Дело ***
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2010 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефимовой ФИО12, Астраханцева ФИО13 к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Обратившись в суд с иском о возложении на администрацию г. Чебоксары обязанности по предоставлению Ефимовой Г.П. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма по установленным социальным нормам на состав семьи из двух человек в виде отдельной двухкомнатной квартиры площадью 52 кв. м., истцы указали в нем, что Ефимова Г.П. является педагогом со стажем работы более ***. Она состоит в городе Чебоксары очереди на улучшение жилищных условий одновременно в двух местах: в администрации Московского района - с XXX года и в администрации Калининского района с XXX года. Однако до настоящего времени ее право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма не было реализовано. Ее обращение от XXX года о предоставлении благоустроенного жилого помещения по установленным нормам, адресованное одновременно должностным лицам муниципального образования города Чебоксары и администраций Московского и Калининского районов, оставлено без удовлетворения. Повторное обращение к указанным должностным лицам с аналогичной просьбой также оставлено без удовлетворения. При этом, указывается в иске, ответы ответчика и третьих лиц, не были аргументированы и вопрос о наличии права на обеспечение жильем фактически не был рассмотрен.
Свое право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма истцы мотивируют ссылкой на положения ст. 55 Закона РФ «Об образовании», указывая также, что действующая до принятия данного закона нормативно - правовая база РСФСР предоставляла педагогическим работникам аналогичное право. По своему статусу Ефимова Г.П. относится к категории граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленной в сфере жилищного обеспечения для педагогических работников и с выходом на пенсию она не утратила названное право.
Истцы также полагают, что отсутствие Ефимовой Г.П. в списке лиц, имеющих право на льготное обеспечение жильем, не может являться основанием для отказа в реализации права на первоочередное обеспечение жильем, поскольку в материалах ее учетных дел имелись справки с места ее работы, поэтому при постановке ее в очередь, жилищные органы муниципальной власти обязаны были включить ее в отдельный список независимо от ее волеизъявления. Неисполнение ответчиком и третьими лицами этой обязанности, полагает истица, привело к нарушению ее жилищных прав. О допущенных нарушениях она сообщила в правоохранительные органы, однако ответа на свое обращение пока не получила.
Помимо этого, указывают истцы, их время ожидания очереди на получение жилья составляет XXX лет, что значительно превысило среднее ожидаемое время, установленное в Постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2005 года № 865 «О дополнительных мерах по реализации Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». Исходя из изложенной в данной программе концепции, их право на обеспечение жильем должно было быть реализовано XXX. Однако этого не произошло, что, по мнению истцов, также свидетельствует о нарушении их жилищных прав.
В судебном заседании истцы не присутствовали, направили в адрес суда заявление о разрешении данного спора без их участия.
Журина О.А., представляющая интересы администрации г. Чебоксары, представила суду заявление о разрешении данного спора без ее участия и письменный отзыв, в котором просила в иске отказать.
От представителя администрации Калининского района г. Чебоксары - Савельевой Е.А., также поступило заявление о разрешении данного спора без ее участия.
Администрация Московского района г. Чебоксары о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, однако их представитель в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
При разрешении данного спора, суд исходил из закрепленного в статье 40 Конституции Российской Федерации принципа, согласно которому предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов предусмотрено лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище и реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в законодательных нормах.
Статья 49 ЖК Российской Федерации предусматривает, что по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимся в жилых помещениях: малоимущим гражданам (часть 2), а также иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из положений ч. 4 названной правовой нормы следует, что категориям граждан, указанным в части 3, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В качестве одного из основных требований установленного законом порядка о бесплатном обеспечении жильем граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в российском жилищном законодательстве на всех этапах его развития, рассматривалось правило о предоставлении жилого помещения в порядке очередности. Исключение из этого правила законодатель закрепил только в отношении определенных категорий граждан.
Так, согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Правила ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР до 01 марта 2005 года предусматривали, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки. Перечень категорий граждан, пользующихся правом на первоочередное предоставление жилых помещений, был определен ст. 36 ЖК РСФСР и отдельными нормативными актами.
Право педагогических работников образовательных учреждений на первоочередное предоставление жилой площади, о котором заявляет истица, предусмотрены ст. 55 Закона РФ «Об образовании».
Вместе с тем, ЖК РФ, вступивший в силу с 1 марта 2005 г., первоочередное предоставление жилой площади не предусматривает. Пунктом 8 ст. 5 ЖК РФ установлен приоритет норм Жилищного кодекса РФ перед другими федеральными законами при регулировании жилищных отношений.
