о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2012 года Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Батаен М.В., при секретаре Садовской А.А., с участием истца Квашук Т.Д., представителя истца Парфеновой А.А., представителя ответчика администрации г. Иркутска Зубаковой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2152/12 по иску Квашук Т.Д. к администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании принять и оформить решение о предоставлении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что она является собственником индивидуального брусчатого жилого дома по <адрес> г. Иркутска, общей площадью 60,90 кв.м., жилой площадью 36,30 кв.м., состоящего из 3 комнат, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке, площадью 618 кв.м., по адресу: г. Иркутск, <адрес> с кадастровым номером . Весь земельный участок относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка. ****год истец обратилась в уполномоченный комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку г. Иркутска (далее - КУМИ и ПР, Комитет, Орган) с заявлением о приобретении указанного земельного участка в собственность, с видом разрешенного использования - под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, приложив к нему необходимые для этого документы. ****год по почте был получен ответ КУМИ и ПР за от ****год об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве собственности и были возвращены все прилагаемые документы. Отказ в предоставлении в собственность (далее - приватизация) земельного участка мотивирован со ссылкой на положения Градостроительного Кодекса РФ, Земельного Кодекса РФ и Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и имел указания расположении земельного участка в границах красной линии, отнесении к территории (землям) общего пользования. При этом содержал выводы о запрете отчуждения земельного участка только по причине его нахождения границах красной линии. Оспариваемый отказ содержал указание на возможность предоставления рассматриваемого земельного участка в арендное пользование. Полагает, отказ в приватизации испрашиваемого земельного участка неправомерным, незаконным и необоснованным, нарушающим исключительное право на приобретение его в собственность, нарушают соответственно ст. 36 ЗК РФ, создающим препятствия к осуществлению истцу прав собственника, противоречащим принципам единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимого имущества, установленного ст. 1 ЗК РФ по следующим основаниям. Истцом были представлены все необходимые документы, предусмотренные законодательством. Также дополнительно, ею было представлено распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в <адрес> г. Иркутска по <адрес> от ****год за . Указанным распоряжением утверждена площадь земельного участка, которая составила 618 кв.м. Границы испрашиваемого земельного участка были установлены в границах смежных земельных участков. Наличие красных линий на земельном участке установлено не было. Полагает, что надлежащих доказательств наличия обстоятельств, по которым участок не может быть передан в собственность, не представлено, а именно: проекта планировки территории, проекта красных линий, решения об утверждении проекта планировки территории, в границы которой входит спорный земельный участок по <адрес>. В связи с чем, утверждение администрации г. Иркутска, изложенное в письме-отказе от ****год о том, что по земельному участку по адресу: г. Иркутск, <адрес>, проходят красные линии не соответствует действительности. Из кадастрового паспорта на земельный участок по <адрес>, видно, что спорный земельный участок весь относится к землям населенных пунктов. Спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте или изъятым в обороте, а также к землям, не подлежащим отчуждению. При таких обстоятельствах у администрации г. Иркутска не было правовых оснований к отказу в передаче Квашук Т.Д. спорного земельного участка в собственность. Отказ не содержит выводов об отнесении испрашиваем участка к землям (территориям) общего пользования, в том числе, как содержит выводов о том, чем занят участок в настоящее время, позволяю: предположить, что он может, являться участком общего пользования.

Просит признать незаконным отказ администрации г. Иркутска в предоставлении в собственность Квашук Т.Д. земельного участка, с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес> под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, оформленного письмом от ****год , обязать администрацию г.Иркутскаустранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свободКвашук Т.Д.,принятьрешение по заявлению Квашук Т.Д. о предоставлении в собственность земельного участка, с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес> под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленный законом срок.

Определением суда от ****год производство по данному делу в части исковых требований Квашук Т.Д. к администрации г. Иркутска обязать администрацию г. Иркутска заключить с Квашук Т.Д. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес> под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, прекращено, в связи с отказом истца от заявленных исковых требований.

В судебном заседании истец Квашук Т.Д. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель истца Парфенова А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении, суду пояснила, что истец проживает в индивидуальном жилом <адрес> в г.Иркутске. Истец обратилась в уполномоченный орган для оформления права собственности, но получила отказ, который администрация объяснила нахождением на спорном участке красных линий. Отказ был сделан незаконно и необоснованно, нарушает права истца, препятствует реализации ее права собственности. Все необходимые документы были представлены в уполномоченный орган, сообщено обо всех хозяйственных сооружениях. В месячный срок орган должен был принять соответствующее решение. Полагала, что не представлено доказательств того, что спорный земельный участок не может быть приватизирован. В настоящее время на данном земельном участке в утвержденных границах расположен индивидуальный жилой дом, участок не отвечает признакам его общедоступности, он ограничен для общего доступа.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Иркутска Зубакова Д.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения, суду пояснила, что в соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ проект планировки земельного участка включает в себя красные линии. Постановлением администрации г.Иркутска от ****год утвержден проект планировки Ленинского округа. Проект планировки уже был опубликован и являлся принятым актом. В соответствии с ним был вынесен отказ администрации в предоставлении данного земельного участка, так как там находятся красные линии - существующие либо планируемые территории общего пользования. На земельном участке находится индивидуальный жилой дом, территории общего пользования там не находятся, Земельный кодекс не предусматривает наличие планируемых территорий, как основание для отказа в оформлении участка в собственность.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и, оценив все представленные доказательства, в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Судом установлено, что Квашук Т.Д. является собственником брусчатого жилого дома. Состоящего из 3 комнат, общей площадью 60,90 кв.м., в том числе жилая 36,30 кв.м., по адресу: <адрес>, г. Иркутск, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ****год серии , выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ****год .

