РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 августа 2012 года Ленинский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Батаен М.В., при секретаре Садовской А.А., с участием истца Кальсина А.В., представителя истца Белокоп Л.А., представителя ответчика Яниной И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2103/12 по иску Кальсина А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, права на пенсию, обязании зачесть в стаж работы для назначения досрочной пенсии периоды работы, назначении пенсии. УСТАНОВИЛ: В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что в ****год г. он обратился в Управление ПФР в Ленинском районе г. Иркутска за назначением досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Управления ПФР в Ленинском районе г. Иркутска от ****год № ему было отказано и досрочном назначении трудовой пенсии. Согласно решению стаж на соответствующих видах работ составляет 13 лет 9 мес. 9 дн. (при требуемом - не менее 20 лет), страховой стаж в гражданской авиации - 18 лет 5 мес. 14 дн., при требуемом 25 лет. Периоды работы с ****год по ****год (1 г. 4 мес. 23 дн.), с ****год по ****год, с ****год по ****год, с ****год по ****год, с ****год по ****год (11 лет 2 мес. 22 дн.) в качестве инженера-монтажника электрооборудования летательных аппаратов, инженера испытателя на <...>" не включены в стаж на соответствующих видах работ, т.к. документально не доказана работа в Гражданской авиации, стаж не подтвержден данными индивидуального учета. В страховой стаж в гражданской авиации не включены периоды работы с ****год по ****год, с ****год по ****год, с ****год по ****год, с ****год по ****год (15 лет 1 мес. 29 дн.) в качестве стрелка, инженера-монтажника эл. оборудования лет. аппаратов, начальника ПДБ, инженера испытателя на <...> поскольку также документально не доказана работа в Гражданской авиации и стаж не подтвержден данными индивидуального учета. Не включение ответчиком в льготный стаж спорных периодов в связи с тем, что предприятие с ****год относится к предприятиям экспериментальной авиации неправомерно, поскольку до принятия Воздушного Кодекса РФ экспериментальная авиация входила в состав гражданской. Как до введения, так и после введения ВК РФ в действие суть экспериментальной авиации не изменилась, а лишь выделилась в самостоятельный вид авиации. Выделение экспериментальной авиации в самостоятельную отрасль не изменило характер деятельности предприятия, в связи с чем <...>, наряду с деятельностью в экспериментальной авиации, осуществлял и продолжает осуществлять деятельность в области гражданской авиации. Согласно трудовой книжке стаж истца на соответствующих видах работ с учетом спорного составляет 26 лет 4 мес. 24 дн., страховой стаж в гражданской авиации - 33 года 7 мес. 13 дней, что является достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии. В настоящее время истец вынужден обратиться в суд с требованием о включении в стаж на соответствующих видах работ периоды с ****год по ****год (1 г. 4 мес. 23 дн.), с ****год по ****год, с ****год по ****год. с ****год по ****год, с ****год по ****год (11 лег 2 мес. 22 дн.) в качестве инженера-монтажника эл. оборудования лет. аппаратов, инженера испытателя на ИАЗ - филиала ОАО "НПК "Иркут", страховой стаж в гражданской авиации - периоды работы с ****год по ****год, с ****год по ****год, с ****год по ****год, с ****год по ****год (15 лет 1 мес. 29 дн.) в качестве стрелка, инженера-монтажника эл. оборудования лет. аппаратов, начальника ПДБ, инженера испытателя на <...>", так как неправомерный отказ и не включение спорных период в стаж, дающий право на досрочное получение пенсии, нарушает право истца на социальное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ. Просит признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г.Иркутска № от ****год об отказе Кальсину А.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признать за Кальсиным А.В. право на досрочную трудовую пенсию, с ****год, обязать УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска зачесть в стаж, дающий право Кальсину А.В. на досрочную пенсию, периоды работы на соответствующих видах работ с ****год по ****год (1 год 4 месяца 23 дня), с ****год по ****год, ****год по ****год, с ****год по ****год, с ****год по ****год (11 лет 12 месяцев 22 дня) в качестве инженера-монтажника электрооборудования летательных аппаратов, инженера-испытателя на ИАЗ - филиала ОАО «НПК «Иркут», в страховой стаж в гражданской авиации периоды работы с ****год по ****год, с ****год по ****год с ****год по ****год, с ****год по ****год (15 лет 1 месяц 29 дней) в качестве стрелка, инженера-монтажника электрооборудования летательных аппаратов, начальника ПДБ, инженера-испытателя на <...>, обязать УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска назначить Кальсину А.