Р Е Ш Е Н И Е 01 сентября 2011г. Ленинский районный суд г.Комсомольска н/А в составе: председательствующего судьи Калмыковой Е.В. при секретаре Шамасовой В.Х. с участием представителя истца Колесниковой А.В. ответчицы Апрелковой Л.Ф. представителя ответчицы Карачун В.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного учреждения «Центр занятости населения» г.Комсомольска-на-Амуре к Апрелковой Л.Ф. о взыскании денежных средств и государственной пошлины, У С Т А Н О В И Л: Краевое государственное учреждение «Центр занятости населения» г.Комсомольска н/А (КГУ ЦЗН) обратилось в суд с иском к Апрелковой Л.Ф. о взыскании денежных средств в размере <данные изъяты>., возмещении судебных расходов в виде оплаты государственной пошлины в размере <данные изъяты>., мотивируя тем, что в рамках реализации Положения «О содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан», утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 01 апреля 2009г. №109-пр с Апрелковой Л.Ф. был заключен договор №16-сз от 23.07.2009г. об оказании содействия в организации индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельности. По условиям этого договора КГУ ЦЗН г.Комсомольска-на-Амуре перечислило на лицевой счет №, открытый в отделении Сбербанка №4205/64 на имя Апрелковой Л.Ф., субсидию из федерального бюджета в размере <данные изъяты>. На основании п.2.1.3 договора и п.1.10 Положения «О содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан» Апрелкова Л.Ф. обязана была заниматься предпринимательской деятельностью не менее 12 месяцев, представлять по требованию КГУ ЦЗН копию декларации о доходах, документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности. Апрелкова Л.Ф. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 10.08.2009г. и прекратила предпринимательскую деятельность 16.10.2009г. Документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности, в КГУ ЦЗН г.Комсомольска-на-Амуре не были представлены. Так как Апрелкова Л.Ф. нарушила принятые по договору обязательства, то КГУ ЦЗН считает полученные денежные средства в размере <данные изъяты>. неосновательным обогащением. 04.05.2011г. Апрелковой Л.Ф. была направлена претензия №358/1-354 о том, что у неё имеется обязанность вернуть полученные денежные средства в размере <данные изъяты>. До настоящего времени Апрелкова Л.Ф. возврат денежных средств не произвела. В судебном заседании представитель истца Колесникова А.В., действующая на основании доверенности от 05.04.2011г., на исковых требованиях настаивала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Ответчица Апрелкова Л.Ф. и её представитель Карачун В.Д., допущенный к участию в деле по устному заявлению ответчицы, исковые требования не признали, просили в удовлетворении требований истцу отказать. Пояснили, что ЦЗН была предоставлена Апрелковой Л.Ф. безвозмездная субсидия в размере <данные изъяты> для осуществления предпринимательской деятельности, поэтому возврату эти денежные средства не подлежат. Полученные денежные суммы были использованы ответчицей на приобретение товара для осуществления предпринимательской деятельности, поэтому не могут являться нецелевым использованием. Нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность гражданина, получившего субсидию для осуществления предпринимательской деятельности, возвращать её, если предпринимательской деятельностью он занимался менее 12 месяцев. Суд, выслушав пояснения сторон, допросив свидетелей и изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. В соответствии с пунктами 2, 3, 14 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2008г. №1089, субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Субсидии предоставляются Федеральной службой по труду и занятости в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, при наличии региональной программы. Субсидии перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.02.2009г. №40-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 14.12.2009г. №375-пр, действовавшим до 23.03.2010г.) была утверждена Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Хабаровского края в 2009 году. Уполномоченным органом по реализации Программы было определено управление государственной службы занятости населения Правительства Хабаровского края. В рамках Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда была утверждена подпрограмма «Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан». В числе основных мероприятий для реализации этой программы было предусмотрено предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета безработным гражданам на развитие предпринимательской деятельности и самозанятости. Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.04.2009г. №109-пр «Об утверждении положений о порядке реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Хабаровского края» (действовавшего до 23.03.2010г.) было утверждено Положение о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Этим Положением определено, что оно регулирует отношения, связанные с содействием развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Финансирование расходов, связанных с содействием развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета, а также за счет субвенций, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций. Дополнительные мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан осуществляются в отношении граждан, признанных в установленном порядке безработными и желающих организовать собственное дело посредством создания малого предприятия либо в иной форме предпринимательской деятельности. Мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан включают в себя предоставление безвозмездной субсидии на создание малого предприятия либо для