решение о признании незаконными действий при осуществлении перевозок (не вступило в законную силу)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело НОМЕР

08 октября 2010г. г.Комсомольск-на-Амуре

Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

в составе:

председательствующего судьи Калмыковой Е.В.,

при секретаре Шамасовой В.Х.,

с участием представителя истца - помощника прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Воронковой Н.И.

ответчика – Петрякова Н.А.

представителя ответчика Токаревой О.Я.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Комсомольска-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Петрякову Н.А. о признании незаконными действий при осуществлении пассажирских перевозок и о наложении запрета на осуществление пассажирских перевозок,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Комсомольска-на-Амуре, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Петрякову Н.А. о признании незаконными его действий по осуществлению перевозок пассажиров на общественном транспорте на принадлежащих ему автобусах по городским автобусным маршрутам без согласования с органом местного самоуправления и о наложении запрета на его деятельность по осуществлению перевозок пассажиров на общественном транспорте на принадлежащих Петрякову Н.А. автобусах по городским маршрутам без согласования с органом местного самоуправления, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города Комсомольска-на-Амуре при проведении проверки законности предпринимательской деятельности при осуществлении перевозок пассажиров на общественном транспорте установлено следующее: Индивидуальный предприниматель Петрякову Н.А. зарегистрирован ДАТАг. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре за основным государственным регистрационным номером ХХХХ и на основании лицензии от ДАТАг. №ХХХХ, выданной Дальневосточным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ, осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. В ходе проведения проверки в соответствии с приказом №07-13к от 25.02.2010г. и.о. руководителя Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ 04 марта 2010г. по соблюдению законодательства Российской Федерации при перевозке пассажиров автомобильным транспортом установлено, что предприниматель Петряков Н.А. осуществляет перевозку пассажиров по городским автобусным маршрутам без согласования схем маршрутов и графиков движения с органом местного самоуправления в нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Так, на принадлежащих Петрякову Н.А. автобусе LLL, государственный номер RRR, осуществлялась перевозка пассажиров по городским автобусным маршрутам №26, №21, на автобусе LLL государственный номер SSS осуществлялась перевозка пассажиров по городскому автобусному маршруту №17. В соответствии с действующим законодательством предприниматель обязан согласовать с органом местного самоуправления разработанные им паспорт маршрута и схему движения, а не исполнение данных обязанностей является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Обстоятельства правонарушения, допущенного предпринимателем Петряковым Н.А., подтверждаются актом от 04.03.2010г. №07-13К, протоколом об административном правонарушении серия 27 № 002416 от 04 марта 2010г. и серия 27 № 002629 от 04 марта 2010г. ИП Петряков Н.А. в течение 2009г. - 2010г. неоднократно осуществлял на своих автобусах перевозку пассажиров по городским автобусным маршрутам без согласования с органом местного самоуправления, в связи с чем привлекался к административной ответственности решениями Арбитражного суда от 25.08.2009г., 03.12.2009г., 09.04.2009г. Вина ИП Петрякова Н.А. заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, чем причинен вред установленному порядку осуществления предпринимательской деятельности, обеспечивающему единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья. Heсмотря на привлечение к административной ответственности за нарушения условий лицензирования, актами проверок МУП «UUU» 21.01.2010г., 23.03.2010г. установлено, что автобусами ИП Петрякова Н.А. осуществляются пассажирские перевозки по маршруту №17 без согласования с органом местного самоуправления.

В судебном заседании помощник прокурора Воронкова Н.И. поддержала исковые требования прокурора г.Комсомольска н/А по указанным основаниям.

Ответчик Петряков Н.А. исковые требования прокурора г.Комсомольска н/А не признал и пояснил, что он, как индивидуальный предприниматель, зарегистрированный ДАТА Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре и имеющий лицензию от ДАТАг., выданную Дальневосточным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ, на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, действительно осуществлял перевозку пассажиров по городским автобусным маршрутам №№ 17, 21, 26 без согласования схем маршрутов и графиков движения с органом местного самоуправления. Им был составлен на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок проект маршрута, схема маршрута с указанием опасных участков; разработаны графики (расписания) движения, однако специального предусмотренного разрешения (лицензии) на перевозку пассажиров у него нет. Орган местного самоуправления г.Комсомольска н/А на протяжении семи лет не проводит конкурс в отношении городских маршрутов по выдаче лицензий по перевозке пассажиров, в связи с чем невозможно с администрацией города согласовать регулярные маршруты пассажирского автотранспорта. Последний конкурс проводился администрацией города в 2002г. Он- Петряков Н.А.- неоднократно с 2008г. по 2010г. обращался с заявлениями к главе г.Комсомольска-на-Амуре о рассмотрении возможности заключении с ним договора на перевозку пассажиров в г.Комсомольске-на-Амуре, но ему отказывают в удовлетворении заявления на основании того, что договор должен заключаться на конкурсной основе с победителем конкурса на право выполнения регулярных пассажирских перевозок на маршрутах движения автомобильного транспорта. Последний отказ им был получен из администрации г.Комсомольска-на-Амуре 07.07.2010г. Отказы от заключении с ним договора на перевозку пассажиров в городских сообщениях он не обжаловал, т.к. не желает ссориться с Администрацией г.Комсомольска-на-Амуре, поскольку опасается, что при проведении в дальнейшем конкурса его не допустят к участию в нем. На данный момент он не осуществляет перевозки пассажиров по городским автобусным маршрутам №№17, 21, 26.

