «Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации» служебный жилищный фонд закрепляется на праве оперативного управления за подразделениями органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, в которых проходят службу (военную службу) сотрудники (военнослужащие), проживающие по месту нахождения этих подразделений.

Судом установлено, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>, общежитие, общая площадь 308,4 кв.м., на основании свидетельства о государственной регистрации права от ****год является Российская Федерация. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ****год общежитие, расположенное по адресу: г. Иркутск, <адрес>, общежитие, общая площадь 308, 4 кв.м. находится на праве оперативного управления у ФКУ «Восточно-Сибирская база хранения ресурсов МВД РФ». Согласно справке от ****год выданной МКУ «СРЦ г.» Иркутска Паспортный стол <адрес> ответчики зарегистрированы в квартире по адресу: г. Иркутск, <адрес> ****год

Согласно справке о соответствии адресов, выданной МУП «БТИ г. Иркутска» от ****год адреса: г. Иркутск, <адрес> г. Иркутск, <адрес> являются адресами одного и того же объекта недвижимости: общежития, общей площадью 308, 4 кв.м., 1939 года постройки. В настоящее время адрес общежития: г. Иркутск, <адрес>.

Статьей 10 ЖК РФ предусмотрено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в частности, вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ,

1. Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

2. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 30.11.2011 Г.) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством РФ.

Как следует из искового заявления и пояснений представителя истца, данных в судебном заседании, Бурмистрову В.В. квартира была предоставлена на период прохождения службы в структуре МВД, поскольку иного жилого помещения в г. Иркутске он не имел, ответчики Бурмистров В.В., Бурмистрова К.В. зарегистрированы в спорном жилом помещении. Бурмистров В.В. по достижению предельного возраста был уволен со службы. Ответчик с 2006 года состоял на учете в качестве нуждающегося в получении жилья, однако после увольнения со службы был снят с учета.

Из представленного суду протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ****год следует, что освободившуюся жилую площадь в общежитии выделили майору Бурмистрову В.В., договор найма жилого помещения заключен с ****год

Согласно договора найма жилья от ****год ГУ «Восточно-Сибирская военная база МВД России» - Наймодатель, предоставил Бурмистрову В.В. - Наниматель, жилое помещение в виде отдельной квартиры, состоящей из 2 комнат (11,3 и 13,9 кв.м.), общей площадью 25,2 кв.м., в общежитии по адресу: г. Иркутск, <адрес> на период прохождения службы в органах внутренних дел. Из п. 2 договора следует, что по окончанию срока службы (трудовых правоотношения) Наниматель обязан освободить занимаемое жилое помещение в течение 15 рабочих дней.

Из представленной суду справки ФКУ «ВСБХР МВД России» от ****год следует, что задолженности по оплате за спорное жилое помещение у Бурмистрова В.В. не имеется.

****год ответчику Бурмистрову В.В. было вручено предупреждение о необходимости освобождения жилого помещения, предоставленного по договору найма жилья от ****год

Согласно выписки из протокола от ****год Бурмистров В.В. был исключен из списков очередников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении их жилой площадью.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 01 марта 2005 года.

Согласно ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии с п. 2 ст. 105 ЖК РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращения трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Из п. 1 ст. 103 ЖК РФ следует, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления в судебном порядке других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.

По смыслу ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 08.12.2011 г.) «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в том числе во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В силу п. 14 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

В соответствии со ст. 23 Закона РФ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 20 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 года № 897 (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.10.2004 года № 512) сотрудник (военнослужащий), являющийся нанимателем служебного жилого помещения (далее именуется - наниматель), вправе проживать в нем совместно с членами своей семьи.

В соответствии с пунктом 27 Типового положения сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.

В силу пункта 28 Типового положения без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего Типового положения, не могут быть выселены, помимо прочего, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Из анализа указанных правовых норм следует, что сотрудникам, имеющим выслугу в правоохранительных органах 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, гарантировано обеспечение жилыми помещениями, и они не могут быть выселены без предоставления другого жилья.

Судом установлено, что Бурмистров В.В. проходил службу в должности заместителя начальника отдела хранения на ФКУ «ВСБХР МВД России»: с ****год по ****год, с ****год по ****год Согласно выписки из приказа от ****год по личному составу майор внутренней службы Бурмистров В.В. уволен из органов внутренних дел по ст. 58 п. «б» Положения о службе в ОВД РФ ****год (по достижению предельного возраста). Выслуга лет на ****год составляет: календарная - 22 года 06 месяцев 10 дней, льготная - 31 год 06 месяцев 02 дня, что также подтверждается карточкой учета формы .