осуществления предпринимательской деятельности в иной форме. Преимущественным правом на получение безвозмездных субсидий пользуются безработные граждане, которые испытывают наибольшие трудности в поиске работы обычным путем. Безвозмездные субсидии выдаются, в первую очередь, по тем видам деятельности, которые являются приоритетными для данной территории. Период, в течение которого гражданин обязуется заниматься предпринимательской деятельностью, должен составлять не менее 12 месяцев. По смыслу приведенных нормативных правовых актов безработный гражданин, испытывающий трудности в поиске работы обычным путем, поставленный на учет в центре занятости населения как лицо, ищущее работу (безработный), выразивший желание заниматься индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельностью, успешно защитивший бизнес-план, имеет право на получение материальной помощи для осуществлений предпринимательской деятельности в виде безвозмездной субсидии, выдаваемой за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. До получения субсидии гражданин обязан зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Судом установлено, что Апрелкова Л.Ф. 30.09.2008г. была поставлена на учет в КГУ ЦЗН г.Комсомольска -на- Амуре как лицо, не имеющее и ищущее работу. Между КГУ ЦЗН г.Комсомольска-на- Амуре и Апрелковой Л.Ф. 23.07.2009г. был заключен договор №16-сз об оказании содействия в организации индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельности. По условиям договора Апрелкова Л.Ф. обязана была организовать индивидуальную трудовую (предпринимательскую) деятельность- студию загара «Ультрафиолет», для чего: предоставить в КГУ ЦЗН технико-экономическое обоснование (бизнес-план); получить в течение 30 дней со дня заключении договора свидетельство на право заниматься индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельностью и заниматься ею не менее 12 месяцев. По условиям договора КГУ ЦЗН в целях обеспечения занятости гражданина обязано оказать ей содействие в организации индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельности, а именно: после успешной защиты бизнес-плана перечислить на лицевой счет Апрелковой Л.Ф. безвозмездную субсидию в размере 12-месячного пособия по безработице. Апрелкова Л.Ф. 10.08.2009г. в ИФНС по г. Комсомольску -на-Амуре была зарегистрирована как индивидуальный предприниматель и получила 10.08.2009г. свидетельство о государственной регистрации. Она предоставила в КГУ ЦЗН г. Комсомольска -на- Амуре бизнес-план и защитила его. На лицевой счет Апрелковой Л.Ф. были перечислены денежные средства в сумме <данные изъяты> в качестве субсидии на развитие малого предпринимательства. 16.10.2009г. она прекратила предпринимательскую деятельность. Указанные обстоятельства стороны в судебном заседании не оспаривали. Они также подтверждаются материалами дела: карточкой персонального учета гражданина, ищущего работу; договором от 23.07.2009г. №16-сз; выпиской от 16.10.2009г. №1851 из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; платежным поручением №31180 от 25.08.2009г. на сумму <данные изъяты>. Оценив представленные сторонами доказательства и установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд считает, что Апрелкова Л.Ф. правомерно, в соответствии с действующими на 2009 год нормативными правовыми актами, получила субсидию в сумме <данные изъяты> рублей для осуществления индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельности. Она являлась безработной, была поставлена на учет в КГУ ЦЗН г.Комсомольска н/А как лицо, ищущее работу, иным способом трудоустроиться не могла, защитила бизнес-план, до получения субсидии получила в установленном законом порядке разрешение на занятие индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельностью. Истец считает, что Апрелкова Л.Ф. получила неосновательное обогащение в виде выданной ей субсидии в сумме <данные изъяты> для осуществления индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельности. С такими доводами истца согласиться нельзя. Как определено положениями статей 1102, 1103 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям: о возврате исполненного по недействительной сделке; об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения: одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица. Таким образом, неосновательным обогащением является то имущество, которое было получено гражданином без законных на то оснований, либо по документам, не соответствующим действительности. Как установлено в ходе рассмотрения дела, Апрелкова Л.Ф. предоставила о себе в КГУ ЦЗН г.Комсомольска -на- Амуре сведения, соответствующие действительности (об отсутствии работы, о получении разрешения на занятия индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельностью), что представитель истца в судебном заседании не оспаривал. Субсидия была выдана Апрелковой Л.Ф. в размере и порядке, установленном федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - Хабаровского края. Поэтому полученная ответчицей субсидия в сумме <данные изъяты> для организации индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельности не может быть признана судом неосновательным обогащением. Довод представителя истца о том, что полученная Апрелковой Л.Ф. субсидия в сумме <данные изъяты> для осуществления индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельности подлежит возврату, т.к. ответчик занимался предпринимательской деятельностью менее 12 месяцев, не принимаются судом во внимание, поскольку являются следствием неправильного толкования норм права. Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.04.2009г. №109-пр «Об утверждении положений о порядке реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Хабаровского края» было определено, что безработным гражданам субсидии на создание малого предприятия либо для осуществления предпринимательской деятельности в иной форме предоставляются безвозмездно. Такой гражданин не имеет право получать пособие по безработице в течение 12 месяцев и не имеет право на повторное получение субсидии. Обязанность гражданина возвратить предоставленную субсидию в случае, если он занимался предпринимательской деятельностью менее 12 месяцев, этим постановлением не предусмотрена. Довод представителя истца о том, что полученную субсидию Апрелкова Л.Ф. использовала не по назначению, в связи с чем обязана возвратить её, не принимаются судом во внимание, т.к. не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. В судебном заседании Апрелкова Л.Ф. предоставила товарный чек №18 от 24.08.2009г., из которого видно, что индивидуальный предприниматель Апрелкова Л.Ф. приобрела у ИП Я.О.А.. игрушки в ассортименте на сумму <данные изъяты>. Ответчица пояснила, что намеревалась осуществлять розничную торговлю игрушками. Данный вид её предпринимательской деятельности являлся дополнительным видом деятельности. Как видно из выписки Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей №1851 от 16.10.2009г. Апрелкова Л.Ф. при подачи заявления о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, определила виды экономической деятельности: основной - физкультурно- оздоровительная деятельность; дополнительные- розничная торговля безалкогольными напитками, розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами, розничная торговля газетами и журналами, розничная торговля играми и игрушками, прочая розничная торговля вне магазина, оптовая торговля играми и игрушками. Свидетель П.С.В. суду пояснила, что ей известно о том, что осенью 2009г. в ЦЗН г.Комсомольска-на-Амуре Апрелкова Л.Ф. получила субсидию на организацию индивидуального предпринимательства, при этом она защитила свой бизнес-план. Апрелкова Л.Ф. ей говорила, что она уже нашла необходимое помещение и подобрала оборудование для открытия солярия. Кроме солярия она занималась продажей игрушек. Свидетель Г.Е.В. суду пояснила, что Апрелкова Л.Ф. несколько лет назад встала на учет по безработице в ЦЗН. Затем ЦЗН ей предоставил субсидию на организацию частного бизнеса- солярия. Субсидия составила <данные изъяты>. Бизнес по солярию у ответчицы с её мужем не получился, поскольку возникли проблемы с нахождением помещения. Затем ответчица стала заниматься куплей- продажей игрушек, бизнес по продаже игрушек так же не получился из-за маленького товарооборота. В настоящее время ответчица занимается продажей кислородных коктейлей в помещении ДК ЗЛК. Свидетель А.О.А. пояснил суду, что в 2008г. его жена Апрелкова Л.Ф. была сокращена с предприятия, в связи с чем встала на учет в ЦЗН г.Комсомольска-на-Амуре, где ей предоставили субсидию в размере <данные изъяты> на организацию своего бизнеса. Апрелковой Л.Ф. был составлен бизнес-план по организации предпринимательской деятельности- солярия, который она защитила. Апрелковой Л.Ф. были найдены помещение, поставщики необходимого оборудования, но затем в предоставлении помещения ей было отказано. Поскольку новое помещение было найти проблематично, то решено было заняться дополнительным видом деятельности - куплей-продажей игрушек. В настоящее время ответчица занимается продажей кислородных напитков, открыв свой кислородный бар. Апрелкова Л.Ф. ему не говорила, что в случае, если бизнес не будет развиваться, то субсидию ей придётся вернуть обратно в ЦЗН. Было рассчитано, что денежные средства в виде субсидии будут направлены на организацию бизнеса. Положения постановления Правительства РФ №1089 от 31.12.2008г. которым установлено, что при нецелевом расходовании средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, указанные средства подлежат взысканию в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, определяют порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. Это постановление не регулирует правоотношения, возникающие между безработными гражданами и ЦЗН по предоставлению субсидий на организацию предпринимательской деятельности. Поэтому у гражданина, получившего в ЦЗН субсидию на организацию предпринимательской деятельности, отсутствует обязанность в соответствии с этим постановлением возвратить полученные денежные средства в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Довод представителя истца о том, что ответчица обязана возвратить полученную субсидию, т.к. не предоставляла в ЦЗН документы, подтверждающие ведение индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельности, не принимаются судом во внимание, поскольку являются несостоятельными. Условиями договора №16-сз об оказании содействия в организации индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельности, заключенного 23.07.2009г. между Апрелковой Л.Ф. и ЦЗН г. Комсомольска -на- Амуре, установлено, что Апрелкова Л.Ф. обязана по требованию ЦЗН предъявлять копию декларации о доходах, документы бухгалтерского учета и другие документы, подтверждающие ведение индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельности. Однако судом установлено, что требование о предоставлении документов КГУ ЦЗН г.Комсомольска-на-Амуре к Апрелковой Л.Ф. не предъявлял, а, следовательно, у неё не возникло обязанности предоставить эти документы истцу. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Краевому государственному учреждению «Центр занятости населения» г.Комсомольска-на-Амуре в удовлетворении исковых требований к Апрелковой Л.Ф. о взыскании денежных средств и государственной пошлины – отказать. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Комсомольска н/А. СУДЬЯ: Е.В.Калмыкова