В. досрочную трудовую пенсию по старости с ****год. В судебном заседании истец Кальсин А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, пояснил, что ему отказано в назначении пенсии по формальному признаку. Он работал и работает в гражданской авиации. С ****год истец работал инженером-монтажником по электрооборудованию летательных аппаратов. Работа была в полевых условиях, характер работы был вредным, тяжелым. Эти условия работы так и остались до сих пор. Суть работы завода после переименования не изменилась: как производили модернизацию самолетов, делали доработку самолетов, монтировали, оборудование ставили, так все и осталось. Испытания проводились прямо на самолете. Проводили сверлильно-клепальные работы, заправку самолетов, истец также работал в качестве слесаря-сборщика летательных аппаратов, потом стал инженером. Транспортные самолеты относятся к гражданской авиации, обслуживают, ремонтируют самолеты не только те, которые выпускает завод, но и те, которые садятся на аэродром. В судебном заседании представитель истца Белокоп Л.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, пояснила, что истец выработал стаж в гражданской авиации, ему не хватает страхового стажа, но этот его характер работы подразумевает работу просто в гражданской авиации, это и будет страховой стаж в гражданской авиации. Суть работы завода после вступления в силу Воздушного кодекса не изменилась. Просила назначить пенсию с ****год по достижению возраста. В судебном заседании представитель ответчика Янина И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что основанием для отказа в назначении пенсии послужило то, что периоды работы не доказаны, не представлены документы, касающиеся работы в гражданской авиации. Должности не соответствуют должностям гражданской авиации. Выслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела и, оценив все представленные доказательства, в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Статьей 5 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрены виды трудовых пенсий. В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий: 1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца. В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается досрочно мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет. Согласно п. 2 ст. 27 Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459. Согласно Разъяснениям Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.09.2005 г. № 2694-19, работникам инженерно-технического состава авиации, занятым на работах по обслуживанию воздушных судов, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, можно засчитать период их работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых во вне аэродромных условиях, в специально оборудованных помещениях) до вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации без требования, что обслуживаемые ими суда являются судами гражданской авиации. Судом установлено, что решением комиссии УПФР в Ленинском районе г. Иркутска от ****год № истцу было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии. В обоснование отказа зачесть в стаж работы дающее истцу право на досрочную пенсию УПФР указало, что в периоды работы: с ****год по ****год (1 г. 4 мес. 23 дн.), с ****год по ****год, с ****год по ****год, с ****год по ****год, с ****год по ****год (11 лет 2 мес. 22 дн.) в качестве инженера-монтажника эл. оборудования лет. аппаратов, инженера испытателя на <...>, страховой стаж в гражданской авиации - периоды работы с ****год по ****год, с ****год по ****год, с ****год по ****год, с ****год по ****год (15 лет 1 мес. 29 дн.) в качестве стрелка, инженера-монтажника эл. оборудования лет. аппаратов, начальника ПДБ, инженера испытателя на <...> - документально не доказана работа в гражданской авиации и стаж не подтвержден данными индивидуального (персонифицированного) учета. Стаж на соответствующих видах работ Кальсина А.В. составляет 13 лет 9 месяцев 9 дней при требуемом не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Страховой стаж работы в гражданской авиации составляет 18 лет 5 месяцев 14 дней при требуемом 25 лет. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже; основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору. Согласно трудовой книжки от ****год Кальсин А.В. ****год был принят оператором на трубочистном станке СПУ 5 схп на <...>, ****год переведен слесарем сборщиком лет. аппар., ****год переведен в цех № слесарем-сборщиком летательных аппаратов 5сх, ****год слесарь-сборщик летательных аппаратов 5 разряда, ****год переведен ВОХР стрелком, ****год переведен в цех № инженером-монтажником эл.оборудования лет. аппаратов, ****год назначен начальником ПДБ, ****год переведен в цех № инженером испытателем, где работает по настоящее время. Согласно справке <...>, ОАО <...> в прошлом имело следующие наименования: Завод №, основание: Приказ Народного комиссариата тяжелой промышленности ГУАП № от ****год; Завод №, основание: Приказ ГУАП от ****год; Завод №, основание: Приказ Наркомата авиационной промышленности № от ****год; Завод № дополнительно стал именоваться п/я №, основание: Приказ Наркомата авиапромышленности № от ****год; <...