о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



                                               РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2012 года       г. Иркутск

Ленинский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Зайцевой И.В., при секретаре судебного заседания Филюшиной Е.В., с участием истца Тимофеева А.М., представителя истца по заявлению Тимофеевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2080/12 по иску Тимофеева А.М. к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, администрации г.Иркутска о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Тимофеев А.М. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности.

Определением от ****год к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г.Иркутска.

В обосновании заявленных требований истцом указано, что на основании договора социального найма жилого помещения от ****год истец занимает полублагоустроенное жилое помещение по адресу: г. Иркутск, <адрес>, состоящее из двух комнат общей площадью 42,3 кв.м., несет бремя расходов на содержание и ремонт жилого помещения, а также другие платежи, установленные жилищным законодательством, имеет постоянную регистрацию по месту жительства. Квартира относится к государственному жилищному фонду, находилась на праве оперативного управления учреждения - Иркутская квартирно-эксплуатационная часть (района). Обстоятельство передачи Иркутской квартирно-эксплуатационной частью в оперативное управление имущества, являющегося предметом спора может подтвердится распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и свидетельством о государственной регистрации права. На основании указаний заместителя Министра обороны РФ от ****год была организована и проведена передача дел жилищными комиссиями воинских частей и КЭЧ в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, передача осуществлена Иркутской КЭЧ района в конце ****год, то есть на момент заключения договора социального найма Иркутская КЭЧ района имела право заключать данный договор. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от ****год происходит реорганизация федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ. Согласно свидетельству серии о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения. В связи с изложенным Иркутская КЭЧ района реорганизована в форме присоединения в ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ и прекратила свою деятельность в результате реорганизации. На основании договора о делегировании полномочий истец получил договор передачи жилого помещения в собственность граждан ****год, но не может зарегистрировать свое право собственности, так как Иркутская КЭЧ района как наймодатель прекратила свое существование как юридическое лицо, а собственник жилого помещения оставил заявление истца без рассмотрения и удовлетворения, следствием чего истец вынужден обратиться в суд за защитой своего нарушенного права, выразившегося в том, что он не может зарегистрировать свое право собственности, так как от собственника Министерства обороны РФ нет доверенности на переход права собственности. Данное жилое помещение не относится к объектам, не подлежащим приватизации, является единственным местом жительства истца.

Просит признать за ним право собственности на жилое помещение, состоящее их двух комнат общей площадью 42,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Иркутск, <адрес>, в порядке приватизации.

В судебном заседании истец Тимофеев А.М. предъявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель истца по письменному заявлению Тимофеева Т.Н. предъявленные требования поддержала, суду пояснила, что Тимофееву А.М. спорное жилое помещение было предоставлено на основании договора социального найма жилого помещения Иркутской квартирно-эксплуатационной частью (района) в ****год. Тимофеев А.М. проживает в спорном жилом помещении, несет бремя расходов по его содержанию, зарегистрирован по месту жительства. В настоящее время, имея договор о передачи жилого помещения в собственность граждан от ****год, истец не может зарегистрировать свое право собственности на жилое помещение, так как Иркутская КЭЧ района прекратила свое существование как юридическое лицо, а от нового собственника спорного жилого помещения нет доверенности на оформление перехода права собственности.

В судебное заседание ответчик Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в лице своего представителя не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, об уважительных причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебное заседание ответчик ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в лице своего представителя не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, представили заявление о рассмотрении требований в их отсутствие и возражения на исковое заявление. В обоснование возражений указано, что с требованиями не согласны, считают их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. В связи с реорганизацией учреждений и организаций Министерства обороны РФ в настоящее время не создано соответствующей организации, которая была бы наделена полномочиями Министерства обороны РФ по решению вопросов, связанных с приватизацией жилых помещений в порядке, установленном Законом «О приватизации жилищного фонда в РФ». Полномочия по рассмотрению вопроса предоставления жилья гражданам, находящихся в служебных отношениях с Министерством обороны РФ (только военнослужащим) возложены соответственно на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и его региональные отделения, в частности ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации ****год уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, на территории Иркутской области - через ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. Жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, <адрес> предоставлено Тимофееву А.М. на основании договора социального найма жилого помещения от ****год В связи с изложенным считают, что для прекращения права собственности РФ на жилое помещение и его приватизации необходимо проверить законность предоставления жилого помещения, отсутствие иной собственности, жилищных сертификатов, полученных от Министерства обороны РФ и др. Кроме того, в соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации от ****год, изданными во исполнение поручения Президента РФ о формировании к ****год фонда служебных жилых помещений, запрещено исключать помещения из специализированного жилищного фонда. Таким образом, в соответствии с приведенными нормами законов, подзаконных нормативных актов, служебные жилые помещения не подлежат приватизации. Истцом указано, что им представлены справки об отсутствии прав на объекты недвижимого имущества (жилые помещения) лишь в одном субъекте РФ, что не исключает наличия у них жилых помещений, приобретенных в порядке приватизации, в других субъектах. Более того, жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем (служебным или постоянным - по избранному месту жительства) военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны РФ, не является обязанностью Министерства обороны РФ, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил РФ. Таким образом, считают, что у истца отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований Тимофееву А.М. отказать, признать ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России ненадлежащим ответчиком.

