решение по иску о возложении обязанности по обеспечению медико-психологической помощи детям



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело НОМЕР

18 мая 2011г. Ленинский районный суд

г.Комсомольска н/А

в составе:

председательствующего судьи Калмыковой Е.В.

помощника прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Воронковой Н.И.

представителя ответчика Фисенко Л.А.

представителя третьего лица Злыгостевой М.А.

при секретаре Шамасовой В.Х.,

рассмотрев материалы гражданского дела по иску прокурора г.Комсомольска-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №24», третьи лица- Муниципальное образование – город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города, Отдел образования администрации г.Комсомольска-на-Амуре, о возложении обязанности по обеспечению медико-психологической помощи детям, учащимся в классе коррекционно-развивающего обучения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Комсомольска-на-Амуре, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №24» о возложении на Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» г.Комсомольска - на - Амуре обязанности обеспечить необходимой медико - психологической помощью (занятия с психологом и логопедом) учащихся 1 «г» класса коррекционно - развивающего обучения с задержкой психического развития и установить конкретный срок исполнения решения суда, мотивируя свои требования тем, что в результате проверки, проведенной прокуратурой г.Комсомольска н/А по заявлению родителей учащихся 1 «г» класса МОУ СОШ №24 г.Комсомольска - на - Амуре о нарушении прав несовершеннолетних при получении ими образования, установлено следующее. Согласно уставу Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» учреждено Муниципальным образованием города Комсомольска - на - Амуре. МОУ СОШ № 24 является некоммерческой организацией, финансируемой из средств местного бюджета, обеспечивает реализацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Основным предметом деятельности МОУ СОШ №24 является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В соответствии со ст.29 Закона РФ «Об образовании» в МОУ СОШ №24 утвержден учебный план общеобразовательной школы. В соответствии с указанным планом в школе 1 ступени коррекционно - развивающее обучение строится на основе УМК «Школа России», в 1 «г» классе организовано обучение по программе компенсирующего обучения. В классах компенсирующего обучения в учебный план введены коррекционно - развивающие занятия по русскому языку, математике, коррекции психических процессов. На основании результатов обследования городской психолого-медико -педагогической комиссии, заявления родителей об организации коррекционно -развивающего обучения в соответствии с возможностями детей, в МОУ СОШ № 24 приказом от ДАТАг. НОМЕР од в 2010-2011г.г. учебном году создан 1 «г» класс коррекционно - развивающего обучения с задержкой психического развития. Согласно списку учащихся с диагнозом «задержка психического развития» в 1 «г» классе обучается 11 учеников несовершеннолетнего возраста. Учебный план класса коррекционно - развивающего обучения с задержкой психического развития включает следующие образовательные предметы: литературное чтение, русский язык, математику, окружающий мир, музыку, изобразительное искусство, трудовое обучение, физическую культуру, ритмику, ликвидацию пробелов знаний, коррекцию психических процессов. В соответствии с п.10 ст.50 Закона РФ «Об образовании» для детей с ограниченными возможностями здоровья органы, осуществляющие управление в сфере образования, создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. В соответствии с п.30 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196, органы управления образованием по согласованию с учредителем могут открывать в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется органом управления образованием только с согласия родителей обучающихся по заключению психолого - медико- педагогической комиссии. Общеобразовательное учреждение руководствуется при организации работы специальных (коррекционных) классов Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с п.29 Постановления Правительства РФ от 12.03.1997г. №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения. Кроме того, в соответствии с п.19.8 Приказа Минобрнауки от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении. Программа коррекционной работы должна содержать: перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования; систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий; описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; планируемые результаты коррекционной работы. П. 2.9.9 Санитарно - эпидемиологических правил Сан Пин 2.4.2.1178-02 устанавливает требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях в классах компенсирующего обучения. В соответствии с данными требованиями с целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения обучающиеся компенсирующих классов обеспечиваются в учреждении необходимой медико-психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей. В результате проверки в МОУ СОШ № 24 установлено, что учащиеся 1 «г» класса определены в класс коррекционно - развивающего обучения на основании заключений психолого - медико - педагогического обследования. Несовершеннолетним определен диагноз «общее недоразвитие речи». Согласно учебному плану и штатному расписанию, в МОУ СОШ № 24 отсутствуют занятия с логопедом и психологом в данном классе, что противоречит указанным нормам федерального законодательства и требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.1178-02. В соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся: 1). материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; 2). подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации; 3). использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Отсутствие в 1 «г» классе необходимой медико - психологической помощи, а именно занятий с психологом и логопедом, негативно сказывается на возможности освоения детьми с ограниченным возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