>, основание: Распоряжение Восточно-Сибирского Совнархоза № от ****год; <...>, основание: Приказ МАП№ от ****год; <...>, основание: Постановление Президиума Верховного Совета СССР от ****год; <...>, основание: Приказ МАП № от ****год, АООТ «<...>», основание: Распоряжение Иркутского агентства госимущества № - АК от ****год; ОАО «<...>», основание: Решение регистрационной палаты администрации г. Иркутска от ****год № - ИРП «О регистрации изменений учредительных документов АО открытого типа «<...>»; ОАО «<...>», основание: Решение внеочередного общего собрания акционеров ОАО «<...>» от ****год Протокол № «<...>» в ОАО «<...>»; Изменен юридический адрес организации, новый адрес: <адрес>, в г. Иркутске образован филиал открытого акционерного обществе «<...>, основание: Решение внеочередного общего собрания акционеров, протокол № от ****год Приказом министра авиационной промышленности СССР № 99 от 4 марта 1966 г. утверждено Положение о службе эксплуатации на серийных заводах Министерства авиационной промышленности. Из Положения следует, что для оперативного решения вопросов, связанных с эксплуатацией выпущенных заводом изделий, на всех серийных заводах Министерства авиационной промышленности создается служба эксплуатации. Служба эксплуатации является самостоятельным цехом. Штаты службы эксплуатации укомплектовываются инженерно-техническими работниками и высококвалифицированными рабочими, техническими работниками и высококвалифицированными рабочими, имеющими необходимую подготовку и практический опыт работы в эксплуатирующих организациях. В обязанности службы эксплуатации входит обслуживание выпускаемой заводом авиационной техники в период гарантийного срока службы, оперативное устранение выявленных в процессе эксплуатации недостатков и своевременный ввод в строй изделий. Оказание технической помощи по эксплуатации изделий. Комплектация деталей, агрегатов, готовых изделий и отправка их в эксплуатирующие организации. Из материалов дела следует, что ОАО <...> наряду с деятельностью в экспериментальной авиации осуществляла и осуществляет деятельность в области гражданской авиации, что подтверждается: Сертификатами соответствия № от ****год, № от ****год, № от ****год, согласно которым ОАО «<...>» признано соответствующей требованиям Системы сертификации на воздушном транспорте РФ в части технологического обслуживания следующей авиационной техники: воздушные суда типа Ан-12, авиадвигатели АИ-20 М, воздушные винты АВ-68 И, вспомогательная установка ТГ-16 М, бортовое оборудование - штатное, Сертификатом эксплуатанта удостоверяющими, что ОАО «<...> соответствует требованиям законодательства Российской Федерации по гражданской авиации и ему предоставлено право обслуживать соответствующие воздушные суда, актом проверки готовности <...> к работе в осенне-зимний период ****год г., актом поверки по проверки готовности <...> к работе в ВЛП - ****год. Основание для государственной регистрации и выдачи свидетельства акт обследования аэродрома на соответствие требованиям НГЭА, утв. ****год, акт технического рейса (Ан-12), утвержден ****год, распоряжение Федерального агентства воздушного транспорта от ****год В материалах дела также имеются штанные расписания за ****год г., которые были исследованы судом. В соответствии с Определением Конституционного суда № 2-П от 29.01.2004 г. при оценке пенсионных прав застрахованных лиц до даты вступления в силу Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» может применяться порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначений и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного закона. Истец Кальсин А.В., как до ****год, момент вступления в законную силу Воздушного кодекса Российской Федерации, работал, так и после ****год работал и продолжает работать и в условиях, которые отнесены законом к числу работ, дающих право на льготную пенсию. При этом характер работы истца как до ****год, так и после ****год остался прежним, не претерпел никаких изменений, как установлено судом и ответчиком не оспаривалось. Как следует из Разъяснений Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.09.2005г. №2694-19, работникам инженерно-технического состава авиации, занятым на работах по обслуживанию воздушных судов, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, можно засчитать период их работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых во вне аэродромных условиях, в специально оборудованных помещениях) до вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации без требования, что обслуживаемые ими суда являются судами гражданской авиации. Данный нормативный акт предусматривает, что до вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации указанные работы засчитываются в специальный стаж без требования, что обслуживаемые ими суда являются