Гр.дело Номер обезличен
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена г. г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Юркиной И.В.,
при секретаре судебного заседания Петровой Н.В.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Чебоксары Бусовой Л.Г.,
с участием истицы ФИО6 и ее представителя ФИО5, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от Дата обезличена года Номер обезличен, представителя ответчика ... ФИО4, действующей на основании доверенности от Дата обезличена года Номер обезличен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Чебоксары в интересах ФИО15 к ФИО16 о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г.Чебоксары в интересах ФИО6 обратился в суд с иском к ФИО17 о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований следующее.
ФИО6 родилась Дата обезличена года, является сиротой. Согласно справке от Дата обезличена года, выданной директором Канашской школы-интернат, ФИО6 являлась воспитанницей данного интернатного учреждения, с 1-го по 8-ой класс находилась на полном государственном обеспечении. Впоследующем ФИО6 обучалась в ..., находилась на полном государственном обеспечении.
С Дата обезличена года ФИО6 состоит в очереди на получение жилого помещения в ФИО29 в списке «Иные категории граждан, имеющие право на внеочередное получение жилых помещений».
В иске указано, что ФИО30 района г.Чебоксары и ФИО20 в течение длительного времени не принимаются меры по обеспечению ФИО6 жилым помещением, чем грубо нарушаются ее жилищные права.
Обосновывая свои требования ссылкой на изложенные в иске обстоятельства, а также на положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, статей 49, 57 Жилищного кодекса РФ, на положения Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор Ленинского района г.Чебоксары в интересах ФИО6 просит суд возложить на администрацию г.Чебоксары обязанность предоставить ФИО6 благоустроенное жилое помещение по установленным нормам.
В ходе рассмотрения гражданского дела истица ФИО6 представила уточненное исковое заявление, дополнительно указав, что она имеет двоих несовершеннолетних детей ФИО10 и ФИО9, являющихся инвалидами. Она вместе с детьми зарегистрирована в комнате Номер обезличен в квартире Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... г.Чебоксары, состоит в очереди на получение жилья в ФИО21 в списке «Малоимущие». Ссылаясь на изложенные в уточненном иске обстоятельства, истица ФИО6 просит суд обязать администрацию г.Чебоксары предоставить ей на состав семьи из трех человек благоустроенное жилое помещение по установленным нормам действующего законодательства.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Чебоксары Бусова Л.Г. заявленные исковые требования с учетом внесенных уточнений поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, вновь привела их суду и просила заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании истица ФИО6 и ее представитель ФИО5 исковые требования с учетом внесенных уточнений поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, вновь привели их суду и просили заявленные требования удовлетворить, возложив на администрацию г.Чебоксары обязанность предоставить ФИО6 на состав семьи из трех человек благоустроенное жилое помещение. При этом истица суду дополнила, что ее дети являются инвалидами, однако имеющиеся у них заболевания не входят в перечень заболеваний, дающих право на внеочередное предоставление жилья.
В судебном заседании представитель ответчика ... ФИО4 заявленные исковые требования с учетом внесенных уточнений не признала, пояснив, что не оспаривает право истицы на льготное обеспечение жилым помещением. Однако отказ в предоставлении истице жилого помещения связан с отсутствием в муниципальном фонде г.Чебоксары свободного жилья. Кроме того, предоставление истице жилья во внеочередном порядке приведет к нарушению прав иных лиц, обладающих аналогичным правом.
Представитель третьего лица ФИО22 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ... в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ... в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрел настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, заслушав заключение старшего помощника прокурора Ленинского района г.Чебоксары Бусовой Л.Г., полагавшей, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Названные конституционные положения нашли свое развитие в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Так, в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях малоимущим гражданам, а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан. При этом гражданам, указанным в части 3 данной статьи, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации; жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться им в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ к иным категориям граждан, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма бесплатно, федеральный законодатель относит: граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; граждан, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ содержит положение о том, что указанные граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди. Право на льготное обеспечение жильем по указанным основаниям предусматривалось и Жилищным кодексом РСФСР 1984 года (п.1 ст.37) действующим на момент возникновения спорных правоотношений.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательством находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» определены правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма в Чувашской Республике, данные вопросы отражены и в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления, принимаемых в пределах их полномочий, определенных статьей 14 Жилищного кодекса РФ.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма, относятся граждане, определенные федеральным законом, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям и вставшие на учет до 1 января 2005 года.
Согласно пункту 4 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации, и осуществляются за счет средств федерального бюджета в объемах, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций Чувашской Республике и передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан.
В соответствии со статьей 17 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.
К одной из категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, согласно статье 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Право истицы на льготное обеспечение жильем предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно части 1 статьи 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Применительно к заявленному спору суд считает необходимым указать следующее.
Из материалов дела следует, что на основании решения Ленинского районного суда г.Чебоксары от Дата обезличена года постановлением главы ФИО23 от Дата обезличена года Номер обезличен ФИО6 восстановлена в списке граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья «Сироты» со дня подачи первичного заявления с Дата обезличена года.
На момент подачи заявления истице ФИО6 исполнилось 25 лет.
