Ап. дело №11-24/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2011 г. г.Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителя истца МУП «Коммунальный комплекс» - Игнатьевой М.Н., ответчика Кудряшова Г.С., представителя ответчика - Чернышова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МУП «Коммунальный комплекс» к Кудряшову ФИО7, Кудряшовой ФИО8 о взыскании задолженности по коммунальным платежам за истекший период, пеней за просрочку платежей поступившее по апелляционной жалобе ответчика на решение мирового судьи,
установил:
07 мая 2010 года мировым судьей судебного участка № 8 Ленинского района г. Чебоксары рассмотрено гражданское дело по иску МУП «Коммунальный комплекс» к Кудряшову ФИО9, Кудряшовой ФИО10 о взыскании задолженности по коммунальным платежам за период дата в сумме ------ пеней за просрочку платежей ------ Постановленным по данному гражданскому делу решением суда с Кудряшова ФИО11, Кудряшовой ФИО12 в солидарном порядке в пользу истца взыскана задолженность по коммунальным платежам (за электроэнергию) за период дата в сумме ------ пени за просрочку указанных платежей в сумме ------ расходы по оплате государственной пошлины ------
Не согласившись с данным решением, сторона ответчика подала на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить названное судебное решение по мотивам его незаконности и необоснованности, указав в ней, что никакой задолженности за указанный истцом период по коммунальным платежам перед МУП «ЛРУ ЖКХ», выполняющем на тот момент функции обслуживающей организации, у них не было, что было подтверждено представленными суду первой инстанции подлинниками квитанций на оплату жилья и коммунальных услуг. О наличии задолженности по ДПУ их не уведомляли.
Помимо этого, указывает ответчик, обстоятельства данного спора не свидетельствуют о наличии между истцом и МУП «ЛРУ ЖКХ» отношений правопреемства. Представленный истцом расчет суммы долга, по утверждениям ответчика, не объясняет источник образования указанной задолженности. В нем также не отражены все необходимые для расчета показатели, указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307. В связи с чем, полагает ответчик, выводы суда первой инстанции об обоснованности данного расчета нельзя признать обоснованными.
В судебном заседании стороны и их представители поддержали свои доводы и возражения, по ранее изложенным основаниям, и вновь привели их суду.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из материалов дела следует, что ответчики являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу адрес адрес
В силу части 1 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 23.05.2006 № 307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Названные Правила распространяются на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с пунктами 3 и 6 названных Правил коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу п. 7 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в Приложении №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
Как пояснили суду стороны в многоквартирный жилой дом по адрес оборудован как коллективным (общедомовым) прибором учета, так и индивидуальными приборами учета потребляемой электрической энергии. Такой индивидуальный прибор имеется и в квартире ответчиков.
Согласно подпункту «а» пункта 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307), установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в соответствии с которым, действительно, исполнитель наделен полномочиями по периодической корректировке размера платы за коммунальные ресурсы.
Так, согласно подпункту "а" пункта 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Согласно подпункту "б" пункта 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов. Один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год, исполнитель производит корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения № 2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разности объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.
Согласно подпункту "б" пункта 21 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к Правилам определяется исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, а также координируется с размером субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к Правилам. При этом размер годовой платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.
Согласно подпункту "б" пункта 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения № 2 к Правилам в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление, а в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета, так же, как и при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета (подпункт 2 пункта 2 приложения № 2 к Правилам) исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Согласно пункту 25 Правил в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год размер платы за отопление определяется исходя из норматива потребления тепловой энергии. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения № 2 к Правилам. При этом разность размера платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год во всех помещениях (за исключением помещений общего пользования) исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, размера платы за тепловую энергию, потребленную в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования) исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета и размера платы за тепловую энергию, потребленную в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенной исходя из норматива потребления тепловой энергии, распределяется пропорционально общей площади помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, вопреки утверждениям истца, при оборудовании отдельного жилого помещения индивидуальным прибором учета потребляемой электроэнергии и многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета данного вида коммунальной услуги возможность ежегодной корректировки размера произведенной оплаты за потребленную электрическую энергию названными Правилами не предусмотрена (подпункт «б» п. 23 Правил).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчета размера платы за поданный ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунальный ресурс должен быть согласован с исполнителем и указан в соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре ресурсоснабжения, заключаемом исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, плата за коммунальные услуги вносится потребителем коммунальных услуг на основании платежного документа, предоставляемого исполнителем коммунальных услуг. Согласно подпункту "г" пункта 38 Правил в платежном документе указывается объем (количество) потребленных коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод.
Из пояснений сторон также следует, что ответчиками в течение дата года ежемесячно производилась оплата потребленной электроэнергии согласно выставленным им счетам, в том числе и по ДПУ, что подтверждается представленными ответчиками квитанциями и признано в суде представителем истца, что в силу положений ст. 68 ГПК РФ освобождает другую сторону от дальнейшего доказывания данного обстоятельства.
Поскольку пунктом 23 Правил не предусмотрена возможность корректировку размера платы по этому виду коммунального ресурса и истцом не доказано, что между ним и ответчиками состоялось иное соглашение, по которому у истца возникло право произвести перерасчет выставленных ранее ответчикам счетов на оплату электроэнергии, доводы заявителя жалобы о том, что у истца отсутствовали основания на совершение действий по перерасчету ранее выставленных счетов на оплату электроэнергии являются обоснованными.
Кроме того, согласно п. 27 Правил, величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 19, подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23 и 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета. Как следует из материалов дела такого обращения к ответчикам не было, что также подтверждает доводы ответчиков о нарушении истцом требований действующего законодательства.
В данном споре наличие обстоятельств, для применения истцом установленного в п. 31 названных Правил порядка расчета, судом не установлено.
Истцом также не представлено доказательств того, что оплата электрической энергии была осуществлена без использования показаний приборов учета, что предоставляло истцу право на проведение перерасчета на основании норм п. 33 Правил.
Также нельзя признать законным и выводы суда первой инстанции о наличии у ответчика Кудряшова Г.С. обязанности по несению судебных издержек.
Так, по правилам статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статьей 333.36 НК РФ предусмотрено, что истцы - инвалиды I и II группы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи. По смыслу ст. 103 ГПК РФ данное правило применяется ко всем стадиям судебного разбирательства.
Как следует из материалов дела, ответчик Кудряшов Г.С. является ------ В связи с чем выводы суда первой инстанции о необходимости возложения на него обязанности по оплате расходов по уплате госпошлины в связи с подачей данного иска, нельзя признать обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.320-330 ГПК РФ,
решил:
Решение мирового судьи судебного участка № 8 от 07 мая 2010 года о взыскании с Кудряшова ФИО13 Кудряшовой ФИО14 в солидарном порядке в пользу МУП «Коммунальный комплекс» задолженности по коммунальным платежам за период с дата года в сумме ------ пеней за просрочку платежей в сумме ------, расходов по оплате государственной пошлины ------ ------ отменить.
В удовлетворении исковых требований МУП «Коммунальный комплекс» к Кудряшову ФИО15 Кудряшовой ФИО16 о взыскании задолженности по коммунальным платежам за период дата в сумме ------ пеней за просрочку платежей в сумме ------ отказать.
Решение суда вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева