Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело НОМЕР
19 июля 2010г. г.Комсомольск-на-Амуре
Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
в составе: председательствующего судьи Калмыковой Е.В.,
при секретаре Трегубовой Е.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Бражниковой Н.С.
ответчика – Бугаева А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Комсомольска-на-Амуре в интересах Российской Федерации Хабаровского края, Муниципального образования «Город Комсомольск-на-Амуре» и неопределенного круга лиц к Потребительскому автокооперативу «Вираж» г.Комсомольска-на-Амуре об обязании предоставить сведения о своей хозяйственной деятельности и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Комсомольска-на-Амуре,У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в порядке положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в интересах Российской Федерации, Хабаровского края, Муниципального образования «г.Комсомольск-на-Амуре» и неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Потребительскому автокооперативу «Вираж» г.Комсомольска-на-Амуре об обязании предоставить сведения о своей хозяйственной деятельности и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Комсомольска-на-Амуре.Представитель истца - помощник прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Бражникова Н.С. - исковые требования, заявленные прокурором г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, поддержала в полном объёме, суду пояснила, что Комсомольской-на-Амуре городской прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением требований природоохранного законодательства на территории города Комсомольска-на-Амуре установлено следующее: в соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. В силу требований ст.16 Федерального закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды (Определение Конституционного суда РФ от 10.12.2002 № 284-0 «По запросу Правительства Российской Федерации, о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Федеральный закон от 24.07.2007г. № 198-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» определяет Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору главным администратором платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Пунктом 2 приказа Ростехнадзора от 05.04.2007г. № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» утверждён прилагаемый Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (Приложение 2 к приказу № 204). Согласно п. 2 Порядка расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные территориальные управления по экологическому и технологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект. В силу требований п.3 Порядка расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Поскольку Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору не имеет своего представительства в городе Комсомольске-на-Амуре, между Межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Дальневосточному Федеральному округу, Правительством Хабаровского края, учитывая общую заинтересованность, было заключено Соглашение о взаимодействии в области администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду и формирования доходов бюджетов (далее - Соглашение). По Соглашению основная работа с природопользователями, не подлежащими федеральному государственному экологическому контролю, возложена на орган охраны окружающей среды муниципального образования - отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Комсомольска-на-Амуре. В соответствии с заключенным Соглашением от 01.07.2008г. Администрация города Комсомольска-на-Амуре осуществляет для Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Дальневосточному Федеральному округу проверку правильности расчётов платы природопользователей, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; ежеквартально в срок до 20 числа второго месяца, следующего за отчётным кварталом, передаёт информацию о расчетах платы природопользователей в Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Дальневосточному Федеральному округу. Проверкой установлено, что Потребительский автокооператив «Вираж» с момента постановки на учёт в налоговом органе с 14.03.2007г. и до настоящего времени сведения о своей хозяйственной деятельности и расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду в отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Комсомольска-на-Амуре не представляет, платежи за негативное воздействие на окружающую среду не осуществляет. В силу ч. 1 ст. 51, ст. 57 и ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и начисляется в следующих размерах: 20% - в федеральный бюджет, 40% - в бюджет субъекта Российской Федерации, 40% - в местный бюджет, от суммы указанной платы. Частью 1 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что доходы бюджетов образуются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. Согласно ст.65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов. В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. В силу ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования относится организация мероприятий по охране окружающей среды. Согласно решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 29.04.2005г. №35 (п.4.4., 8.1-8.3) хозяйствующие субъекты обязаны зарегистрироваться в отделе по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Комсомольска-на-Амуре. Невнесение Потребительским автокооперативом «Вираж» платы за негативное воздействие на окружающую среду влечёт недополучение бюджетами Российской Федерации, Хабаровского края и города Комсомольска-на-Амуре денежных средств, что в свою очередь не позволит им увеличить расходы на реализацию своих обязательств, в т.ч. и на природоохранные мероприятия. В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона об охране окружающей среды каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Невыполнение Потребительским автокооперативом «Вираж» требований законодательства об охране окружающей среды нарушает не только интересы Российской Федерации, Хабаровского края и города Комсомольска-на-Амуре в области охраны окружающей среды, но и права граждан на благоприятную среду, гарантированные ст.42 Конституции Российской Федерации. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан, жизнь и здоровья граждан (ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации). Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. В силу требований ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ и ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит суд обязать Потребительский автокооператив «Вираж» во исполнение п.4.4 Решения Комсомолькой-на-Амуре городской Думы от 29.04.2005г. №35 для учета движения потоков отходов зарегистрироваться в отделе по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Комсомольска-на-Амуре, оформить и согласовать в отделе по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города паспорт инвентаризации отходов, обязать Потребительский автокооператив «Вираж» во исполнение пункта 8.1-8.3 Решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 29.04.2005г. № 35 ежеквартально в срок до 20 числа первого месяца квартала представлять в отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Комсомольска-на-Амуре информацию о количестве образованных отходов, а также документы, подтверждающие количество вывезенных и размещенных отходов, обязать Потребительский автокооператив «Вираж» ежегодно до 1 марта текущего года представлять информацию в отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Комсомольска-на-Амуре о заключенных договорах на вывоз отходов, результатов инвентаризации и лимитах размещения отходов.