Согласно положениям статьи 37 ЖК РСФСР, действовавшей на момент подачи ФИО6 заявления о постановке на учет для получения жилья, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.
В силу статьи 60 ЖК РСФСР, действовавшей на момент подачи ФИО6 заявления о постановке на учет для получения жилья, жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок в случаях помещения детей на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям) - в течение всего времени их пребывания в этом учреждении, у родственников или опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.
Исходя из смысла и содержания изложенных правовых норм, на момент обращения истицы с заявлением о постановке на учет для получения жилья право детей-сирот на предоставление жилья не ограничивалось достижением определенного возраста. Указание на ограничение возраста, до достижения которого дети-сироты должны быть обеспечены жильем, введено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу 24 декабря 1996 года, то есть после принятия истицы как сироты на учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья.
Однако суд полагает, что изменение законодательства относительно реализации права детей-сирот на обеспечение жильем во внеочередном порядке до достижения ими 23-летнего возраста не может повлиять на реализацию права истицы на внеочередное предоставление жилья, поскольку в момент постановки на учет для получения жилья действовали иные правовые нормы, а иное толкование закона привело бы к нарушению прав истицы.
Проверяя доводы истицы о наличии у нее права на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, судом установлено, что истица, являвшаяся сиротой, с 1-го по 8-ой класс являлась воспитанником ... и находилась на полном государственном обеспечении. Впоследующем истица была зачислена в ... на полное государственное обеспечение и пользовалась льготами, установленными для детей-сирот, окончила обучение Дата обезличена года.
Судом установлено, что постановлением главы ФИО24 от Дата обезличена года Номер обезличен истица восстановлена в списке граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья «Сироты» с Дата обезличена года.
Из материалов дела следует, что на основании ордера от Дата обезличена года Номер обезличен истице на состав семьи из двух человек предоставлена комната Номер обезличен в квартире Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... г.Чебоксары площадью 13,9 кв.м.
В соответствии с действовавшими на момент предоставления истице Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 года № 142 и признанными впоследующем утратившими силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах от 9 до 12 кв.м. жилой площади на одного человека, кроме случаев предоставления однокомнатной квартиры одиноким гражданам, а также улучшения жилищных условий граждан, имеющих право на дополнительную жилую площадь. На каждую семью независимо от числа членов, имеющих право на дополнительную площадь, предоставляется сверх основной нормы не более одной отдельной дополнительной комнаты или дополнительной площади в размере, полагающемся на два человека. Жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств (пункт 37).
С учетом площади вышеназванного предоставленного жилья ФИО31 не исполнены обязательства по обеспечению истицы жильем во внеочередном порядке.
Поскольку при принятии решения о предоставлении истице жилого помещения ответчиком были нарушены требования законодательства о норме жилого помещения, что привело к нарушению прав и охраняемых законом интересов истицы, суд находит заявленное требование о предоставлении жилого помещения обоснованным.
Истица просит обязать ФИО32 предоставить жилое помещение по установленным нормам на состав семьи из трех человек, в том числе и на двух несовершеннолетних детей.
Однако правом на внеочередное предоставление жилья в соответствии с требованиями действующего законодательства имеют только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, к числу которых дети истицы не относятся.
При таком положении правовых оснований для предоставления истице жилья во внеочередном порядке на состав семьи с учетом двух несовершеннолетних детей не имеется.
Согласно пункту 3 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Положениями пункта 5 статьи 14 Жилищного кодекса РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Аналогичные права по управлению и распоряжению муниципальной собственностью закреплены и в локальных нормативных актах.
Так, согласно статьям 41, 50 Устава муниципального образования г.Чебоксары исполнительным органом местного самообразования является администрация г.Чебоксары. Право по распоряжению муниципальной собственностью закреплено за администрацией г.Чебоксары.
В связи с изложенными обстоятельствами суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению истице жилого помещения на администрацию г.Чебоксары. Вместе с тем, согласно части 3 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, в том числе и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. В этой связи обязанность администрации г.Чебоксары по предоставлению истице благоустроенного жилого помещения должна исполняться за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».Требования, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, сформулированы в статье 57 ЖК РФ. Согласно пункту 5 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В положениях пункта 4 статьи 12 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», устанавливающих норму предоставления жилого помещения для иных категорий граждан, в том числе и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма иным категориям граждан составляет 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Доводы представителя ответчика о том, что предоставление истице жилого помещения вне очереди приведет к нарушению прав и законных интересов иных лиц, обладающих аналогичным правом на внеочередное обеспечение жилым помещением, суд считает необоснованными, поскольку в приведенной норме закона отсутствует положение о предоставлении жилой площади в порядке очередности, и разрешение требования о предоставлении жилой площади федеральный законодатель не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих таким правом. Норма о льготном обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не содержит оснований отказа данным лицам в реализации указанного права, в связи с чем доводы представителя ответчика об отсутствии возможности предоставить истице жилое помещение суд считает не имеющими юридического значения для разрешения заявленного спора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО25 удовлетворить частично.
Обязать ФИО27 предоставить ФИО26 на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по установленным нормам.
На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Чебоксары со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено Дата обезличена года.
Председательствующий судья И.В. Юркина