В судебном заседании помощник прокурора г.Комсомольска н/А Воронкова Н.И. поддержала исковые требования прокурора г.Комсомольска н/А по указанным основаниям.

Представитель ответчика – директор МОУ СОШ №24 Фисенко Л.А. исковые требования прокурора г.Комсомольска н/А не признала и пояснила, что в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №24» приказом НОМЕР от ДАТАг. создан 1 «г» класс коррекционно - развивающего обучения, в котором обучается 10 учеников с диагнозом «задержка психического развития». Запись детей в этот класс осуществлялась на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии и личного согласия родителей. При организации работы в этом классе общеобразовательная школа руководствуется Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Содержание образования регламентируется базисным учебным планом 2010г., рекомендуемым для классов коррекционного обучения. В 1 «г» классе реализуются программы УМК «Школа России», соответствующие требованиям коррекционного обучения. Учебный план включает базовые учебные предметы: математику, русский язык, чтение, окружающий мир, ритмику, трудовое обучение, изобразительное искусство, физическую культуру, коррекционно -развивающие занятия по коррекции пробелов в знаниях и развитию высших психических функций. Согласно инструктивного письма Министерства образования РФ от 30.06.1989г. индивидуальные и групповые коррекционно - развивающие занятия проводит учитель. В соответствии с п.29 Постановления Правительства РФ от 12.03.1997г. №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» психологическое обеспечение образовательного процесса в 1 «г» классе осуществляет психолог, входящий в штат школы. Коррекционные занятия психолог проводит в рамках своего рабочего времени (2 часа в неделю). Информация о режиме работы в 1 «г» классе доведена до сведения родителей на родительском собрании в мае 2010г. В школе создана система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей. В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении в классе обучение осуществляется специально подготовленными специалистами: психологом (введен в штат учреждения), учителем-дефектологом (в 2011г. пройдена курсовая переподготовка по теме: «Теоретические основы и современные коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья» в объеме 108 часов, в том числе по коррекционному направлению обучения в количестве 60 часов по теме: «Обновление содержания и методов работы учителя-дефектолога и учителя СКОУ»), воспитателем, прошедшим соответствующую переподготовку по профилю деятельности (в 2010г. пройдена курсовая переподготовка по теме: «Психолого-педагогические основы работы с детьми, воспитывающимися в условиях интерната и детского дома» в объеме 108 часов, в том числе по коррекционному направлению обучения в количестве 60 часов по теме: «Содержание и методы работы педагогов детского дома и СКШ»), социальным педагогом. В течение года специалистами проводятся диагностики (входная, промежуточная и итоговая) с целью определения уровня развития каждого ребенка: учитель-дефектолог изучает учебную и познавательную деятельность, психолог - развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы. По результатам диагностик специалисты заполняют представление на учеников. На школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме его участники (руководитель методического объединения, учитель, администрация, социальный педагог, психолог, медицинский работник) составляют индивидуальные комплексные программы развития детей, взаимодействия специалистов. В течение года ведется мониторинг динамического развития учеников в освоении учебной программы и психического развития каждого ребенка. Администрацией школы ведется мониторинг обученности учащихся и контроль уровня преподавания предметов. Специалистами регулярно проводится коррекционная работа по формированию базовых учебных умений и навыков, развитию высших психических функций и эмоционально-волевой сферы. Формами такой работы являются: индивидуальные и групповые занятия с учителем-дефектологом, психологом, занятия - игры, тренинги, коллективно-творческие мероприятия, в которых реализуются задачи социализации, развития навыков коммуникации, социального интеллекта и эмоциональной компетенции. Для организации обучения детей в 1 «г» классе созданы оптимальные условия: 1). расписание занятий составлено в соответствии с санитарными нормами; 2). в классе создана группа продленного дня, в которой дети, посещая кружки «Аппликация», «Золушка», получают развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления), мелкой моторики руки. В рамках клубного часа проводятся артикуляционные зарядки, дети учат скороговорки, составляют рассказы и сказки, проводят праздничные выступления перед родителями; 3). реализация учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребенка в актуальную речевую среду, формировать основные этапы учебной деятельности; 4). психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляет психолог. Проводятся индивидуальные и групповые занятия с каждым учеником; 5). ежегодно проводится медицинское обследование детей; 6). проводятся коррекционно - развивающие занятия по коррекции пробелов в знаниях и развитию высших психических функций; 7). создана система комплексного сопровождения детей специалистами школы. Детей с глубоким недоразвитием речи в 1 «г» классе нет, обиходная речь не обнаруживает грубых отклонений в словарном запасе, грамматическом построении фраз, фонематическом их оформлении. Логопедическая помощь осуществляется в урочное и внеурочное время педагогом и воспитателем. В поурочных и календарных планах учителя и воспитателя отражена программа коррекции высших психических функций и речи. Родителям детей с незначительными отклонениями речи учителем на родительском собрании в сентябре 2010г. предложено обратиться за бесплатной логопедической помощью в детскую поликлинику НОМЕР по месту жительства, а так же в рамках предоставления платной дополнительной образовательной услуги посещать занятия логопеда в школе. Таким образом, права детей на получение полноценного образования в 1 «г» классе не нарушаются. В ст.14 п. 5, п.6 Закона «Об образовании» указаны общие требования к содержанию образования: содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой; п.6. образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами, определяющими статус образовательных программ. В связи с переходом на новую систему оплаты труда с 01 июня 2009г. финансирование по заработной плате образовательного учреждения осуществляется из Краевого бюджета. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 11.09.2008г. №1313-р процентное соотношение педагогических работников к прочему персоналу должно быть 35/65 (в штатном расписании школы соотношение 45,6/55,23). В МОУ СОШ № 24 нет возможности ввести в штатное расписание ставку логопеда, т.к. в учебном плане образовательного учреждения нет занятий логопеда и он не осуществляет выполнение образовательных программ. Согласно Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников в отклонении в развитии должности логопеда вводится в штаты коррекционного учреждения. Учитель дефектолог- это учитель начального коррекционного класса, она закончила курсы переподготовки по дефектологии. В школе нет свободных средств, чтобы оплачивать услуги логопеда.