Ответчик Бугаев А.П. в судебном заседании исковые требования признал, суду пояснил, что автокооператив «Вираж» существует с 1984г. 27.03.2007г. была произведена перерегистрация автокооператива «Вираж» в ИМНС России по г.Комсомольску-на-Амуре. 08 августа 2007г. он был избран председателем автокооператива «Вираж». Действительно, контейнеров для сбора отходов на территории автокоператива «Вираж», нет. Территория автокоператива не огорожена, охраны нет, в связи с чем стало возможным появление отходов на территории автокооператива. Отходы с территории автокооператива вывозятся самостоятельно в контейнер для сбора отходов. Договора с организацией на вывоз отходов нет. Автокооператив «Вираж» не вносит платежи за негативное воздействие на окружающую природную середу, поскольку отсутствуют нормативы образования отходов и лимитов на размещение. Он - Бугаев А.П.- не знал о том, что необходимо вносить платежи за негативное воздействие за окружающую природную среду.
Судья, заслушав стороны, изучив материалы дела, находит требования Прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. «д» ч. 1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В силу ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В силу требований ст.16 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В ч.1 ст.41 Бюджетного кодекса РФ закреплено положение о том, что доходы бюджетов образуются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
В соответствии с положениями ст.62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам и подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов по нормативу – 40 %.
В положениях ст.65 Бюджетного кодекса РФ установлено, что формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Федеральный закон от 24.07.2007г. № 198-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» определяет Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору главным администратором платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 2 приказа Ростехнадзора от 05.04.2007г. №204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» утверждён Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п.2 Порядка расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в управления Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия. Согласно п.3 Порядка расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Согласно заключённому соглашению о взаимодействии в области обеспечения полноты поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду и формирования доходов бюджетов между Межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Дальневосточному Федеральному округу и Правительством Хабаровского края, основная работа с природопользователями, не подлежащими федеральному государственному экологическому контролю, возложена на орган охраны окружающей среды муниципального образования - Отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Комсомольска-на-Амуре. В соответствии с заключенным соглашением от 01.07.2008г. о взаимодействии в области администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду и формирования доходов бюджетов между Межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Дальневосточному Федеральному округу и Правительством Хабаровского края, Администрация города Комсомольска-на-Амуре осуществляет для Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Дальневосточному Федеральному округу проверку правильности расчётов платы природопользователей, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; ежеквартально в срок до 20 числа второго месяца, следующего за отчётным кварталом, передаёт информацию о расчетах платы природопользователей в Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Дальневосточному Федеральному округу. В соответствии с заключенным соглашением от 01.07.2008г. Администрация города Комсомольска-на-Амуре (в лице Отдела по охране окружающей среды и природных ресурсов) организует работу по заполнению природопользователями бланков установленного образца (приложение к соглашению № 4 – заявление; № 5 – анкета природопользователя; и передаёт заполнение бланки для постановки на учёт в МТУ Ростехнадзора по Дальневосточному Федеральному округу для выдачи природопользователям свидетельства о постановке на учёт. Согласно решению Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 29.04.2005г. №35 (п. 4.4.) хозяйствующие субъекты обязаны зарегистрироваться в Отделе по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Комсомольска-на-Амуре.
Согласно свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, Потребительский автокооператив «Вираж» поставлен на учет в ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре ДАТАг.
Согласно устава Потребительского автокооператива «Вираж», кооператив создан с целью удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в эксплуатации, ремонте и хранении автотранспортных средств, обеспечения надлежащего содержания автотранспортных и механических средств передвижения. Председатель кооператива осуществляет полномочия Председателя Правления кооператива, без доверенности выступает от имени кооператива.
Согласно протокола №2 общего собрания членов Потребительского автокооператива «Вираж» от 8.08.2007г., председателем автокооператива был избран Бугаев А.П.
Судом установлено, что ответчик не представил в отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации г. Комсомольска-на-Амуре сведения о своей хозяйственной деятельности, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем Администрация г.Комсомольска-на-Амуре не имеет возможности исполнить свои обязательства, установленные соглашением от 01.07.2008г. по проверке правильности расчётов платы за негативное воздействие на окружающую среду и передаче сведений для постановки организации на учёт в МТУ Ростехнадзора.
Учитывая указанные обстоятельства, суд считает исковые требования, заявленные прокурором г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 103 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования, заявленные Прокурором г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в интересах Российской Федерации Хабаровского края, Муниципального образования «Город Комсомольск-на-Амуре» и неопределенного круга лиц к Потребительскому автокооперативу «Вираж» г.Комсомольска-на-Амуре об обязании предоставить сведения о своей хозяйственной деятельности и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Комсомольска-на-Амуре удовлетворить.Обязать Потребительский автокооператив «Вираж» г.Комсомольска-на-Амуре предоставить сведения о своей хозяйственной деятельности и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Комсомольска-на-Амуре.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Судья: Е.В.Калмыкова