Категории граждан, которым предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, определены в п. 2 ст. 57 ЖК РФ. Педагогические работники в этом перечне не указаны. Не были они указаны и в нормах ст. 37 ЖК РФ и в Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике, действующих до 01 марта 2005 года.
Помимо этого, прежний порядок реализации жилищных прав может быть сохранен при наличии совокупности определенных законом условий.
Так, предусмотренное нормами жилищного законодательства РСФСР право на первоочередное предоставление жилья по своей природе не являлось тождественным праву на внеочередное обеспечение жилым помещением: при наличии права на внеочередное обеспечение жильем предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, и времени постановки их на указанный учет, тогда как реализация жилищных прав лиц, включенных в списки на первоочередное получение жилья, зависит от срока включения в список очередников по каждой конкретной категории. Иных критериев разграничения срока предоставления жилья этой категории граждан, в том числе и педагогическим работникам, федеральный законодатель не устанавливает.
Ефимова Г.П. с XXX года состоит только в общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. В льготную очередь при постановке на учет и в последующем, истица не была включена и о своем праве на первоочередное обеспечение жилым помещением в период действия ЖК РСФСР не заявляла. Представленные суду доказательства, вопреки утверждениям истцов, не свидетельствуют о том, что при обращении с заявлением о постановке на учет Ефимова Г.П. представила в жилищные органы необходимые документы, позволяющие включить ее одновременно в отдельную очередь. Неправильное представление о своих правах и обязанностях не может служить основанием для классификации действий ответчика как неправомерных, поскольку в целях стабильности гражданского оборота законодатель исходит из того, что законы должны быть известны каждому участнику гражданского оборота, обладающему необходимой для совершения юридически значимых действий дееспособностью.
Кроме того, в соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных в данной правовой норме мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В статье 26.3.1 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено участие органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами.
Полномочия субъектов РФ по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. Финансовое обеспечение указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Органы государственной власти субъекта РФ имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в порядке, установленном законом субъекта РФ (п. 7 ст. 26.3).
Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма в Чувашской Республике, в том числе и во внеочередном прядке, урегулированы Законом ЧР от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений».
Так, согласно Закону Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» (в ред. Законов ЧР от 30.08.2006 № 41, от 19.07.2007 № 42, от 04.02.2008 № 5, от 23.09.2008 № 40, от 19.10.2009 № 50, от 27.02.2010 № 4) к иным, помимо отнесенных к малоимущим, категориям граждан, которым жилые помещения предоставляются на условиях договора социального найма, относятся:
1) граждане, единственное жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда Чувашской Республики;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) многодетные семьи, имеющие пять и более несовершеннолетних детей;
4) граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в объемах, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций Чувашской Республике и передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан.
Из приведенных выше нормативных положений и материалов дела видно, что администрация города Чебоксары не наделена государственными полномочиями по обеспечению жильем педагогических работников за счет муниципального жилищного фонда социального использования.
Помимо этого, как уже было указано судом, расходы, связанные с реализацией федеральных законов о гарантиях, подлежат финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций. Предоставление субвенций осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. Однако доказательства того, что в целях реализации предусмотренного абз. 3 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» права на первоочередное обеспечение жильем, в федеральном бюджете были предусмотрены расходы на финансирование этой части государственных обязательств и на выделенные денежные средства приобретались жилые помещения для бесплатного распределения среди очередников, имеющих право на названную льготу, в материалах дела отсутствуют. Исходя из установленного гражданским законодательством принципа состязательности гражданского судопроизводства, обязанность по доказыванию изложенных в иске доводов, возлагается на истца, как на сторону, заявившую данное требование.
В федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N675, закреплены основы государственной политики в области исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и нормативное правовое обеспечение организации предоставления им жилых помещений социального использования. Однако педагогические работники в число лиц, указанных в Постановлении Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" не включены.
Таким образом, доводы истцов о наличии у государства в лице органов местного самоуправления города Чебоксары обязанности обеспечить их, как лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилым помещением по договору социального найма на льготных условиях, основаны на неправильном толковании норм материального права. В связи с чем доводы истцов о том, что действиями ответчика были нарушены их жилищные права, не могут быть признаны состоятельными, а требование о принудительном исполнении закона обоснованным. Других оснований суду не заявлено, и суд рассматривает данное гражданское дело в пределах заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Ефимовой ФИО14, Астраханцева ФИО15 о возложении на администрацию г. Чебоксары обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма по установленным социальным нормам на состав семьи из двух человек в виде отдельной двухкомнатной квартиры площадью 52 кв. м. отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 09 июля 2010 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий: судья Т.П. Ермолаева