В соответствии с п. 1, 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Из представленного суду письма администрации г. Иркутска о предоставлении земельного участка от ****год следует, что при согласовании проекта постановления администрации г. Иркутска о предоставлении земельного участка комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий, в соответствии с проектом Ленинского округа г. Иркутска, утвержденным постановлением администрации г.Иркутска от ****год . Земельные участки, находящиеся в границах красных линий, не должны отчуждаться в собственность, в связи с чем, земельный участок может быть предоставлен только в арендное пользование. Учитывая вышеизложенное, администрация г. Иркутска отказывает в доставлении в собственность земельного участка по <адрес>, в связи с установленным федеральным законом запретом на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно п.п. 5, 6, 7 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии со п. 12 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с п.п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом, границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно п. 3.8, 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (РДС 30-201-98), принятой Постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. № 18-30 красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах инженерно-транспортных коммуникаций; при инвентаризации земель в поселениях; при установлении границ землепользований; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.

Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000.

Исходя из смысла п. 8 ст. 42, ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, состав и содержание проектов планировки территории основываются на документах территориального планирования субъекта РФ, документах территориального планирования муниципального образования, к которым, в частности, относится Генеральный план города.

Аналогичным образом урегулирован данный вопрос в п. 20 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (ред. от 08.11.2007г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», из содержания которого следует, что утверждение документации по планировке территории осуществляется на основе генеральных планов поселения.

В силу п. 5 ст.45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

В соответствии с Положением о комитете по градостроительной политике администрации г.Иркутска, утвержденным распоряжением мэра г.Иркутска от 01.09.2008 года № 031-10-1041/8, комитет проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям.

В соответствии с Положением об отделе градостроительного межевания департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, утвержденным Распоряжением мэра г. Иркутска от 01.09.2008 года № 031-10-1041/8, отдел определяет координаты земельных участков, предоставляемых физическим и юридическим лицам, рассматривает и согласовывает землеустроительную документацию в пределах своей компетенции.

Судом установлено, что распоряжением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в Ленинском районе г. Иркутска по <адрес> от ****год утверждена площадь земельного участка, которая составила 618 кв.м. для эксплуатации индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными постройками. Границы испрашиваемого земельного участка были установлены в границах смежных земельных участков. Наличие красных линий на земельном участке установлено не было.

Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка от ****год следует, что земельный участок, площадью 618+/-9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, г. Иркутск, <адрес>, имеет кадастровый номер (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ****год), разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.

Судом также исследованы материалы по составлению схемы расположения спорного земельного участка, технический паспорт на жилой дом индивидуального жилищного фонда, кадастровое дело объекта недвижимости по адресу: <адрес>, г. Иркутск, <адрес>.

Представленная в материалы дела выкопировка из проекта планировки <адрес> г. Иркутска, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от ****год «Об утверждении проекта планировки <адрес> г. Иркутска», не может быть оценена судом как достаточное, достоверное и бесспорное доказательство, подтверждающее расположение спорного земельного участка в границах красных линий. Из указанного документа невозможно установить местоположение, границы, размеры спорного земельного участка, а также наличие самих красных линий, на основании чего можно было бы установить, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, и подтверждает нахождение красных линий в границах спорного земельного участка.

Суд также учитывает, что спорный земельный участок расположен в зоне жилой застройки, поставлен на кадастровый учет ****год с видом разрешенного использования - для эксплуатации индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. При этом при постановке земельного участка на кадастровый учет не учитывалось указанное постановление администрации г. Иркутска от ****год г. «Об утверждении проекта планировки Ленинского округа г. Иркутска». В связи с чем, суд полагает, что данное обстоятельство свидетельствует о том, что не предусматривалось использование части спорного земельного участка в качестве участка общего пользования.

Суду, в нарушении требований ст. 249 ГПК РФ, администрацией г. Иркутска не представлено достаточных, достоверных и бесспорных доказательств, подтверждающих нахождение спорного участка в границах красных линий, а соответственно, и доказательств, подтверждающих законность оспариваемого решения.

Кроме того, статья 85 Земельного кодекса РФ в пункте 12 устанавливает, что не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, которые уже заняты площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами. На момент обращения истца с заявлением о предоставлении ей в собственность спорного земельного участка, он указанными объектами не занят, доказательств иного суду не представлено. Из пояснений ответчика следует, что на этом участке только предполагается размещение объектов общего пользования. В случае, если на данном земельном участке в дальнейшем будут располагаться объекты общего пользования, то у муниципального органа имеется установленное земельным законодательством право на выкуп этого земельного участка для муниципальных нужд.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации г.Иркутска в предоставлении в собственность Квашук Т.Д. земельного участка, с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес> под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, оформленного письмом от ****год является незаконным, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно п. 28 Постановление Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.

Поскольку требование истца признать незаконным отказ администрации г.Иркутска в предоставлении в собственность Квашук Т.Д. земельного участка, с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес> под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, оформленного письмом от ****год , судом удовлетворено, согласно п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, принимает решение об обязании администрации г. Иркутска устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод истца, а именно обязать администрацию г. Иркутскаустранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свободКвашук Т.Д., принятьрешение по заявлению Квашук Т.Д. о предоставлении в собственность земельного участка, с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес> под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленный законом срок.

Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, их взаимной связи, с учетом достаточности, достоверности, относимости и допустимости, суд полагает исковые требования удовлетворить.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Квашук Т.Д. удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации г. Иркутска в предоставлении в собственность Квашук Т.Д. земельного участка, с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес> под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, оформленного письмом от ****год .

Обязать администрацию г. Иркутскаустранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свободКвашук Т.Д., принятьрешение по заявлению Квашук Т.Д. о предоставлении в собственность земельного участка, с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес> под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленный законом срок.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 14 сентября 2012 года.

Судья                                                                                                     М.В. Батаен