Представитель истца в своих пояснениях ссылается на то, что ответчики в силу п. 2 ст. 103 ЖК РФ не отнесены к категории граждан, не подлежащих выселению без предоставления иного жилого помещения, что Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской федерации» не подлежит применению, поскольку Бурмистров В.В. уволен со службы по достижению предельного возврата, не является пенсионером по старости. Ответчики заселились в общежитие после вступления в законную силу ЖК РФ, значит, на данные правоотношения распространяются нормы ЖК РФ, а не указанное постановление Правительства РФ.

Суд критически относится к доводам представителя истца, поскольку ЖК РФ регулирует общие положения о предоставлении гражданам жилых помещений в специализированных фондах, в том числе в общежитиях, выселение из указанных помещений. Постановление Правительства РФ от 17.12.2002 № 897 (ред. от 01.10.2004 г.) «Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам РФ и внутренним войскам Министерства внутренних дел РФ» является подзаконным актом, регулирует порядок выселения сотрудников из общежитий МВД, содержит специальные нормы. Кроме того на момент рассмотрения гражданского дела данное постановление не признано утратившим законную силу, следовательно, подлежит применению и в части, не противоречащей ЖК РФ.

Постановление Правительства РФ от 17.12.2002 № 897 (ред. от 01.10.2004 г.) «Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам РФ и внутренним войскам Министерства внутренних дел РФ» не противоречит нормам ЖК РФ, дополняет нормы ЖК РФ в части регулирования правоотношений, возникающих при вселении, выселении граждан из специализированного жилищного фонда МВД России (служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях).

Учитывая, что ответчик Бурмистров В.В. имеет выслугу в правоохранительных органах более 10 лет, суд полагает, что имеются правовые основания для отнесения ответчиков к лицам, не подлежащим выселению из служебного жилого помещения, и не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения. Кроме того суд полагает, что удовлетворение иска ФКУ «Восточно-Сибирская база хранения ресурсов МВД России» о выселении ответчиков из спорного жилого помещения создаст условия нарушения прав ответчиков, что противоречит основным началам жилищного законодательства (ст. 1 ЖК РФ) и не может иметь место с учетом положений ч. 1 ст. 40 Конституции РФ.

В соответствии с пунктом 2 ст. 105 ЖК РФ прекращение службы является основанием для прекращения договора найма. Суду требований о прекращении договора найма не заявлено. Истцом заявлены требования о признании ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, но законных оснований для признания ответчиков утратившими права пользования жилым помещением истец суду не указал, доказательств наличия таких оснований не представил, указанные истцом основания таковыми не являются. Как последствия утраты права пользования жилым помещением, истцом заявлены требования о выселении ответчиков. Оснований для признания ответчиков утратившими право пользования жилым помещением судом не установлено, в связи с чем, оснований для выселения ответчиков из спорного жилого помещения судом не установлено.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требованийФКУ«Восточно-Сибирская база хранения ресурсов МВД России» к Бурмистрову В.В., Бурмистровой К.В. признать их утратившими право пользования жилым помещением, выселить их из занимаемого жилого помещения по адресу г. Иркутск, <адрес> надлежит отказать.

Поскольку в удовлетворении исковых требований ФКУ«Восточно-Сибирская база хранения ресурсов МВД России» к Бурмистрову В.В., Бурмистровой К.В. признать их утратившими право пользования жилым помещением, выселить их из занимаемого жилого помещения отказано, не подлежат удовлетворению исковые требования КУ«Восточно-Сибирская база хранения ресурсов МВД России» снять Бурмистрова В.В., Бурмистрову К.В. с регистрационного учета по адресу г. Иркутск, <адрес>

Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, их взаимной связи, с учетом достаточности, достоверности, относимости и допустимости, суд полагает исковые требования удовлетворению не подлежат.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требованийФедерального казенного учреждения «Восточно-Сибирская база хранения ресурсов МВД России» к Бурмистрову В.В., Бурмистровой К.В. признать ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, выселить их из занимаемого жилого помещения и снять Бурмистрова В.В., Бурмистрову К.В. с регистрационного учета по адресу г. Иркутск, <адрес>, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 31 июля 2012 года.

Судья                                                                                                      М.В. Батаен