о взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда



Дело

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 марта 2012 года г. Комсомольска-на-Амуре

Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе председательствующего судьи Дубовицкой Е.В.

при секретаре Чернявской Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крыжановского Андрея Львовича, третье лицо: Крыжановская Галина Петровна к открытому акционерному обществу «Авиационная компания «КОНТИНЕНТ» г.Москва о взыскании убытков, неустойки и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Крыжановский А.Л. обратился в суд с иском к ответчику о взыскании убытков в размере стоимости приобретенных билетов <данные изъяты> руб., неустойки в сумме <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб., компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб., мотивируя тем, что <данные изъяты> года собирался с <данные изъяты> Крыжановской Галиной Петровной и <данные изъяты> ФИО2 в отпуск, который должны были провести в <адрес>, в связи в чем, ДД.ММ.ГГГГ, он приобрел электронные авиабилеты , , на рейсы АК «Континент» по маршруту <адрес> с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ, обратно ДД.ММ.ГГГГ, общей стоимостью <данные изъяты> руб. Авиакомпанией рейс был отменен. ДД.ММ.ГГГГ им подана претензия к должнику о возврате уплаченных денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ о рассмотрении претензии, но до настоящего времени денежные средства ему не возвращены. Так как осуществить авиаперевозку компания «Континент» не смогла, считает, что его право было нарушено, отпуск испорчен. В связи с чем, считает, что ОАО «Авиационная компания «Континент» нарушила ст. 31 ФЗ «О защите прав потребителей», так как со дня предъявления им требований прошло уже более трех месяцев, а денежные средства не возвращены, поэтому неустойка за это время составит: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 116 дней - 10 дней (срок для удовлетворения отдельных требований), <данные изъяты> руб., но так как сумма не может превышать стоимость авиабилетов, то неустойка составит <данные изъяты> рублей. ОАО «Авиационная компания «Континент» не перечислила ни денежные средства, ни осуществила данный рейс другой авиакомпанией по указанному маршруту. Исполнитель нарушил срок исполнения договора перевозки, следовательно, в соответствии с п.5 ст. 28 ФЗ «О защите прав потребителей» за отказ от выполнения услуги насчитывается пеня, которая за время с ДД.ММ.ГГГГ составляет размер уплаченной суммы за авиабилет т.е. <данные изъяты> рублей. В соответствии со ст.1 Федерального закона «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Ответственность перед пассажиром за неисполнение обязанностей по возврату денежных сумм, уплаченных за воздушную перевозку, в соответствии со ст.309, 1005 ГК РФ, п. 116 Воздушного кодекса РФ, и п.6 Правил воздушных перевозок, несет перевозчик. Своим бездействием авиакомпания «Континент» испортила его семье отпуск, они не смогли улететь на отдых, которого не видели целый год и поехать в другое место они тоже уже не смогли, так как деньги им не вернули. Сумма, уплаченная за авиабилет для истца является значительной, поэтому в соответствии со ст. 15, 28, 31 ФЗ «О защите прав потребителей», просит взыскать с ОАО «Авиационная компания «Континент» компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В ходе судебного рассмотрения дела, определением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования привлечена Крыжановская Г.П.

Истец Крыжановский А.Л. в судебное заседание не явился, извещен судом о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, представил суду заявление, которым просит рассмотреть дело в его отсутствие, не возражает против вынесения заочного решения.

Третье лицо Крыжановская Г.П. в судебное заседание не явилась, извещена судом о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, представила суду заявление, которым просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Ответчик ОАО «АК Континент» в судебное заседание представителя не направил, неоднократно извещался по месту нахождения ответчика о дате и месте рассмотрения дела по существу надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не заявлял, доказательств опровергающих исковые требования не представил.

Учитывая, что согласие истца в судебном заседании на рассмотрение в порядке заочного производства в отсутствие не явившегося ответчика получено, суд находит возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Суд, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1.ст.105 Воздушного кодекса РФ и п.6.1.2 Правил, договор воздушной перевозки удостоверяется билетом (электронным билетом или билетом, оформленным на БСО), а также иными документами и сведениями, позволяющими достоверно установить факт заключения договора воздушной перевозки.