Представитель третьего лица - Муниципальное образование – город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом в соответствии с положениями гл.10 ГПК РФ. Ранее в судебном заседании представитель - Муниципальное образование – город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города Перехожева А.В. суду пояснила, что согласно ФЗ №131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах ОМС РФ» финансирование образовательных учреждений происходит за счет средств субъектов РФ. Администрация города не может никаким образом повлиять на данное положение дел. Финансирование осуществляется путем субвенций. Существует методика определения сумм финансирования и цели финансирования. Субвенции поступают в течение учебного года. Министерство финансов контролирует целевое использование денежных средств, проводит ревизии и проверки. Школа может предоставить услуги логопеда за счет собственных средств или привлечь средства из вне, но дополнительные доходы школы являются минимальными.

Представитель третьего лица -Отдела образования администрации г.Комсомольска-на-Амуре Злыгостева М.А. пояснила, что согласно Федерального закона №131 образование состоит из трёх ступеней и плюс дополнительное. У общеобразовательных учреждений отсутствует возможность ввести в штат логопеда. Финансирование услуг для детей с задержками развития относится к полномочиям субъекта РФ. Решается вопрос о передаче детей с задержкой развития в образовательные школы 7 вида, где услуги, в том числе и логопеда, будут осуществляться бесплатно. Если в штатное расписание будет введена должность логопеда в общеобразовательные школы, то в коррекционном классе будет преподавать обычный учитель и дети лишаться права на ежедневное обучение с учителем – дефектологом, а только один раз в неделю с ними занятия будет проводить логопед.

Оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г.Комсомольска н/А удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Свидетель С.О.Ю. суду пояснила, что является учителем 1 «г» класса МОУ СОШ №24. Она имеет диплом о профессиональной переподготовке по программе «Олигофренопедагогика» и как олигофренопедагог может проводить занятия в качестве логопеда и учителя-дефектолога с детьми коррекционного класса. В ходе своей работы она занимается с детьми развитием речи, лексики, кругозора, обучает грамоте, звуковому анализу букв и т.п. При поступлении детей по заключению ПМПК в класс коррекционно- развивающего обучения происходит изучение личного дела ребёнка, его особенностей развития. Ученики 1 «г» класса- коррекционного класса обучаются полный день. Она не всем ученикам коррекционного класса давала рекомендацию заниматься с логопедом, поскольку не все дети в этом нуждались. В сентябре 2010г. родители интересовались, будут ли проводиться занятия логопеда на базе школы. Одна из учениц занималась с логопедом частным образом. Родители учеников не высказывали ей жалобы о том, что в школе нет логопеда. Платные услуги по предоставлению занятий с логопедом родителям не предлагались. Свои занятия с детьми она проводит в первой половине дня, а воспитатель продленного дня - после обеда. Для некоторых учеников достаточно только её занятий, а определённым ученикам она рекомендовала занятия логопеда дополнительно. Свои занятия с учениками, связанные с элементами логопедии, она проводит ежедневно, систематически, а также проводит и индивидуальные занятия с детьми. Воспитатель продлённого дня может дублировать её занятия, а в случае, если есть необходимость, закрепить ту или иную тему. Воспитатель в своей работе использует игры, выполняет её рекомендации.

Свидетель Ш.И.Ю. пояснила, что работает в качестве психолога в МОУ СОШ №24 с коррекционным классом, отслеживает динамику развития детей. Она работает два раза в неделю с классом после обеда во внеурочное время, проводит с детьми диагностику. Режим работы она устанавливает самостоятельно. По запросу учителя 1 «г» класса она проводит также индивидуальное общение с детьми. Кто-либо из родителей учеников коррекционного класса к ней с жалобами по поводу отсутствия психологической помощи не обращался.

Свидетель С.Н.М. пояснила, что работает в классе коррекционного обучения воспитателем МОУ СОШ №24 каждый день с 11часов 30 минут до 16 часов 30 минут. Общий стаж работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, у неё составляет 21 год. Учитель начального класса в классе коррекционного обучения дает ей рекомендации о том, какие темы занятий необходимо закрепить с детьми на занятиях по самоподготовке. Свои занятия она проводит с общим классом и индивидуально. Она проводит артикуляционную гимнастику, занятия по развитию речи. Родители детей, обучающиеся в коррекционном классе, высказывали своё пожелание по поводу занятий с их детьми логопедом. Родителям был дан совет обратиться в логопункт или в частном порядке заниматься с логопедом. Почти у всех детей 1 «г» класса имеются дефекты речи, поэтому с ними ежедневно проводятся в школе занятия по развитию речи.

Судом установлено, что согласно Уставу Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №24», утвержденному главой города г.Комсомольска н/А 09.07.2009г., Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 (МОУ СОШ №24) г.Комсомольска н/А учреждено муниципальным образованием города Комсомольска н/А на базе средней общеобразовательной школы и является некоммерческой организацией, финансируемой из средств местного и краевого бюджетов, обеспечивает реализацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (п.1.1). Основным предметом деятельности учреждения является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (п.2.1).

Согласно приказу НОМЕР од от ДАТАг. МОУ СОШ №24 г.Комсомольска н/А в 2010г.-2011г. в данном учреждении создан 1 «г» класс коррекционно- развивающего обучения для детей с задержкой психического развития.

Учащиеся 1 «г» класса определены в класс коррекционно- развивающего обучения на основании заключений психолого- медико- педагогического обследования. Несовершеннолетним определен диагноз – общее недоразвитие речи.

Как видно из учебного плана МОУ СОШ №24 на 2010г.-2011г. коррекционно- развивающее обучение в 1 «г» классе строится на основе УМК «Школа России», организовано обучение по программе компенсирующего обучения, введены коррекционно- развивающие занятия по русскому языку, математике, коррекции психических процессов, а также литературное чтение, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение, физическая культура и ритмика.

Данное обстоятельство подтверждается представленным ответчиком расписанием занятий в 1 «г» классе.

В соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации; использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий; разработка и утверждение образовательных программ и учебных процессов.

Суд считает несостоятельными доводы истца о том, что в 1 «г» классе МОУ СОШ №24 отсутствует необходимая медико - психологическая помощь, а именно занятия с психологом, поскольку данные доводы опровергаются представленным суду штатным расписанием указанного учреждения на 01.01.2011г., из которого следует, что в штате МОУ СОШ №24 имеется педагог –психолог, который оказывает психологическое обеспечение образовательного процесса в 1 «г» классе. На данную должность приказом №05к от 20.01.2011г. принята Ш.И.Ю., имеющая высшее педагогическое образование, а ранее педагогом- психологом работала Б.А.В.

Как видно из заключений психолого- медико- педагогического консилиума, составленных в отношении каждого из учащихся 1 «г» класса МОУ СОШ №24 в ноябре 2010г., психологом проводилось плановое обследование каждого ребенка с целью планирования коррекционно- развивающих занятий и даны были рекомендации, как родителям учащихся, так и учителю.

Согласно должностной инструкции в функции педагога- психолога МОУ СОШ №24 входит обеспечение психокоррекционной работы в школе, в должностные обязанности данного педагога входит определение факторов, препятствующих развитию личности обучающихся и принятие мер по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной). Педагог- психолог участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

Коррекционные занятия психолог проводит в 1 «г» классе в рамках своего рабочего времени – два раза в неделю согласно её режиму работы, что подтверждается циклограммой работы и планом работы педагога – психолога Ш.И.Ю.

Работа психолога- педагога Ш.И.Ю подтверждается также её представлениями и рекомендациями в отношении каждого учащегося 1 «г» класса МОУ СОШ №24, проведенными ею обследованиями учащихся с помощью различных методик.

Как видно из представленной справки по результатам заключительной диагностики 1 «г» класса на май 2011г. у учащихся наблюдается положительная динамика развития благодаря совместной и систематической работе педагогического коллектива с данным классом, но так как родители не проявляют достаточной активности в обучении детей, то результаты нестабильны.

Таким образом, суд считает необоснованными требования прокурора г.Комсомольска н/А о возложении на МОУ СОШ №24 обязанности по обеспечению занятий учащихся 1 «г» класса с психологом, поскольку такие занятия с детьми проводятся.

В соответствии со ст.12 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) к образовательным относятся учреждения: 1). дошкольные; 2). общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3).учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4). учреждения дополнительного образования взрослых; 5). специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; 6). учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 7). учреждения дополнительного образования детей; 8). другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

В соответствии с п.10 ст.50 указанного закона для детей с ограниченными возможностями здоровья органы, осуществляющие управление в сфере образования, создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

В соответствии со ст.30 Постановления Правительства РФ от 19.03.2001г. №196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении (с изменениями и дополнениями) органы управления образованием по согласованию с учредителем могут открывать в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Общеобразовательное учреждение руководствуется при организации работы специальных (коррекционных) классов Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно ст.29 Постановления Правительства РФ от 12.03.1997г. №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями) образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую подготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения. Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.

Таким образом, из указанных норм закона следует, что общеобразовательное учреждение при организации работы специальных (коррекционных) классов только руководствуется Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, т.е. данное Типовое положение имеет рекомендательный, а не обязательный характер для осуществления деятельности МОУ СОШ №24 при организации коррекционно- развивающего класса.

Кроме того, в данном положении указано только о деятельности психолога, входящего в штат учреждения, что МОУ СОШ №24 соблюдено и осуществляется.

В Типовом положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, не указано об обязательных занятиях учащихся с логопедом.

