об обязании предоставить жилое помещение



Гр.дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена г. г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Степановой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Архиповой О.В.,

с участием истицы Тезиковой Н.А.,

представителя истца ст. помощника прокурора Калининского района г. Чебоксары Александровой О.Н.,

представителя ответчика администрации г. Чебоксары Яковлевой М.Ю., действующей на основании доверенности от Дата обезличена г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах Тезиковой Наталии Александровны к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Прокурор Калининского района г.Чебоксары в интересах Тезиковой Н.А. обратился в суд с иском к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований следующее.

Тезикова Н.А. родилась Дата обезличена года, с Дата обезличена г. является сиротой. Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от Дата обезличена г. Тезикова Н.А. после смерти матери ФИО10 вступила в наследство на 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: г... ..., .... Постановлением от Дата обезличена г. отказано в возбуждении уголовного дела по факту пожара, произошедшего Дата обезличена г. в данном домовладении, принадлежащем на праве частной собственности ФИО9 и Тезиковой Н.А. В результате пожара вышеуказанный жилой дом и имущество уничтожены. С Дата обезличена г. Тезикова Н.А. состоит на учете в качестве нуждающееся в улучшении жилищных условий в списке «Сироты», по состоянию на Дата обезличена г. номер ее очередности - 6. Согласно ордеру Номер обезличен от Дата обезличена г., выданному на основании постановления главы администрации Калининского района г. Чебоксары от Дата обезличена г. Номер обезличен, Тезиковой Н.А. выделено койко-место в комнате, расположенной по адресу: ..., после инвентаризации жилых помещений данная комната признана комнатой Номер обезличен общей площадью 7,94 кв. м., а жилой площадью 5,7 кв. м., что ниже нормы, предусмотренной законодательством. Администрацией Калининского района г.Чебоксары и администрацией г.Чебоксары в течение длительного времени не принимаются меры по обеспечению Тезиковой Н.А. жилым помещением, чем грубо нарушаются ее жилищные права. Кроме того, Тезикова Н.А. имеет на иждивении малолетнюю дочь ФИО13 Дата обезличена г. рождения, чьи права также нарушены. Тезикова Н.А. обратилась в прокуратуру для защиты ее нарушенных прав с письменным заявлением Дата обезличена г., что явилось основанием для обращения прокурора с иском в суд. Обосновывая свои требования ссылкой на изложенные в иске обстоятельства, а также на положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, статей 49, 57 Жилищного кодекса РФ, на положения Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор Калининского района г.Чебоксары в интересах Тезиковой Н.А. просит суд возложить на администрацию г.Чебоксары обязанность предоставить Тезиковой Н.А. благоустроенное жилое помещение на состав семьи из двух человек по установленным нормам действующего законодательства.

В судебном заседании старший помощник прокурора Калининского района г.Чебоксары Александрова О.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, вновь привела их суду и просила заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании истица Тезикова Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, вновь привела их суду и просила заявленные требования удовлетворить. При этом истица суду дополнила, что ее ребенок состоит на учете у невропатолога, однако имеющееся у нее заболевание не входит в перечень заболеваний, дающих право на внеочередное предоставление жилья. В комнате в общежитии кроме нее с дочерью проживают еще два человека, с которыми она одной семьей не является, совместное хозяйство не ведет. Жилья в собственности она не имеет, денежных средств на аренду квартиры у нее также нет. Как погорельцы они получили 500 рублей.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Чебоксары заявленные исковые требования, пояснив, что не оспаривает право истицы на льготное обеспечение жилым помещением. Однако отказ в предоставлении истице жилого помещения связан с отсутствием в муниципальном фонде г.Чебоксары свободного жилья. Кроме того, предоставление истице жилья во внеочередном порядке приведет к нарушению прав иных лиц, обладающих аналогичным правом.

Представитель третьего лица администрации Калининского района г.Чебоксары в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявлением просил о рассмотрении дела без участия представителя, в удовлетворении иска просил отказать, поскольку свободного жилого помещения не имеется.

Представитель третьего лица Министерства финансов Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрел настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, заслушав заключение старшего помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары Александровой О.Н., полагавшей, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Названные конституционные положения нашли свое развитие в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Так, в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях малоимущим гражданам, а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан. При этом гражданам, указанным в части 3 данной статьи, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации; жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться им в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ к иным категориям граждан, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма бесплатно, федеральный законодатель относит: граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; граждан, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ содержит положение о том, что указанные граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди. Право на льготное обеспечение жильем по указанным основаниям предусматривалось и Жилищным кодексом РСФСР 1984 года (п.1 ст.37) действующим на момент возникновения спорных правоотношений.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательством находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» определены правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма в Чувашской Республике, данные вопросы отражены и в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления, принимаемых в пределах их полномочий, определенных статьей 14 Жилищного кодекса РФ.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма, относятся граждане, определенные федеральным законом, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям и вставшие на учет до 1 января 2005 года.