Согласно п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа - и провоз этого багажа.

В соответствии с п. 1 ст. 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Согласно п. 1 ст. 116 Воздушного кодекса РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Согласно п. 1 ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Крыжановским А.Л. был заключен договор воздушной перевозки на рейсы АК «Континент» по маршруту <адрес> с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ, обратно ДД.ММ.ГГГГ Однако рейс был отменен.

Суд исследовал электронные авиабилеты на имя Крыжановского А.Л., ФИО2, Крыжановской Г.П. , , на рейсы АК «Континент» по маршруту <адрес> с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ, обратно ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).

Данный рейс был отменен перевозчиком, о чем имеется справка генерального директора ОАО «Комсомольский аэропорт» от ДД.ММ.ГГГГ об отмене рейса , в связи с аннулированием у авиакомпании сертификата эксплуатанта на основании приказа Росавиации от 29.07.2011г. №462.

Справками от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Центральные авиакассы» подтверждено приобретение авиабилетов Крыжановским А.Л. на сумму <данные изъяты> руб., ФИО2 на сумму <данные изъяты> руб., Крыжановской Г.П. на сумму <данные изъяты> руб.

Истцом ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлена досудебная претензия (л.д.8), которая согласно справке генерального директора ООО «Центральные авиакассы» от ДД.ММ.ГГГГ направлена в ОАО «АК Континент» ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует квитанция , однако до настоящего время от ОАО «АК Континент» уведомления о получении претензии не получено.

Согласно сведениям директора ООО «Центральные авиакассы», в связи с отменами ряда рейсов ОАО «АК Континент», возврат денежных средств пассажирам при возврате авиабилетов, производится ОАО «АК Континент» (л.д.10).

Согласно письму генерального директора ОАО «АК Континент» от ДД.ММ.ГГГГ, в случае прекращения выполнения рейсов по любым основаниям, устанавливается следующий порядок возврата пассажирам денежных сумм при отказе от полета. Возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку, будет производиться непосредственно ОАО «АК Континент» по месту своего нахождения или в пунктах продажи генеральных агентств Авиакомпаний (л.д.11).

Истец заключил договор воздушной перевозки пассажиров с ОАО «АК Континент», положения которого определяются Гражданским Кодексом РФ, Воздушным Кодексом РФ, Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузополучателей и грузоотправителей, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 года № 82.

Договор воздушной перевозки по своей правовой природе является договором присоединения. Согласно ст.428 ГК РФ договором присоединения признается Договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно абз. 3 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать, в частности, из договоров перевозки граждан, их багажа и грузов.

Согласно ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

В соответствии с п. 116 Приказа Минтранса РФ от 25 сентября 2008 г. № 155 "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации" в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

Поскольку ответчиком доказательств, что он возместил истцу стоимость неиспользованных билетов суду не представлено, суд считает возможным исковые требования в этой части удовлетворить.

Истцом Крыжановским А.Л. заявлены требования о взыскании неустойки за нарушение срока удовлетворения требования о возврате денежной суммы, за каждый день просрочки в размере 3-х процентов от стоимости отдельного вида работ в размере уплаченной суммы за авиабилеты <данные изъяты> рублей.

Согласно п.1, 3 ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.

Согласно ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Истцом произведен и представлен в суд расчет суммы неустойки за невыполнение требований по договору и возврата уплаченной денежной суммы в размере <данные изъяты> рублей. <данные изъяты> рублей *3%=<данные изъяты> рубль в день. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ количество дней просрочки составило 116 дней. <данные изъяты>*116 = <данные изъяты> рублей. Однако истцом заявлено требование о взыскании только <данные изъяты> рублей, поскольку данная сумма не превышает стоимость билетов.

Поскольку дату получения претензии ответчиком установить в судебном заседании не представилось возможным, суд руководствуется нормами Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", постановлением Правительства РФ от 24 марта 2006г.N160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции".

Согласно ст. 16 Федерального закона «О почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки

Согласно п. 6 постановления Правительства РФ "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют:

а)между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации согласно приложению – от <адрес> до <адрес> – 4 дня.

