РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 августа 2012 года г. Иркутск Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Зайцевой И.В., при секретаре судебного заседания Филюшиной Е.В., с участием истца Муликовой З., представителя истца по заявлению Житовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2085/2012по иску Муликовой Зейтуны к администрации г. Иркутска о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, понуждении передать земельный участок в собственность, УСТАНОВИЛ: В обоснование заявленных исковых требований истец Муликова Зейтуна указала, что она является собственником одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>, на основании решения Ленинского районного суда от ****год, свидетельства о государственной регистрации права. С ****год она занимается оформлением в собственность земельного участка площадью 375 кв.м. под существующим жилым домом по адресу: <адрес> со служебно-хозяйственными строениями. ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в ****год были подготовлены материалы по составлению схемы расположения земельного участка. Границы земельного участка были согласованы с правообладателями смежных земельных участков. ****год участок был согласован Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Иркутска, отделом геодезической службы. ****год земельный участок был занесен в базу данных администрации г. Иркутска отдела градостроительного межевания. ****год истцом было получено распоряжение председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска № об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 375 кв.м. по <адрес>. ****год земельному участку площадью 375 кв.м. по адресу: г. Иркутск, <адрес> был присвоен кадастровый номер № и выдан кадастровый паспорт земельного участка. В ****год истцом было подано заявление в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска о выдаче ей постановления о предоставлении земельного участка площадью 375 кв.м. по адресу: г. Иркутск, <адрес>, в собственность. ****год истцу было вручено письмо председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска №, согласно которому предоставление в собственность вышеуказанного земельного участка не представляется возможным, так как при согласовании проекта постановления администрации г. Иркутска о предоставлении земельного участка Департаментом архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска были предоставлены замечания о расположении данного земельного участка в соответствии с проектом планировки Иркутск-11 в границах красных линий. Истец не согласна с данным решением, так как оно противоречит земельному законодательству РФ и нарушает ее право на приватизацию земельного участка под существующим жилым домом в собственность. Истец считает, что у администрации г. Иркутска было достаточно времени наложить резолюцию о невозможности оформления данного участка в собственность под существующее строение еще на этапе утверждения проекта границ. Просит признать недействительным отказ в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г. Иркутск, <адрес>, от ****год №. Признать за ней право на получение в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>, общей площадью 375 кв.м., кадастровый номер № под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями и обязать администрацию г. Иркутска предоставить истцу указанный земельный участок в собственность. В судебном заседании истец Муликова Зейтуна предъявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В судебном заседании представитель истца Житова Н.В., действующая на по устному заявлению, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснила, что они полагают, что оспариваемый отказ является незаконным, неправомерным, необоснованным, нарушает положения ст.36 Земельного кодекса РФ, создает препятствия к осуществлению истцом прав собственника, противоречит принципам единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимого имущества. В судебное заседание представитель ответчика администрации г. Иркутска не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представили письменные заявление и возражения на иск, указав, что считают требования Муликовой З. незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Процедура приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, урегулирована ст. 36 ЗК РФ. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами. Одним из таких законов, в частности, является Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». В п. 8 ст. 28 указанного федерального закона содержится перечень земель, земельные участки, в составе которых не подлежат отчуждению. В частности, отчуждению не подлежат земельные участки, в составе земель общего пользования к которым относятся площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. В соответствии с ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ к документации по планировке территории относятся: проекты планировки территории, проекты межевания территории и градостроительные планы земельных участков. Согласно ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Постановлением администрации города Иркутска от ****год № утвержден проект планировки Иркутск-11. Согласно выкопировке из проекта планировки Иркутск-11, утвержденного постановлением администрации г.Иркутска земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, <адрес>, находится в границах красных линий. Проект планировки Иркутск-11 официально опубликован ****год в газете «Иркутск официальный», а соответственно вступил в силу с указанной даты. Заявление Муликовой З. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г.Иркутск, <адрес>, было подано в комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска ****год Следовательно, на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность уже был принят и действовал проект планировки Иркутск-11, утвержденный постановлением администрации города Иркутска от ****год №, устанавливающий красные линии. Доводы истца о том, что у администрации г. Иркутска было достаточно времени наложить резолюцию о невозможности оформления данного участка в собственность под существующее строение еще на этапе проекта границ (схемы расположения земельного участка) необоснованны. Процедура о предоставлении земельного участка в собственность началась с ****год а не на этапе утверждения схемы расположения земельного участка. Границы земельных участков утверждаются для возникновения земельного участка в правовом поле и для включения его в хозяйственный оборот. Соответственно, схема расположения земельного участка по адресу: г. Иркутск, <адрес>, утвержденная распоряжением администрации г. Иркутска от ****год № - документ, определяющий границы земельного участка как объекта хозяйственного оборота, а не документ, определяющий возможность (невозможность) предоставления земельного участка в собственность. КУМИ законно и обосновано указал на то, что земельные участки, находящиеся в границах красных линий, не должны отчуждаться в собственность, в связи с чем, земельный участок может быть предоставлен только в арендное пользование. В связи с указанным, предоставление истцу рассматриваемого земельного участка является противоречащим ЗК РФ, Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества», постановлению администрации города Иркутска от ****год №, просили суд в удовлетворении требований Муликовой З. отказать в полном объёме. Выслушав пояснения истца, ее представителя, исследовав материалы дела и, оценив все представленные доказательства, в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Судом установлено, что Муликова Зейтуна на основании решения Ленинского районного суда г. Иркутска от ****год является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, город Иркутск, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ****год В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Решением администрации г.Иркутска от ****год № истцу было отказано в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г.