В судебное заседание ответчик администрация г. Иркутска в лице своего представителя в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, об уважительных причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебное заседание третье лицо ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации» в лице своего представителя в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, представили заявление о рассмотрении требований в их отсутствие и возражения на исковое заявление. В обоснование возражений указано, что 3 отдел (<адрес>) ФГУ «Центррегионжилье» не обладает полномочиями по отчуждению жилых помещений в порядке приватизации, не закрепленных какими-либо вещными правами (правом оперативного управления или хозяйственного ведения0 за вышеуказанным отделом. Вопросами отчуждения имущества (в том числе жилых помещений) в Министерстве обороны РФ уполномочен заниматься Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ. 3 отдел (<адрес>) федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ не уполномочен распоряжаться имуществом, не закрепленным за вышеуказанным отделом. Соответственно отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес> не входит в круг полномочий, закрепленных за 3 отделом (<адрес>) ФГУ «Центррегионжилье», стало быть, ошибочно привлечен в данном гражданском деле в качестве третьего лица.

Заслушав пояснения истца, его представителя, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ****год за , правообладателем жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>, является Иркутская квартирно-эксплуатационная часть (района), вид права: оперативное управление, дата регистрации ****год .

Судом установлено, что согласно договору социального найма жилого дома от ****год, заключенному между Иркутской квартирно-эксплуатационной частью (района), именуемой в дальнейшем Наймодатель, с одной стороны, и гражданином Тимофеевым А.М., именуемым в дальнейшем Наниматель с другой стороны, наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированный жилой дом, находящееся в Государственной собственности, состоящее из 2-х комнат площадью 42,3 кв.м., в том числе жилой 32,3 кв.м., по адресу: г. Иркутск, <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг.

Из представленной поквартирной карточки на спорное жилое помещение следует, что по адресу: г. Иркутск, <адрес>, Тимофеев А.М. зарегистрирован ****год Данное обстоятельство подтверждается также справкой МУП «Сервисно -регистрационный центр» г. Иркутска Паспортный стол Ленинского округа от ****год

****год между Комитетом по управлению Ленинским округом г. Иркутска и Иркутской КЭЧ района был заключен договор о делегировании полномочий, по условиям которого Иркутская КЭЧ района делегирует Комитету полномочия по принятию решения и оформлению сделок приватизации жилых помещений, закрепленных за Иркутской КЭЧ района на праве оперативного управления, их расторжению и изменению.

Согласно п. 2.1. указанного договора Комитет принимает на себя обязательства по принятию решения и оформлению сделок приватизации жилых помещений, закрепленных за Иркутской КЭЧ района на праве оперативного управления, их расторжению и изменению. Жилые помещения расположены по адресам, указанным в приложении , являющимся неотъемлемой частью настоящего договора. В приложении указан список домов, находящихся в ведении Иркутской КЭЧ района как жилищный фонд МО РФ, в том числе и спорный жилой дом по адресу г.Иркутск, <адрес>.