Судом установлено, что в 1 «г» классе обучение осуществляется специально подготовленными специалистами. Кроме психолога, введенного в штат учреждения, с учащимися работает учитель С.О.Ю., имеющая высшее педагогическое образование по специальности педагогика и методика начальных классов и прошедшая переподготовку в январе 2011г. по теме «Теоретические основы и современные коррекционно- развивающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» в объеме 108 часов, в том числе по коррекционному направлению обучения в количестве 60 часов по теме «Обновление содержания и методов работы учителя– дефектолога и учителя СКОУ», и переподготовку с 18.01.1999г. по 24.11.1999г. по программе «Олигофренопедагогика» с изучением предмета логопедия. С учащимися 1 «г» класса после основных занятий в группе продленного дня работает также воспитатель С.Н.М., имеющая специальное педагогическое образование по специальности «учитель начальных классов», прошедшая в период с 28.09.2009г. по 17.10.2009г. переподготовку по профилю деятельности по теме «Психолого- педагогические основы работы с детьми, воспитывающимися в условиях интерната и детского дома, в том числе по коррекционному направлению обучения «Содержание и методика работы педагога детского дома и специальной коррекционной школы».

Согласно должностной инструкции учителя начальных классов в коррекционном классе от 16.08.2010г. учитель должен вести мониторинг условий развития каждого ребенка и заполнять педагогическое представление, разарабатывать индивидуальную программу коррекционной работы с каждым учеником; проводить коррекционно- развивающие занятия по формированию базовых учебных умений и навыков, развитию высших психических функций и эмоционально- волевой сферы, речи, кругозора учащихся (п.3.5).

Согласно должностной инструкции воспитателя в классе коррекционного обучения от 16.08.2010г. воспитатель способствует развитию общения, речи, кругозора, помогает решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями, планирует и проводит с учениками коррекционно- развивающую работу на основе изучения их индивидуальных особенностей.

С учётом представленных планов занятий с учащимися 1 «г» класса, учебного материала, пояснений директора МОУ СОШ №24 Фисенко Л.А., учителя класса С.О.Ю. и воспитателя С.Н.М., суд приходит к выводу, что в данном классе в урочное и внеурочное время осуществляется логопедическая помощь педагогом и воспитателем. Согласно заключений психолого- педагогического консилиума от 11.11.2010г. не всем учащимся 1 «г» рекомендовано обратиться за помощью к логопеду в пункт детской поликлиники, поскольку некоторые из них не нуждаются в логопедической помощи.

Ссылку прокурора г.Комсомольска н/А об обязательном проведении с учащимися 1 «г» класса МОУ СОШ №24 занятий с логопедом согласно п.2.9.9 Санитарно –эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», где указано, что обучающиеся компенсирующих классов обеспечиваются в общеобразовательном учреждении необходимой медико- психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), суд не принимает во внимание, поскольку осуществить бесплатную логопедическую помощь, т.е. занятия учащихся 1 «г» класса в МОУ СОШ №24 с логопедом администрация учреждения не может в виду отсутствия в штатном расписании должности логопеда. С 01.06.2009г. в связи с переходом на новую систему оплаты труда финансирование по заработной плате образовательного учреждения осуществляется из краевого бюджета.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 11.09.2008г. №1313-р процентное соотношение педагогических работников к прочему персоналу должно быть 35:65, однако в штатном расписании МОУ СОШ №24 соотношение составляет 45,6 : 55,23.

Ввести в штатное расписание ставку логопеда в МОУ СОШ №24 не имеется возможности, поскольку в учебном плане образовательного учреждения нет занятий логопеда и он не осуществляет выполнение образовательных программ.

Учитывая данное обстоятельство, суд считает, что в компетенцию суда не входит вменять в обязанность МОУ СОШ №24 ввести в штатное расписание должность логопеда.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора г.Комсомольска н/А о возложении обязанности на МОУ СОШ №24 по обеспечению медико-психологической помощи детям – занятия логопедом, учащимся в классе коррекционно-развивающего обучения, также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Прокурору г.Комсомольска-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа №24, третьи лица- Муниципальное образование – город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города, Отдел образования администрации г.Комсомольска-на-Амуре, о возложении обязанности по обеспечению медико-психологической помощи детям – занятиями с психологом и логопедом, учащимся в классе коррекционно-развивающего обучения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Комсомольска н/А.

СУДЬЯ: Е.В.Калмыкова