Дело №г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 сентября 2011 года г. Комсомольск-на-Амуре Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе председательствующего судьи Кузьмина С.В., при секретаре судебного заседания Лапиной Т.В., с участием представителя истца Скачковой Е.В., представителя ответчика МБУЗ «Противотуберкулезный диспансер» Герасименко И.Е., представителя ответчика Финансового управления администрации города Комсомольска-на-Амуре Говоровой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фроловой Т.А. к Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер» о компенсации расходов по оплате стоимости проезда к новому месту жительства при выезде из местностей, приравненным к районам Крайнего Севера, У С Т А Н О В И Л: Фролова Т.А. обратилась в Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер» о компенсации расходов по оплате стоимости проезда к новому месту жительства при выезде из местностей, приравненным к районам Крайнего Севера, в сумме <данные изъяты> рублей. В обоснование иска указала, что в период с 1991 г. по 2011 г. работала в МУЗ «Противотуберкулезный диспансер» в должности палатной медицинской сестры. ДД.ММ.ГГГГ истец выехала из г. Комсомольска-на-Амуре на постоянное место жительства в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с истцом расторгнут в связи с переездом Фроловой Т.А. к новому месту жительства в другую местность. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к главному врачу МУЗ «Противотуберкулезный диспансер» с заявлением о компенсации стоимости проезда к новому месту жительства, приложив документы, подтверждающие фактические расходы истца на проезд в сумме <данные изъяты> рублей. В компенсации указанных расходов истцу было отказано. Просит взыскать с ответчиков расходы по оплате стоимости проезда к новому месту жительства при выезде из местностей, приравненным к районам Крайнего Севера, в сумме <данные изъяты> рублей. В судебное заседание истец Фролова Т.А. не явилась в связи с проживанием в <адрес>, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом в установленном законом порядке, ходатайствует в исковом заявлении о рассмотрении дела в ее отсутствие. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие истца Фроловой Т.А. Представитель истца Скачкова Е.В. исковые требования Фроловой Т.А. поддержала, уточнила размер исковых требований. Просит взыскать с ответчиков в пользу Фроловой Т.А. расходы по оплате стоимости проезда к новому месту жительства при выезде из местностей, приравненным к районам Крайнего Севера, в сумме <данные изъяты> рубля. Суду пояснила, что в период с 1991г. по 2011г. Фролова Т.А. работала в МУЗ "Противотуберкулезный диспансер" в должности палатной медицинской сестры. ДД.ММ.ГГГГ истец выехала из г.Комсомольска-на-Амуре на постоянное место жительства в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Фроловой Т.А. был расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась к главному врачу МУЗ "Противотуберкулезный диспансер" с заявлением о компенсации стоимости проезда от г.Комсомольска-на-Амуре до <адрес>, и приложенными к нему документами, подтверждающими фактические расходы на проезд в сумме <данные изъяты> рублей. В компенсации Фроловой Т.А. было отказано, о чем указывает резолюция на заявлении. В соответствии с частью 3 статьи 326 Трудового кодекса Российской Федерации истцу должна быть оплачена стоимость проезда по фактическим расходам. Представитель ответчика МБУЗ «Противотуберкулезный диспансер» (28 июля 2011 года МУЗ «Противотуберкулезный диспансер» переименован в МБУЗ «Противотуберкулезный диспансер») Герасименко И.Е. исковые требования Фроловой Т.А. не признала, суду пояснила, что Положение «О размере, условиях и порядке компенсаций расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из местного бюджета», утвержденное Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 27.05.2005 г №81, подлежит применению только в отношении лиц, которые заключили трудовые договоры с организациями, финансируемыми из местного бюджета, и прибыли в г.Комсомольск-на-Амуре работать по трудовым договорам из других местностей. Т.А. Фролова не была приглашена на работу в г.Комсомольск-на-Амуре из других местностей. Финансирование спорных расходов осуществляется МБУЗ «Противотуберкулезный диспансер» за счет средств муниципального бюджета г.Комсомольска-на-Амуре. Средства на компенсацию расходов, связанных с выездом, должны быть выделены Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер» УФК по Хабаровскому краю (Финансовое управление Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края) по заявке Отдела здравоохранения Администрации г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края. Такие средства учреждению не выделены. Просит отказать Фроловой Т.А. в удовлетворении исковых требований. Представитель ответчика Финансового управления администрации города Комсомольска-на-Амуре Говорова Д.А. исковые требования Фроловой Т.А. не признала, суду пояснила, что истец Фролова И.А. с 1982 года по 2011 год проживала и работала в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В 2001 году выехала к новому месту жительства. Поскольку в соответствии с Законом Хабаровского края от 29 декабря 2004г. N234 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях" МБУЗ «Противотуберкулезный диспансер» финансируется из краевого бюджета, то в отношении работников данного Учреждения распространяет свое действие Закон Хабаровского края от 26.01.2005 № 255 "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Учитывая, что гарантии и компенсации устанавливаются законами субъекта, то расходные обязательства являются расходами Хабаровского края. Компенсации должны предоставляться из средств краевого бюджета. Просит в удовлетворении исковых требований Фроловой Т.А. к финансовому управлению администрации города Комсомольска-на-Амуре отказать. Представитель ответчика Министерства финансов Хабаровского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом в установленном законом порядке. Ходатайствует о рассмотрении гражданского дела в отсутствии представителя Министерства финансов Хабаровского края. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика Министерства финансов Хабаровского края. Представитель ответчика Министерства финансов Хабаровского края представил письменные возражения, согласно которым ответчик не согласен с исковыми требованиями Фроловой Т.А., поскольку считает, что Министерство финансов Хабаровского края является ненадлежащим ответчиком. В обоснование возражений указал, что работодателем истицы являлось МУЗ «Противотуберкулезный диспансер», учредителем которого является муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» и которое финансируется из местного бюджета. Следовательно, возмещение спорных расходов должно осуществляться в порядке, установленном органами местного самоуправления г. Комсомольска-на-Амуре. Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 27.05.2005 № 81 утверждено Положение о размере, условиях и порядке компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из местного бюджета, согласно пункту 9 которого возмещение расходов по переезду осуществляется организациями, финансируемыми из местного бюджета, по подстатье 212 «Прочие выплаты». Таким образом, возмещение спорных расходов должно быть произведено за счет средств МУЗ «Противотуберкулезный диспансер», выделенных ему по смете из бюджета г. Комсомольска-на-Амуре. Если же судом будет установлено, что указанной организации средства на эти цели из бюджета г. Комсомольска-на-Амуре не выделялись, то удовлетворение предъявленных исковых требований должно быть произведено за счет казны городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», представительство интересов которой осуществляет финансовое управление администрации г. Комсомольска-на-Амуре. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Фролова (Кочнева) Т.А. была принята в Противотуберкулезный диспансер г. Комсомольска-на-Амуре на должность медицинской сестры, что подтверждается заверенной копией трудовой книжки Фроловой Т.А. (л.д. 47). ДД.ММ.ГГГГ Фролова Т.А. обратилась к главному врачу МУЗ «Противотуберкулезный диспансер» с заявлением об оплате стоимости проезда к новому месту жительства – <адрес> (л.д. 7). Согласно резолюции на заявлении истцу было отказано в компенсации расходов по оплате стоимости проезда к новому месту жительства при выезде из местностей, приравненным к районам Крайнего Севера. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Фролова Т.А. уволена из МУЗ «Противотуберкулезный диспансер» с ДД.ММ.ГГГГ с должности палатной медицинской сестры по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по собственному желанию в связи с уходом на пенсию (л.д. 138). В соответствии с адресной справкой Отдела УФМС России по Краснодарскому краю в Крымском районе от ДД.ММ.ГГГГ Фролова Т.А. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 72). Согласно ст. 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу частей 3, 5 ст. 326 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом. Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления. Аналогичные положения содержатся в статье35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993года N4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с измен.) гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. В силу ст. 3 указанного Закона гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из местных бюджетов, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно ч. 3 ст. 4 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с измен.) гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствие с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967г. №1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», город Комсомольск-на-Амуре относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Согласно пунктами 1, 1.2, 1.4 Устава МБУЗ «Противотуберкулезный диспансер», утвержденного 28 июля 2011 года главой города Комсомольска-на-Амуре, последнее создано путем изменения типа существующего муниципального учреждения здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», на основании постановления администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 09 ноября 2010 года №3447-па «Об изменении типов муниципальных учреждений». Учредителем Учреждения и собственником закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления имущества является муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре». Учреждение действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в сфере здравоохранения и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Законами Хабаровского края, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Уставом. Учитывая, что спорные правоотношения между истцом Фроловой Т.А. и работодателем в лице МУЗ «Противотуберкулезный диспансер» возникли в начале июля 2011 года, заявление Фроловой Т.А. о компенсации спорных расходов датировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть до утверждения устава МБУЗ «Противотуберкулезный диспансер» и изменения типа муниципального учреждения здравоохранения, с целью установления распределения между ответчиками ответственности по обязательствам, суд руководствуется положениями Устава МУЗ «Противотуберкулезный диспансер». В силу пунктов 1.1, 1.2, 1.3 Устава МУЗ «Противотуберкулезный диспансер», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, муниципальное учреждение здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер» является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств бюджета и внебюджетных источников. Учреждение учреждено и действует в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. Учредителем Учреждения и собственником закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления имущества является муниципальное образование город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре. Учреждение обладает всеми правами юридического лица, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет Учредитель. Размер, условия и порядок компенсации расходов, лицам, переезжающим в связи с заключением и последующим расторжением трудовых договоров с организациями, финансируемыми из местного бюджета установлен Положением о размере, условиях и порядке компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из местного бюджета, утвержденным Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 27 мая 2005 года № 81 "О размере, условиях и порядке компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из местного бюджета". Согласно п. 2 указанного Положения действие настоящего Положения распространяется на лиц, переезжающих в связи с заключением трудовых договоров с организациями, расположенными на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", финансируемыми за счет средств местного бюджета (далее по тексту - организация), и выезжающих к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением настоящих трудовых договоров по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия. В силу п. 4 Положения возмещение расходов, связанных с оплатой стоимости проезда работника в город Комсомольск-на-Амуре, в связи с заключением трудового договора и выезжающим к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора осуществляется в следующих размерах: а) расходы по переезду работника и членов его семьи (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда: железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда; воздушным транспортом - в салоне экономического класса; автомобильным транспортом - в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси). Возмещение расходов, установленных пунктом 3 и 4 настоящего Положения, осуществляется организациями, финансируемыми из местного бюджета, по подстатье 212 "Прочие выплаты" (п. 9 Положения). Таким образом, возмещение спорных расходов должно было производиться за счет средств МУЗ «Противотуберкулезный диспансер», выделенных ему по смете из бюджета муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». Судом установлено и не оспаривается сторонами, что денежные средства для компенсации расходов работников по оплате стоимости проезда к новому месту жительства при выезде из местностей, приравненным к районам Крайнего Севера, МУЗ «Противотуберкулезный диспансер» (его правопреемнику МБУЗ «Противотуберкулезный диспансер») из местного бюджета не предоставлялись, в связи с чем, исковые требования Фроловой Т.А. подлежат удовлетворению за счет казны муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», представительство интересов которой осуществляет финансовое управление администрации города Комсомольска-на-Амуре. Доводы представителя ответчика МБУЗ «Противотуберкулезный диспансер» о том, что компенсация расходов работникам организаций, финансируемых из местного бюджета, по переезду возможна в случае расторжения трудового договора, заключенного между организацией, финансируемой из местного бюджета, и работником, прибывшим в г. Комсомольск-на-Амуре специально для заключения трудового договора, судом признаются несостоятельными, поскольку в пункте 2 Положения о размере, условиях и порядке компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из местного бюджета, не содержится ограничения права на компенсацию расходов по переезду в виде расторжения трудового договора с работником, специально прибывшим в г. Комсомольск-на-Амуре для заключения трудового договора. Таким образом, для реализации права работника на компенсацию указанных расходов важен сам факт его работы по трудовому договору в организации, расположенной в г. Комсомольске-на-Амуре и финансируемой из местного бюджета. Сумма произведенных расходов Фроловой Т.А. по оплате стоимости проезда к новому месту жительства составляет 19034 рубля и подтверждается проездными документами: - билет ООО «Транстур» серия № от ДД.ММ.ГГГГ на автобус № Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск отправлением ДД.ММ.ГГГГ стоимостью <данные изъяты> рублей; - электронный билет № Хабаровск – Москва – Краснодар отправлением ДД.ММ.ГГГГ стоимостью <данные изъяты> рублей, кассовый чек ЗАО «Дальневосточное авиационное агентство «Спектр Авиа Сервис» от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей; - билет АФ «Кубаньпассажиравтосервис» серии № от ДД.ММ.ГГГГ на автобус № Краснодар – Крымск отправлением ДД.ММ.ГГГГ стоимостью <данные изъяты> рублей; - багажная квитанция АФ «Кубаньпассажиравтосервис» серии № от ДД.ММ.ГГГГ на автобус № Краснодар – Крымск отправлением ДД.ММ.ГГГГ стоимостью <данные изъяты> рублей. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требование Фроловой Т.А. к Финансовому управлению администрации города Комсомольска-на-Амуре о компенсации расходов по оплате стоимости проезда к новому месту жительства при выезде из местностей, приравненным к районам Крайнего Севера заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению в сумме 19034 рубля. В удовлетворении данного требования к остальным ответчикам следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 103 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Фроловой Т.А. к Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер» о компенсации расходов по оплате стоимости проезда к новому месту жительства при выезде из местностей, приравненным к районам Крайнего Севера, - удовлетворить частично. Взыскать с Финансового управления администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края за счет казны муниципального образования в пользу Фроловой Т.А. компенсацию расходов по оплате стоимости проезда к новому месту жительства при выезде из местностей, приравненным к районам Крайнего Севера, в размере <данные изъяты> рубля. В удовлетворении исковых требований Фроловой Т.А. к Министерству финансов Хабаровского края, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер» о компенсации расходов по оплате стоимости проезда к новому месту жительства при выезде из местностей, приравненным к районам Крайнего Севера, - отказать. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: Кузьмин С.В.