Из материалов приватизационного дела на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, <адрес> следует, что ****год Тимофеев А.М. обратился в Комитет по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска с заявлением о передачи в единоличную собственность занимаемого жилого помещения по адресу: г. Иркутск, <адрес>, при этом представил: справку МУП «БТИ г.Иркутска» от ****год за о том, что по данным МУП «БТИ г. Иркутска» не имеется сведений о принадлежности объектов недвижимого имущества, зарегистрированных за Тимофеевым А.М. до ****год; уведомление Управления Росреестра по Иркутской области от ****год об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах Тимофеева А.М. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

****год между Администрацией г. Иркутска в лице заместителя председателя комитета - начальника управления жилищно-коммунального хозяйства комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска, именуемой в дальнейшем «Администрация» с одной стороны, и Тимофеевым А.М., именуемым в дальнейшем «Гражданин» с другой стороны, заключен договор передачи жилого помещения в собственность граждан, по условиям которого администрация передает бесплатно, а гражданин приобретает в порядке приватизации в единоличную собственность жилое помещение, состоящее из 2 комнат общей площадью 42,3 кв.м., в том числе жилой 32,3 кв.м., находящееся на первом этаже одноэтажного рубленного из бревен жилого дома. Жилое помещение находится по адресу: г. Иркутск, <адрес>.

Иркутская КЭЧ района не возражала в приватизации квартиры Тимофеева А.М., расположенной по адресу: г. Иркутск, <адрес>, что подтверждается сообщением от ****год за .

Однако, зарегистрировать договор от ****год, а также свое право собственности на спорную квартиру истец возможности не имеет по причине того, что ****год Иркутская КЭЧ района была реорганизована в форме присоединения к ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений», что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ и письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от ****год за , согласно которому объект федерального недвижимого имущества - жилой дом, расположенный по адресу: г.Иркутск, <адрес> литера А, учтен в реестре федерального имущества по реестровым номером за Иркутской квартирно-эксплуатационной частью (района). В соответствии с приказом Министра обороны РФ от ****год «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» Иркутская квартирно-эксплуатационная часть (района) присоединена к федеральному государственному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Из возражений на исковое заявление, представленных ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, следует, что в связи с реорганизацией учреждений и организаций Министерства обороны РФ в настоящее время не создано соответствующей организации, которая была бы наделена полномочиями Министерства обороны РФ по решению вопросов, связанных с приватизацией жилых помещений в порядке, установленном Законом «О приватизации жилищного фонда в РФ». Полномочия по рассмотрению вопроса предоставления жилья гражданам, находящихся в служебных отношениях с Министерством обороны РФ возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные отделения, в частности ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации».

Вместе с тем, судом установлено, что на основании договора делегирования полномочий от ****год, право принимать решения и оформлять сделки приватизации жилых помещений, закрепленных за Иркутской КЭЧ района на праве оперативного управления, в том числе в отношении жилого дома по адресу г.Иркутск, <адрес>, принадлежит Комитету по управлению Ленинским округом администрации г.Иркутска.

Согласно п.5.1. о делегировании полномочий от ****год, договор вступает в силу с момента его подписания и действует до момента передачи жилищного фонда Иркутской КЭЧ района в муниципальную собственность города Иркутска.

До настоящего времени спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передано, что подтверждается сообщением Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г.Иркутска от ****год

Доводы ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» о том, что истцом представлены справки об отсутствии прав на объекты недвижимого имущества лишь в одном субъекте РФ, что не исключает наличия у него жилых помещений, приобретенных в порядке приватизации, в других субъектах, суд находит не состоятельными, поскольку законом не предусмотрено предоставление сведений об отсутствии прав на объекты недвижимого имущества у конкретного лица из каждого субъекта РФ.

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

Статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Как видно из содержания названного закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации такого права.

В случае, если жилое помещение подлежало передаче в муниципальную собственность, но такая передача не осуществлена по каким-либо причинам и граждане не имеют возможности воспользоваться предоставленным им правом на приобретение жилья в собственность, то нарушается соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение не передано в муниципальную собственность в установленном порядке, истец по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию жилого помещения, принадлежащего ему по договору социального найма, следовательно, он имеет право на обращение в суд с требованием о признании права собственности на жилое помещение, в связи с чем, исковые требования Тимофеева А.М. обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Тимофеева А.М. удовлетворить.

Признать за Тимофеевым А.М. право собственности на жилое помещение, общей площадью 42,3 кв.м., жилой площадью 32,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Иркутск, <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня составления решения суда в мотивированном виде.

Мотивированное решение суда изготовлено 26 сентября 2012г.

Судья                         И.В. Зайцева