о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, понуждении передать земельный участок в собственность



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2012г.                                                                                                                г. Иркутск

       Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Зайцевой И.В., при секретаре судебного заседания Филюшиной Е.В., с участием представителя истца Косовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1941/2012по иску Краснова А.П. к администрации г. Иркутска о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, понуждении передать земельный участок в собственность,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных исковых требований истец Краснов А.П. указал, что он является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке площадью 1202 кв.м. по адресу: г. Иркутск, <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации от ****год Краснов А.П. обратился в администрацию г.Иркутска с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность для эксплуатации индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. ****год истцу был выдан письменный отказ в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>, по причине расположения данного участка в границах красных линий. Из представленного ответа КУМИ администрации г. Иркутска от ****год следует, что предоставить в собственность спорный земельный участок не представляется возможным, так как при согласовании проекта постановления администрации г. Иркутска о предоставлении земельного участка комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий. Отказ администрации г. Иркутска А.В. в предоставлении в собственность земельного участка является незаконным и необоснованным. Из письменного отказа в предоставлении в собственность спорного земельного участка, КУМИ г. Иркутска от ****год не усматривается ни один из перечисленных случаев, указанных в п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, когда приватизация земельного участка невозможна. На отсутствие правовых оснований для отказа указывает и тот факт, что прилегающие к спорному земельному участку, соседние участки, в собственность администрацией г. Иркутска уже предоставлены без каких-либо ограничений. То есть предоставленные земельные участки, и спорный земельный участок по условиям приватизации находятся в абсолютно равных условиях. Реализации права истца на приватизацию спорного земельного участка администрация г. Иркутска препятствует. Кроме того, в качестве правового обоснования отказа в предоставлении земельного участка не был приведен генеральный план г. Иркутска, утвержденный решением городской думы, как этого требуют нормы Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества. Соответственно, не понятно утвержден ли генеральный план муниципального образования или эти красные линии просто проведены на карте населенного пункта. Пункт 12 ст. 85 ЗК РФ не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. Однако в данном случае, ответчиком не представлено письменных подтверждений наличия таких объектов на спорном земельном участке. Учитывая, что истцу принадлежит исключительное право приобретение спорного земельного участка в собственность, это право в силу прямого действия Конституции РФ является непосредственно действующим, при этом спорный земельный участок не изъят из оборота и не ограничен в нем, соответственно, в передаче истцу в собственность спорного земельного участка не может быть отказано.

Просит признать незаконным отказ администрации г. Иркутска от ****год о предоставлении в собственность Краснову А.П. земельного участка площадью 1202 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>, кадастровый , обязать администрацию г. Иркутска предоставить в собственность земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, <адрес>, кадастровый , Краснову А.П.

В судебное заседание истец Краснов А.П. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Косова Е.А., действующая на основании доверенности с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что отказ администрации в предоставлении в собственность земельного участка является незаконным. При первоначальном обращении за утверждением границ земельного участка, постановке на кадастровый учет, со стороны Администрации г.Иркутска каких-либо претензий высказано не было, участок был сформирован в тех границах, которые представлены в материалах дела и никаких красных линий утверждено на той территории не было. Участок поставлен на государственный кадастровый учет ****год Постановка осуществлялась на основании распоряжения от ****год, до настоящего времени она не оспорена. Пункт 12 статьи 85 ЗК РФ не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, объектами общего пользования. Доказательств же того, что такие объекты существуют на спорном земельном участке, ответчиком суду не представлено. Данный земельный участок не изъят, не ограничен в обороте. Администрация г.Иркутска при отказе в предоставлении земельного участка ссылается на единственное основание - наличие красных линий. По проекту застройки планируется строительство автомобильной дороги, при этом никаких сроков строительства не указано, не представлен проект строительства, но и соответственно участок не изъят из оборота, не зарезервирован за Администрацией г.Иркутска. В данном случае красные линии носят рекомендательный характер по последующему развитию территории города и не могут являться основанием отказа в предоставлении данного земельного участка в собственность. К тому же, участки расположенные рядом, предоставлены в собственность, более того, на момент утверждения границ земельного участка, постановке его на кадастровый учет, управлением архитектуры и градостроительства была сделана соответствующая проверка и в материалах по составлению схемы земельного участка, утвержденных администрацией г.Иркутска, имеется отметка, о том, что это зона индивидуальной жилой застройки, о строительстве дороги ничего не сказано. Исковые требования подлежат удовлетворению.

Ответчик Администрация г. Иркутска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и возражения на исковое заявление, указав, что считают требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Согласно выкопировке из проекта планировки Иркутск-11, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от 18.01.2012г. №031-06-10/12 земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, <адрес>, находится в границах красных линий. Проект планировки Иркутск-11 официально опубликован 24.01.2012г. в газете «Иркутск официальный», соответственно вступил в силу с указанной даты. Заявление Краснова А.П. о предоставлении в собственность земельного участка было подано в КУМИ г. Иркутска ****год Следовательно, на момент подачи заявления о предоставлении участка в собственность от ****год уже был принят и действовал проект планировки Иркутск-11, устанавливающий красные линии. Таким образом, оспариваемый отказ КУМИ от ****год принят в рамках полномочий КУМИ и в соответствии с административным регламентом, в связи с указанным, предоставление истцу рассматриваемого земельного участка является противоречащим ЗК РФ, ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», постановлению администрации города Иркутска от ****год , административному регламенту.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела и, оценив все представленные доказательства, в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В судебном заседании установлено, что Краснов А.П. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г.Иркутск, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ****год

В соответствии с п. 1, 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Решением администрации г.Иркутска от ****год истцу было отказано в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г.Иркутск, <адрес>. В обосновании решения администрация г.Иркутска ссылается на то, что при согласовании проекта постановления администрации г.Иркутска о предоставлении земельного участка комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска предоставлены замечания о расположении земельного участка по спорному адресу в границах красных линий.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно п.п. 5, 6, 7 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии со п. 13 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с п.п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом, границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно п. 3.8, 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (РДС 30-201-98), принятой Постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. N 18-30 красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах инженерно-транспортных коммуникаций; при инвентаризации земель в поселениях; при установлении границ землепользований; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.

Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000.

Исходя из смысла п. 8 ст. 42, ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, состав и содержание проектов планировки территории основываются на документах территориального планирования субъекта РФ, документах территориального планирования муниципального образования, к которым, в частности, относится Генеральный план города.

Аналогичным образом урегулирован данный вопрос в п. 20 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (ред. от 08.11.2007г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», из содержания которого следует, что утверждение документации по планировке территории осуществляется на основе генеральных планов поселения.

В силу п. 5 ст.45 Градостроительного кодекса органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

В соответствии с Положением о комитете по градостроительной политике Администрации г.Иркутска, утвержденным Распоряжением мэра г.Иркутска от 01.09.2008 года N 031-10-1041/8, комитет проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям.

В соответствии с Положением об отделе градостроительного межевания департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, утвержденным Распоряжением мэра г.Иркутска от 01.09.2008 года N 031-10-1041/8, отдел определяет координаты земельных участков, предоставляемых физическим и юридическим лицам, рассматривает и согласовывает землеустроительную документацию в пределах своей компетенции.

В ходе судебного разбирательства установлено, что отделом градостроительного межевания администрации г. Иркутска ****год занесена в базу данных схема расположения земельного участка, общей площадью 1202 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>. При этом установлено, что указанная схема, согласованная с отделом геолого-геодезической службы департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Иркутска, не содержат каких-либо сведений о нахождении спорного участка в границах красных линий, в графе ограничения и обременения указано «нет».

Из представленного в материалах дела кадастрового паспорта земельного участка от ****год следует, что земельный участок, площадью 1202+/- 12 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> имеет кадастровый (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ****год), разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.

Представленные в материалы дела документы, в том числе ситуационный план расположения земельного участка: <адрес>, выкопировка из проекта планировки Иркутск-11, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от 18.01.2012г. №031-06-10/12, не могут быть оценены судом как достаточные доказательства, подтверждающие расположение спорного земельного участка в границах красных линий. Из указанных документов невозможно установить местоположение, границы, размеры спорного земельного участка, а также наличие самих красных линий, на основании чего можно было бы установить, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, кроме того, представленный ситуационный план не утвержден в установленном законом порядке, соответственно, он не может действовать совместно с Генеральным планом г.Иркутска и подтверждать нахождение красных линий в границах спорного земельного участка.

Кроме того, суд учитывает, что спорный земельный участок расположен в зоне жилой застройки, поставлен на кадастровый учет ****год с видом разрешенного использования - для эксплуатации индивидуального жилого дома. При этом при постановке земельного участка на кадастровый учет не учитывалось указанное постановление администрации г. Иркутска от ****год «Об утверждении проекта планировки Иркутска-11». Данные обстоятельства суд расценивает как обстоятельства, свидетельствующие о том, что не предусматривалось использование части спорного земельного участка в качестве участка общего пользования.

Таким образом, в нарушении ст. 249 ГПК РФ, администрацией г.Иркутска не было представлено доказательств, подтверждающих нахождение спорного участка в границах красных линий, а соответственно, и доказательств, подтверждающих законность оспариваемого решения.

Давая оценку представленным доказательствам в совокупности их взаимной связи, суд приходит к выводу, что решение администрации г.Иркутска от ****год об отказе истцу в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу г.Иркутск, <адрес>, является незаконным, соответственно, исковые требования в этой части обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно п. 28 Постановление Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.

Поскольку требование истца о признании незаконным отказа администрации г.Иркутска в предоставлении в собственность земельного участка от ****год удовлетворено, то согласно п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, принимает решение об обязывании администрации г.Иркутска устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод истца, а именно обязывании администрации г.Иркутска принять решение по заявлению Краснова А.П. о предоставление ему в собственность спорного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленный законом срок.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199,167 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

      Исковые требования Краснова А.П. удовлетворить.

      Признать незаконным отказ администрации г.Иркутска от ****год в предоставлении в собственность Краснову А.П. земельного участка, расположенного по адресу г.Иркутск, <адрес>.

      Обязать администрацию г.Иркутска принятьрешение по заявлению Краснова А.П. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу г.Иркутск, <адрес>, в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленный законом срок.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 02 августа 2012 года.

Судья                                                                                                                           И.В. Зайцева