Иркутск, <адрес>, в связи с установленным федеральным законом запретом на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования. В обоснование решения администрация г.Иркутска ссылается на то, что при согласовании проекта постановления администрации города Иркутска о предоставлении земельного участка комитетом по градостроительной политике администрации города Иркутска предоставлены замечания о расположении данного земельного участка в границах красных линий, в соответствии с проектом планировки Иркутск-11, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от ****год №. Земельные участки, находящиеся в границах красных линий не должны отчуждаться в собственность, в связи с чем, земельный участок может быть предоставлен только в арендное пользование. В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно п.п. 5, 6, 7 ст. 36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В соответствии со п. 13 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В соответствии с п.п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом, границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Согласно п. 3.8, 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (РДС 30-201-98), принятой Постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. N 18-30 красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах инженерно-транспортных коммуникаций; при инвентаризации земель в поселениях; при установлении границ землепользований; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения. Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000. Исходя из смысла п. 8 ст. 42, ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, состав и содержание проектов планировки территории основываются на документах территориального планирования субъекта РФ, документах территориального планирования муниципального образования, к которым, в частности, относится Генеральный план города. Аналогичным образом урегулирован данный вопрос в п. 20 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (ред. От 08.11.2007г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», из содержания которого следует, что утверждение документации по планировке территории осуществляется на основе генеральных планов поселения. В силу п. 5 ст.45 Градостроительного кодекса РФ, органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. В соответствии с Положением о Комитете по градостроительной политике Администрации г.Иркутска, утв. Распоряжением мэра г.Иркутска от 01.09.2008 года N031-10-1041/8, комитет проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. Согласно Положению о Департаменте архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска, утв. Распоряжением мэра г.Иркутска от 01.09.2008 года N031-10-1041/8, действовавшему до 06.02.2012г., департамент согласовывает землеустроительную документацию в пределах своей компетенции. В соответствии с Положением об отделе градостроительного межевания департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, утвержденным Распоряжением мэра г.Иркутска от 01.09.2008 года N 031-10-1041/8, отдел определяет координаты земельных участков, предоставляемых физическим и юридическим лицам, рассматривает и согласовывает землеустроительную документацию в пределах своей компетенции. В ходе судебного разбирательства установлено, что ****год Комитетом по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г.Иркутска была утверждена схема расположения земельного участка площадью 375 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов в <адрес> г. Иркутска по <адрес>, для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, в графе ограничения в использовании указано «нет». При этом при согласовании схемы земельного участка каких-либо вопросов о нахождении спорного земельного участка в границах красных линий не возникало. Кроме того, из представленного суду материала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по составлению схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>, усматривается, что границы спорного земельного участка согласованы со всеми смежными землепользователями, разногласий по границам земельного участка не заявлено, о чем составлен акт согласования проектных границ земельного участка. Сведений о нахождении участка в границах красных линий данный материал не содержится, напротив, в числе прочих документов, в материале имеется схема расположения спорного земельного участка, согласованная отделом геолого-геодезической службы департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Иркутска, начальником департамента архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, начальником отдела архитектуры по Ленинскому району департамента архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, при этом каких-либо сведений о нахождении спорного участка в границах красных линий указанная схема также не содержит. Из представленного в материалах дела кадастрового паспорта земельного участка от ****год № следует, что земельный участок, площадью 375+/- 7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, г. Иркутск, <адрес>, имеет кадастровый номер № (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ****год), разрешенное использование: для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Представленная в материалы дела выкопировка из проекта планировки Иркутск-11, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от ****год №, не может быть оценена судом как достаточное доказательство, подтверждающее расположение спорного земельного участка в границах красных линий. Из указанного документа невозможно установить границы, размеры спорного земельного участка. Кроме того, суд учитывает, что спорный земельный участок расположен в зоне жилой застройки, поставлен на кадастровый учет ****год с видом разрешенного использования - для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. При этом при постановке земельного участка на кадастровый учет не учитывалось указанное постановление администрации г. Иркутска от ****год № «Об утверждении проекта планировки Иркутска-11». Данные обстоятельства суд расценивает как обстоятельства, свидетельствующие о том, что не предусматривалось использование части спорного земельного участка в качестве участка общего пользования. Таким образом, в нарушении ст. 249 ГПК РФ, администрацией г.Иркутска не было представлено доказательств, подтверждающих нахождение спорного участка в границах красных линий, а соответственно, и доказательств, подтверждающих законность оспариваемого решения. Давая оценку представленным доказательствам в совокупности их взаимной связи, суд приходит к выводу, что решение администрации г.Иркутска от ****год № об отказе истцу в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу г.Иркутск<адрес>, является незаконным, соответственно, исковые требования в этой части обоснованы и подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Согласно п. 28 Постановление Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Поскольку требование истца о признании незаконным отказа администрации г.Иркутска в предоставлении в собственность земельного участка удовлетворено, то согласно п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, принимает решение об обязывании администрации г.Иркутска устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод истца, а именно обязывании администрации г.Иркутска принять решение по заявлению Муликовой Зейтуны о предоставление ей в собственность спорного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленный законом срок. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Муликовой Зейтуны удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации г.Иркутска от ****год № в предоставлении в собственность Муликовой Зейтуне земельного участка, расположенного по адресу: город Иркутск, <адрес>. Обязать администрацию г.Иркутска принять решение по заявлению Муликовой Зейтуны о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: город Иркутск, <адрес>, в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленный законом срок. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда изготовлено 22 августа 2012 года. Судья И.В. Зайцева