судами гражданской авиации. Следовательно, после вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации указанные работы могут быть засчитаны в стаж при доказанности, что обслуживаемые ими суда являются судами гражданской авиации. Суд полагает, что в судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что после вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации работа истца была связана с обслуживанием судов гражданской авиации, что он продолжал работу с судами гражданской авиации и характер его работы в связи с принятием Воздушного кодекса Российской Федерации не изменился ни в чем. Работа истца в спорные периоды по обслуживанию судов гражданской авиации подтверждена достоверными и достаточными письменными доказательствами, в связи с чем указанные спорные периоды подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ и в страховой стаж гражданской авиации, дающий Кальсину А.В. право на досрочную пенсию. Стаж на соответствующих видах работ Кальсина А.В. составляет 20 лет 6 месяцев 6 дней, при требуемом 20 лет. Недостаточно у Кальсина А.В.. только стажа работы в гражданской авиации, по решению ответчика, поскольку требуется 25 лет. При таких обстоятельствах исковые требования Кальсина А.В. об обязании УПФР в Ленинском районе г. Иркутска включить в страховой стаж в гражданской авиации периоды с ****год по ****год (1 г. 4 мес. 23 дн.), с ****год по ****год, с ****год по ****год, с ****год по ****год, с ****год по ****год (11 лег 2 мес. 22 дн.) в качестве инженера-монтажника эл. оборудования лет. аппаратов, инженера испытателя на <...>, страховой стаж в гражданской авиации - периоды работы с ****год по ****год, с ****год по ****год, с ****год по ****год, с ****год по ****год (15 лет 1 мес. 29 дн.) в качестве стрелка, инженера-монтажника эл. оборудования лет. аппаратов, начальника ПДБ, инженера испытателя на <...>, подлежат удовлетворению. Суд полагает, что истец Кальсин А.В. имеет стаж на соответствующих видах работ 26 лет 4 месяца 24 дня (12 лет 7 месяцев 15 дней, включенные в стаж на соответствующих видах работ судом, плюс 13 лет 9 месяца и 9дней стаж на соответствующих видах работ, не оспариваемый ответчиком) при требуемом 20 лет, и страховой стаж в гражданской авиации 33 года 7 месяцев 13 дней (15 лет 1 месяц 29 дней, включенные в страховой стаж в гражданской авиации судом, плюс 18 лет 5 месяцев 14 дней, страховой стаж в гражданской авиации, не оспариваемый ответчиком) при требуемом не менее 25 лет. Стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Кальсин А.В. имеет, в связи с чем, решение УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска № от ****год об отказе Кальсину А.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным, а исковые требования в этой части подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В силу п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсии по старости назначается досрочно мужчинам, работавшим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, по достижении ими возраста 55 лет. Судом установлено, что Кальсин А.В., ****год г.р., обратился ****год в УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», что подтверждается заявлением Кальсина А.В., представленного в материалы дела. На момент обращения с заявлением Кальсин А.В. не достиг возраста 55 лет, в связи с чем, суд приходит к выводу, что досрочная трудовая пенсия по старости должна быть назначена Кальсину А.В. с ****год, со дня возникновения права на досрочную трудовую пенсию. Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, их взаимной связи, с учетом достаточности, достоверности, относимости и допустимости, суд полагает исковые требования удовлетворить. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Кальсина А.В. удовлетворить. Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска № от ****год об отказе Кальсину А.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Признать за Кальсиным А.В. право на досрочную трудовую пенсию, с ****год. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска зачесть в стаж, дающий право Кальсину А.В. на досрочную пенсию, периоды работы на соответствующих видах работ с ****год по ****год (1год 4 месяца 23 дня), с ****год по ****год, с ****год по ****год, с ****год по ****год, с ****год по ****год (11 лет 12 месяцев 22 дня) в качестве инженера-монтажника электрооборудования летательных аппаратов, инженера-испытателя на <...>», в страховой стаж в гражданской авиации периоды работы с ****год по ****год, с ****год по ****год с ****год по ****год, с ****год по ****год (15 лет 1 месяц 29 дней) в качестве стрелка, инженера-монтажника электрооборудования летательных аппаратов, начальника ПДБ, инженера-испытателя на <...>. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска назначить Кальсину А.В. досрочную трудовую пенсию по старости с ****год. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда изготовлено 15 августа 2012 года. Судья: М.В. Батаен