Представитель ответчика Токарева О.Я. поддержала своего доверителя Петрякова Н.А. и суду пояснила, что не признает иск в полном объеме, поскольку Петряков Н.А. с 2008г. регулярно обращается в Администрацию г.Комсомольска-на-Амуре с заявлениями (прошениями) о рассмотрении возможности заключении с ним договора на перевозку пассажиров в г.Комсомольске-на-Амуре, но ему отказывают в удовлетворении заявлений на основании того, что договор заключается на конкурсной основе с победителем конкурса на право выполнения регулярных пассажирских перевозок на маршрутах движения автомобильного транспорта. Последний отказ Петряков Н.А. получил 07.07.2010г. На протяжении 7 лет конкурс не проводится администрацией г.Комсомольска-на-Амуре в отношении городских маршрутов по выдаче лицензий по перевозке пассажиров, в связи с чем невозможно с органом местного самоуправления согласовать регулярные маршруты пассажирского автотранспорта, хотя имеется Постановление главы администрации Хабаровского края от 20.07.2000г. №262 «О порядке привлечения автотранспорта юридических лиц и граждан к регулярным маршрутным перевозкам пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Хабаровского края», которое имеет силу. У Петрякова Н.А. имеется лицензия от ДАТАг. на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. Петряков Н.А. в течение нескольких лет регулярно пытался выполнить условия, предписанные законом. На данный момент Петряков Н.А. не осуществляет перевозку по городским автобусным маршрутам №17, 21, 26. Автобус LLL государственный номер SSS Петряков Н.А. брал в аренду, т.е. указанный автобус не находится у него в собственности, в мае 2010г. срок аренды по договору на автобус истек и Петряков Н.А. не стал продлевать аренду. Автобус LLL государственный номер RRR, находится у Петрякова Н.А. на праве собственности, но он на нем не осуществляет перевозку пассажиров по городским автобусным маршрутам. Кроме того, считает, что надлежащим истцом по данному делу является администрация г.Комсомольска н/А, а не прокурор города, обратившийся в суд с иском в отношении неопределенного круга лиц.

Оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г.Комсомольска н/А подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» организация дорожного движения – это комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения (ст.20 ч.1 данного закона). Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги (ст.21 указанного закона).

Согласно лицензии №XXXX от ДАТАг., выданной Дальневосточным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ, Петряков Н.А. имеет право на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

Подпунктами «б», «з» пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. №637, предусмотрено, что к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.

В силу пунктов 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2, владельцы автобусов обязаны: составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков; разрабатывать графики (расписания) движения; обеспечивать каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте, что является неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров.

Согласно п.1.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995г. №27, требования данного Положения обязательны для всех расположенных на территории Российской Федерации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, а также для водителей этих организаций и водителей- предпринимателей. Ответственность за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения в организации возлагается на ее руководителя либо назначенного на должность, связанную с обеспечением безопасности движения транспортных средств, исполнительного руководителя или специалиста (п.1.6 Положения). Организация обязана обеспечить водителей необходимыми путевыми документами (п.5.4 Положения). На каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест. В указанные документы должны своевременно вноситься данные об изменении дорожных условий. (п.5.7.2 Положения). Графики (расписания) движения должны разрабатываться в соответствии с установленными правилами на основе нормирования скоростей перед открытием маршрутов регулярных перевозок, а также на действующих маршрутах. Нормативы скорости (времени) движения должны обеспечивать безопасные режимы движения транспортных средств в реальных условиях движения на маршруте: соответствовать скорости, разрешенной Правилами дорожного движения, с организацией дорожного движения, задержки на железнодорожных переездах и т.п. Графики выпуска транспортных средств на линию должны формироваться с учетом изменения пассажиропотоков по дням недели и часам суток в целях обеспечения перевозок пассажиров без нарушения норм вместимости транспортных средств (п.5.7.3 Положения). Каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков (п. 5.7.4 Положения).

Однако, как установлено судом, данные требования Положения ответчиком не исполняются. ИП Петряков Н.А. осуществляет перевозку пассажиров по городским автобусным маршрутам без согласования схем маршрутов и графиков движения с органами местного самоуправления. Так, на принадлежащих Петрякову Н.А. автобусе LLL государственный номер RRR, осуществлялась перевозка пассажиров по городским автобусным маршрутам №26, №21, на автобусе LLL, государственный номер SSS осуществлялась перевозка пассажиров по городскому автобусному маршруту №17.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 ст.14.1 КоАП РФ.