в)между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации - 2дня;

Согласно п. 35 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», почтовые отправления при невозможности их вручения адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его законного представителя). При неявке адресата за почтовым отправлением в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение. По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их законными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи

Таким образом, предположительный срок пересылки ответчику претензии, направленной ДД.ММ.ГГГГ – 6 дней, предположительная дата получения ответчиком претензии ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ количество дней просрочки составило 108 дней. Сумма неустойки составляет <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> *3%*108). Однако истцом заявлено требование о взыскании <данные изъяты> рублей, в размере стоимости билетов.

На основании изложенного, учитывая, что ответчик не исполнил требование истца о возврате уплаченной за авиабилеты суммы в добровольном порядке, суд считает требование истца о взыскании неустойки обоснованными. Однако размер неустойки в сумме <данные изъяты> рублей, суд считает явно завышенным и в соответствии с п.1 ст.333 ГК РФ, согласно которому, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку, считает необходимым уменьшить размер неустойки в два раза до <данные изъяты> рублей.

Истцом Крыжановским А.Л. также заявлены требования о взыскании неустойки за нарушение срока исполнения договора перевозки, за каждый день просрочки в размере 3-х процентов от стоимости отдельного вида работ в размере уплаченной суммы за авиабилет <данные изъяты> рублей.

Согласно ч. 5 статьи 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги), исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы. Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы

На основании изложенного, учитывая, что ответчик не исполнил обязательства по договору перевозки, суд считает требования истца о взыскании неустойки обоснованными. Однако размер неустойки в сумме <данные изъяты> рублей, суд считает явно завышенным и в соответствии с п.1 ст.333 ГК РФ, суд считает необходимым уменьшить размер неустойки в два раза до <данные изъяты> рублей.

Ст.151 ГК РФ предусматривает компенсацию морального вреда, если гражданину причинены физические и нравственные страдания, действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Статьей 15 Закона РФ «О Защите прав потребителей» предусмотрено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежат компенсации причинителем, вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Законом установлена презумпция причинения морального вреда потребителю, вследствие нарушения изготовителем (исполнителем продавцом, уполномоченной организацией …) предусмотренных законами и иными правовыми актами РФ прав потребителя, в связи с чем, потерпевший освобожден от обязанности доказывания в суде факта своих физических или нравственных страданий. Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О.

Суд считает, что требования истца о взыскании компенсации морального вреда не завешены, данная сумма обоснована и подлежит удовлетворению, а именно в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком каких-либо возражений, относительно заявленных истцом исковых требований и доказательств своих возражений по иску, суду не представлено.

На основании пункта 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (продавца) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно статье 46 Бюджетного кодекса РФ штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ и иными законодательными актами.

Таким образом, с ответчика ОАО «АК Континент» подлежит взысканию штраф за нарушение прав потребителя в сумме <данные изъяты> коп. в доход бюджета городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре".

Согласно статье 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден при подаче иска от уплаты государственной пошлины.

В связи с изложенным с ответчика ОАО «АК Континент» подлежит взысканию государственная пошлина по требованию о взыскании материального ущерба пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере, определенном положениями пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации – <данные изъяты> руб., по требованию о взыскании морального вреда в размере, предусмотренном пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации – <данные изъяты> руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Крыжановского Андрея Львовича, третье лицо: Крыжановская Галина Петровна к открытому акционерному обществу «Авиационная компания «КОНТИНЕНТ» г.Москва о взыскании убытков, неустойки и компенсации морального вреда – удовлетворить.

Взыскать с открытого акционерного общества «Авиационная компания «КОНТИНЕНТ» г.Москва (ИНН , ОГРН , дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ) в пользу Крыжановского Андрея Львовича в счет возмещения стоимости авиабилетов <данные изъяты> копеек, сумму неустойки в размере <данные изъяты> копеек, компенсацию морального вреда <данные изъяты> копеек, всего взыскать <данные изъяты> рублей.

Взыскать с ОАО «Авиакомпания «КОНТИНЕНТ» государственную пошлину в местный бюджет в размере <данные изъяты> копеек.

Взыскать с ОАО «Авиакомпания «КОНТИНЕНТ» в доход бюджета городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере <данные изъяты> копеек.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: Дубовицкая Е.В.

Копия верна:

судья: