Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации Дело НОМЕР25 января 2011г. Ленинский районный суд
г.Комсомольска н/А
в составе:
председательствующего судьи Калмыковой Е.В.
помощника прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Воронковой Н.И.
представителей ответчиков Баршаевой О.А. и Злыгостевой М.А.
при секретаре Шамасовой В.Х.,
рассмотрев материалы гражданского дела по иску прокурора г.Комсомольска-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №134» г.Комсомольска н/А, Отделу образования Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о возложении обязанности по установлению теневых навесов на территории групповой площадки, У С Т А Н О В И Л:Прокурор г.Комсомольска-на-Амуре, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному образованию – город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города и Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №134» г.Комсомольска н/А о возложении обязанности по установлению теневых навесов на территории групповой площадки, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения санитарно - эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения несовершеннолетних в детских дошкольных образовательных учреждениях. В результате проведенной проверки в деятельности МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 134» выявлены нарушения санитарно - эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, а именно установлено, что на групповых площадках групп №7, 8 в настоящее время отсутствуют теневые навесы - павильоны демонтированы в связи с аварийным состоянием. Отсутствие теневых навесов на территории групповой площадки в дошкольном образовательном учреждении препятствует созданию благоприятной среды для несовершеннолетних воспитанников указанного образовательного учреждения, соблюдению санитарно - гигиенических норм для неопределенного круга лиц, что обуславливает возможность прокурору в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов данных лиц. Руководствуясь ст.12 ГК РФ, ст. 45, 206 ГПК РФ, ст.27, 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», просит возложить обязанность по установлению для защиты детей от солнца и осадков на территории групповой площадки групп № 7, 8 теневых навесов площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка, для групп с численностью менее 15 человек площадью не менее 30 кв.м. на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №134», расположенное по адресу: г.Комсомольск - на - Амуре ул. Пермская д.5/2, за счет находящихся в его распоряжении денежных средств, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. При недостаточности денежных средств у Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №134» возложить обязанность по установлению теневых навесов на территории групповой площадки групп №7,8 на Муниципальное образование - город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города. Теневые навесы оборудовать деревянными полами па расстоянии не менее 15 см. от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей. Теневые навесы для детей ясельного и дошкольного возраста оградить с трех сторон, высота ограждения должна быть не менее 1,5 м.
В судебном заседании помощник прокурора Воронкова Н.И. поддержала исковые требования прокурора г.Комсомольска н/А по указанным основаниям, просит суд возложить обязанность по установлению для защиты детей от солнца и осадков на территории групповой площадки групп № 7, 8 теневых навесов на территории МДОУ «Детский сад комбинированного вида №134» за счет находящихся в его распоряжении денежных средств в течении месяца со дня заключения договора МДОУ «Детский сад комбинированного вида №134» с подрядной организацией, установленной в соответствии с положениями ФЗ №94 от 21.07.2005г. При недостаточности денежных средств у Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №134» возложить обязанность по установлению теневых навесов на территории групповой площадки групп № 7, 8 на Отдел образования Администрации г.Комсомольска-на-Амуре, поскольку данное учреждение является главным распорядителем бюджетных средств.
Представители ответчика МДОУ «Детский сад комбинированного вида №134» Кудаковская С.В. и Баршаева О.А. исковые требования истца признали полностью, при этом представитель ответчика Кудаковская С.В. суду пояснила, что в связи с тем, что в 2009г. из МДОУ №118 в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №134» перевели детей, то открылись две дополнительные группы. В 2010г. в своих намерениях она, как заведующая дошкольным учреждением, указала, что необходимо для дополнительных групп на групповых площадках установить теневые навесы, но денежные средства в размере 180 000 рублей из бюджета были выделены в 2010г. только на ремонт кровли детского сада, что являлось первоочередной задачей. Намерения со сметой она подавала в Отдел образования Администрации ЛО г.Комсомольска-на/А, а оттуда намерения передали в Отдел образования города Комсомольска-на/А. Главным распорядителем бюджетных средств является Отдел образования администрации города, поскольку детский сад относится к бюджетному учреждению города Комсомольска-на-Амуре. По нецелевому назначению выделенные деньги детский сад не может использовать. Своих собственных денежных средств в МДОУ №134 не имеется, данное учреждение содержится за счёт бюджетных средств.
В соответствии со ст.41 ГПК РФ по ходатайству представителя Администрации г.Комсомольска определением Ленинского районного суда г.Комсомольска н/А от 25.01.2011г. была произведена замена ответчика Муниципальное образование – город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города на надлежащего ответчика - Отдел образования администрации г.Комсомольск н/А.
Представитель ответчика – Отдела образования администрации города Комсомольска н/А Злыгостева М.А. исковые требования истца не признала, поскольку считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Администрация МДОУ № 134. Отдел образования, как главный распорядитель бюджетных средств, уже выполнил свои обязанности по перечислению денежных средств МДОУ № 134 на установление теневых навесов.
Оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г.Комсомольска н/А подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ и ч.3 ст. 35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст.28 Федерального закона oт 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003г. №24 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Данные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях независимо от форм собственности и их подчиненности. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией ДОУ, воспитанием и обучением детей, а также для учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п.2.1.12 «Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.1249-03» для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью не менее 40 кв.м. Деревянные полы навесов оборудуют на расстоянии не менее 15 см от земли. Теневые навесы для детей ясельного и дошкольного возраста в I, II, III климатических районах ограждают с трех сторон, высота ограждения не менее 1,5 м. В IA, IB, IГ климатических подрайонах вместо теневых навесов оборудуют отапливаемые прогулочные веранды из расчета не менее 2 кв.м на одного ребенка с принудительной вентиляцией. Данное требование указано и в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010г. №91 «Об утверждении СанПиП 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», которое действует с 01.10.2010г. В соответствии с п.п. 3.9, 3.9.1 для защиты детей oт солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв.м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв.м. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей.
В соответствии с частями 2, 3 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, к его компетенции относятся оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Однако в нарушение вышеуказанных норм законодательства РФ в муниципальном дошкольном образовательном учреждении МДОУ «Детский сад комбинированною вида № 134» г.Комсомольска н/А отсутствуют на групповых площадках № 7,8 теневые навесы – павильоны.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 27.08.2010г. №729 заведующая МДОУ «Детский сад № 134» Кудаковская С.В. была привлечена к административной ответственности по ст. 6.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа, в том числе за отсутствие на групповых площадках №7,8 теневых навесов – павильонов.
Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г. и ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990г. № 1559-1) закреплено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (статья 3). Статьей 4 Конвенции определяется, что государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции, при этом обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Согласно п.1.2, 8.10 Устава МДОУ «Детский сад комбинированного вида №134» установлено, что его учредителем и собственником закрепленного за «Учреждением» имущества является муниципальное образование городской округ Город Комсомольск – на - Амуре» в лице администрации города. «Учреждение» отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении, денежными средствами. При недостаточности у «Учреждения» средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет отдел образования администрации города.
В соответствии с п.п.2 п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ в суде по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к муниципальному образованию по обязательствам подведомственных бюджетных учреждений, от имени публично- правовых образований выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета. Он же в соответствии с п.12.1 ст.158 БК РФ от имени муниципального образования несет субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).
Постановлением администрации г.Комсомольска н/А от 30.12.2009г. №3458-па «Об утверждении подведомственности получателей бюджетных средств главным распорядителем (распорядителям) средств местного бюджета городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» утверждена подведомственность получателей бюджетных средств главным распорядителем.
В соответствии с п.5.8 Положения «Об отделе образования администрации г.Комсомольска н/А Хабаровского края» от 07.08.2009г. «Отдел» является главным распорядителем местного бюджета в соответствии со ст.38.1 Бюджетного кодекса РФ. Обеспечивает планирование, исполнение и контроль за использованием средств, направленных на решение вопросов местного значения: содержание муниципальных образовательных учреждений.
Таким образом, суд считает, что Отдел образования администрации г.Комсомольска н/А является надлежащим ответчиком по настоящему иску, поскольку является главным распорядителем средств местного бюджета городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».
Согласно постановлению администрации г.Комсомольска н/А №108-па от 20.01.2011г. «О доведении бюджетных ассигнований до главных распорядителей бюджетных средств в 2011г.», Приложения №4 к данному постановлению и Перечню объектов текущего ремонта, финансируемых за счет средств местного бюджета в 2011г., Муниципальному дошкольному образовательному учреждению №134» на текущий ремонт предоставлено 5 110 000 рублей для восстановления вытяжной вентиляции в прачечной, ремонта кровли над пищеблоком, ремонтно- восстановительных работ по увеличению групп и ремонта веранд.
В соответствии со ст.3 Федерального Закона №94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» обеспечиваемые из средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации и полномочий муниципальных заказчиков, являются муниципальными нуждами.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд производится на основе установленного данным Федеральным Законом единого порядка.
Учитывая, что установление теневых навесов на территории групповой площадки МДОУ №134 возможно только путем размещения соответствующего муниципального заказа, производимого распорядителем бюджетных средств, то суд считает необходимым возложить обязанность по установлению для защиты детей от солнца и осадков на территории групповой площадки групп 7,8 теневых навесов в течение месяца со дня заключения договора между МДОУ «Детский сад комбинированного вида №134» и подрядчиком, установленным в соответствии с положениями Федерального Закона №94 от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Данную обязанность необходимо возложить на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №134», а при недостаточности денежных средств у данного учреждения, возложить указанную обязанность на Отдел образования Администрации города г.Комсомольска - на- Амуре Хабаровского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г.Комсомольска-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №134» г.Комсомольска н/А, Муниципальному образованию – город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города о возложении обязанности по установлению теневых навесов на территории групповой площадки удовлетворить.
Возложить обязанность по установлению для защиты детей от солнца и осадков на территории групповой площадки групп 7,8 теневых навесов площадью из расчета не менее 2 кв.м на одного ребенка, для групп с численностью менее 15 человек - площадью не менее 30 кв.м, на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №134», расположенное в г.Комсомольске н/А ул.Пермская д.5/2, за счёт находящихся в его распоряжении денежных средств, в течение месяца со дня заключения договора между МДОУ «Детский сад комбинированного вида №134» и подрядчиком, установленным в соответствии с положениями Федерального Закона №94 от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями), по установлению навесов.
При недостаточности денежных средств у Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №134», возложить обязанность по установлению теневых навесов на территории групповой площадки групп 7,8 на Отдел образования Администрации города г.Комсомольска - на- Амуре Хабаровского края. Теневые навесы оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей. Теневые навесы для детей ясельного и дошкольного возраста оградить с трёх сторон, высота ограждения должна быть не менее 1,5 м.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Комсомольска н/А.
СУДЬЯ: Е.В.Калмыкова