Обстоятельства правонарушения, допущенного предпринимателем Петряковым Н.А., подтверждаются актом проверки Комсомольским отделом автотранспортного надзора Дальневосточным межрегиональным управлением госавтодорнадзора Федеральной службы в сфере транспорта индивидуального предпринимателя №07-13К от 04.03.2010г., протоколами об административном правонарушении от 04 марта 2010г. серии 27 №002416 и серии 27 №002629. За неоднократное осуществление ИП Петряковым Н.А. в течение 2009г. - 2010г. на своих автобусах перевозок пассажиров по городским автобусным маршрутам без согласования с органами местного самоуправления он привлекался к административной ответственности решениями Арбитражного суда от 25.08.2009г., 03.12.2009г., 09.04.2009г.

Однако несмотря на привлечение к административной ответственности за нарушения условий лицензирования, актами проверок МУП «UUU» от 21.01.2010г., 23.03.2010г. установлено, что автобусами ИП Петрякова Н.А. осуществляются пассажирские перевозки по маршруту №17 г.Комсомольска н/А без согласования с органом местного самоуправления.

В соответствии со ст.16 п.5 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, суд считает, что индивидуальный предприниматель Петряков Н.А. обязан согласовать с органом местного самоуправления разработанные им паспорт маршрута и схему движения, а не исполнение данных обязанностей является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Вина ИП Петрякова Н.А. заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, чем причинен вред установленному порядку осуществления предпринимательской деятельности, обеспечивающему единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья.

Суд не принимает во внимание доводы ответчика Петрякова Н.А. и его представителя Токаревой О.Я. о том, что Петряков Н.А. осуществлял свою предпринимательскую деятельность без согласования с органом местного самоуправления в связи с тем, что Администрацией г.Комсомольска н/А с 2002г. не проводится конкурс в отношении городских маршрутов по выдаче лицензий по перевозке пассажиров, и поэтому невозможно согласовать с органом местного самоуправления РФ регулярные маршруты пассажирского автотранспорта, при этом сторона ответчика ссылается на Постановление Главы Администрации Хабаровского края №262 от 20.07.2000г. «О порядке привлечения автотранспорта юридических лиц и граждан к регулярным маршрутным перевозкам пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Хабаровского каря» и Положение «О конкурсе владельцев автотранспорта на осуществление регулярных пассажирских перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Хабаровского края» (п.4.1), в которых указано о том, чтобы рекомендовать главам городских округов объявлять по мере необходимости проведение конкурса владельцев автотранспорта на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам городского и пригородного сообщения (п.3.1 Постановления) и конкурс проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года (р.4.1 Положения).

Однако суд считает, что данные указания для главы городского округа являются рекомендательными указаниями, а не обязательными, т.е. не предусматривают каких- либо обязательных прав перед предпринимателем.

Учитывая, что согласно представленной начальником отдела транспорта и связи Администрации г.Комсомольска н/А сообщения о том, что в период с 2005г. по август 2010г. конкурсы на право осуществления регулярных пассажирских перевозок не проводились, то суд считает, что ИП Петряков Н.А. не имел права осуществлять пассажирские перевозки на всех принадлежащих ему автобусах по маршруту городского сообщения.

Довод ответчика Петрякова Н.А. и его представителя Токаревой О.Я. о том, что после обращения прокурора г.Комсомольска н/А в суд с иском к Петрякову Н.А. он прекратил данную деятельность, суд считает несостоятельными, поскольку стороной ответчика не представлено суду доказательств в обоснование данного довода, а в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Кроме того, суд не принимает во внимание довод представителя ответчика Токаревой О.Я. о том, что прокурор г.Комсомольска н/А не является надлежащим истцом по делу, поскольку с требованием о признании незаконными действия ИП Петрякова Н.А. по осуществлению перевозок пассажиров на общественном транспорте на принадлежащих ему автобусах по городским автобусным маршрутам без согласования с органом местного самоуправления и о наложении запрета на осуществление данной деятельности вправе обратиться Администрация г.Комсомольск н/А.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ и ч.3 ст. 35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Суд считает, что индивидуализировать каждого пассажира по предъявленному иску не представляется возможным, поэтому прокурор г.Комсомольска н/А в соответствии с законом правомерно обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования, заявленные Прокурором г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Петрякову Н.А. о признании незаконными действий при осуществлении пассажирских перевозок и о наложении запрета на осуществление пассажирских перевозок удовлетворить.

Признать незаконными действия индивидуального предпринимателя Петрякову Н.А. по осуществлению перевозок пассажиров на общественном транспорте на всех принадлежащих ему автобусах по городским автобусным маршрутам г.Комсомольска н/А без согласования с органом местного самоуправления.

Запретить индивидуальному предпринимателю Петрякову Н.А. осуществлять деятельность по перевозкам пассажиров на общественном транспорте г.Комсомольска н/А на всех принадлежащих ему автобусах по городским автобусным маршрутам без согласования с органом местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.

СУДЬЯ: Е.В.Калмыкова