Согласно пункту 4 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации, и осуществляются за счет средств федерального бюджета в объемах, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций Чувашской Республике и передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан.

В соответствии со статьей 17 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.

К одной из категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, согласно статье 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Право истицы на льготное обеспечение жильем предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно части 1 статьи 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Проверяя доводы истицы о наличии у нее права на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, судом установлено, что над Тезиковой Н.А., Дата обезличена г. рождения, постановлением главы администрации ... от Дата обезличена г. Номер обезличен было установлено попечительство и на нее распространялись льготы, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Судом также установлено, что истица как нуждающаяся в улучшении жилищных условий состоит на учете в администрации Калининского района г. Чебоксары с Дата обезличена г. в списке «Сироты». На Дата обезличена г. номер ее очередности - Номер обезличен

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от Дата обезличена г. Тезикова Н.А. после смерти матери ФИО10 вступила в наследство на 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., ....

Дата обезличена г. в данном домовладении, принадлежащем на праве частной собственности ФИО9 и Тезиковой Н.А., произошел пожар, в результате чего вышеуказанный жилой дом и имущество уничтожены

Из материалов дела усматривается, что на основании постановления главы администрации Калининского района г. Чебоксары от Дата обезличена г. Номер обезличен истице был выдан ордер на койко-место в общежитии по ..., д. Номер обезличен, комн. Номер обезличен, которая впоследствии перерегистрирована на Номер обезличен.

В соответствии с действовавшими на момент предоставления истице Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 года № 142 и признанными в последующем утратившими силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах от 9 до 12 кв.м. жилой площади на одного человека, кроме случаев предоставления однокомнатной квартиры одиноким гражданам, а также улучшения жилищных условий граждан, имеющих право на дополнительную жилую площадь. На каждую семью независимо от числа членов, имеющих право на дополнительную площадь, предоставляется сверх основной нормы не более одной отдельной дополнительной комнаты или дополнительной площади в размере, полагающемся на два человека. Жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств (пункт 37).

С учетом площади вышеназванного предоставленного жилья администрацией г.Чебоксары не исполнены обязательства по обеспечению истицы жильем во внеочередном порядке.

Поскольку при принятии решения о предоставлении истице жилого помещения ответчиком были нарушены требования законодательства о норме жилого помещения, что привело к нарушению прав и охраняемых законом интересов истицы, суд находит заявленное требование о предоставлении жилого помещения обоснованным.

Истица просит обязать администрацию г.Чебоксары предоставить жилое помещение по установленным нормам на состав семьи из двух человек, в том числе и на несовершеннолетнего ребенка.

Однако правом на внеочередное предоставление жилья в соответствии с требованиями действующего законодательства имеют только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, к числу которых дети истицы не относятся.

При таком положении правовых оснований для предоставления истице жилья во внеочередном порядке на состав семьи с учетом двух несовершеннолетних детей не имеется.

Согласно пункту 3 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Положениями пункта 5 статьи 14 Жилищного кодекса РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Аналогичные права по управлению и распоряжению муниципальной собственностью закреплены и в локальных нормативных актах.

Так, согласно статьям 41, 50 Устава муниципального образования г.Чебоксары исполнительным органом местного самообразования является администрация г.Чебоксары. Право по распоряжению муниципальной собственностью закреплено за администрацией г.Чебоксары.

В связи с изложенными обстоятельствами суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению истице жилого помещения на администрацию г.Чебоксары. Вместе с тем, согласно части 3 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, в том числе и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. В этой связи обязанность администрации г.Чебоксары по предоставлению истице благоустроенного жилого помещения должна исполняться за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, сформулированы в статье 57 ЖК РФ. Согласно пункту 5 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В положениях пункта 4 статьи 12 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», устанавливающих норму предоставления жилого помещения для иных категорий граждан, в том числе и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма иным категориям граждан составляет 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Доводы представителя ответчика о том, что предоставление истице жилого помещения вне очереди приведет к нарушению прав и законных интересов иных лиц, обладающих аналогичным правом на внеочередное обеспечение жилым помещением, суд считает необоснованными, поскольку в приведенной норме закона отсутствует положение о предоставлении жилой площади в порядке очередности, и разрешение требования о предоставлении жилой площади федеральный законодатель не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих таким правом. Норма о льготном обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не содержит оснований отказа данным лицам в реализации указанного права, в связи с чем доводы представителя ответчика об отсутствии возможности предоставить истице жилое помещение суд считает не имеющими юридического значения для разрешения заявленного спора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тезиковой Наталии Александровны удовлетворить частично.

Обязать администрацию г.Чебоксары предоставить Тезиковой Наталии Александровне на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по установленным нормам.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Чебоксары со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено Дата обезличена г.

Председательствующий судья Н.А. Степанова