постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело ***

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2010 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истицы Тихоновой И.С., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары - Волковой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихоновой ФИО10 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о восстановлении в списке очередников на получение жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Обратившись в суд с названным иском, истица указала в нем, что она состояла в общей и льготной очереди - по списку «реабилитированные лица» на улучшение жилищных условий в администрации Ленинского района г. Чебоксары с XXXг.

По ходатайству Отдела социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Чебоксары XXX года ей была выдана путевка на право занятия койко-места в квартире *** дома социального обслуживания населения по ... В *** года, указывает истица, она зарегистрировала брак с ФИО5 В этой связи ей с мужем была предоставлена в пользование вся жилая площадь в квартире *** названного дома. После года совместной жизни она прекратила семейные отношения с ФИО5 и XXX года принято решение суда о расторжении их брака. После этого, указывает истица, она неоднократно обращалась с заявлениями об отселении бывшего супруга, однако ей в этом постоянно отказывали. В результате чего она была вынуждена заключить договор социального найма на квартиру *** с учетом интересов ее бывшего супруга.

XXX года она получила от администрации Ленинского района г. Чебоксары уведомление о снятии ее с очереди на улучшение жилищных условий. Данное решение, полагает истица, является незаконным, поскольку она проживает в однокомнатной квартире с лицом разного пола, которое не является ее супругом, что служит самостоятельным основанием для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Такое основание, по мнению истицы, предусмотрено в правилах ч.2 ст. 57 ЖК РФ.

В судебном заседании истица заявленное требование поддержала по изложенным в иске основаниям и вновь привела их суду, пояснив также, что она не оспаривает тот факт, что они с бывшим мужем обеспечены жильем по договору социального найма по установленным нормам и по этому основанию не нуждаются в улучшении жилищных условий. Однако ввиду прекращения семейных отношений между ней и ФИО5 совместное проживание с ним является невозможным. Она нуждается в уходе и такой уход за ней осуществляет ее дочь, которая с недавнего времени проживает вместе с ней. Из-за отсутствия возможности отселить бывшего супруга в другое место, просит восстановить ее в очереди на улучшение жилищных условий.

Волкова Е.Г., представляющая интересы администрации Ленинского района иск не признала, пояснив суду, что XXX года с истицей был заключен договор социального найма на квартиру ***, жилой площадью *** кв. м., общей площадью *** кв. м. в доме *** по ... г. ФИО1. Указанная квартира предоставлена истице на состав семьи из двух человек - она и ее бывший муж - ФИО5 С учетом того, что с предоставлением указанного жилого помещения обеспеченность жилой площадью у истицы стала выше, чем установлено по г. Чебоксары, и отпали другие основания нуждаемости, она была снята с очереди на улучшение жилищных условий.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения сторон, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно материалам дела, постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от XXX года *** истица была исключена из списка очередников. В качестве основания для снятия ее с учета ответчик сослался на те обстоятельства, что у нее отпали основания нуждаемости: обеспеченность жилой площадью истицы и членов его семьи выше установленного в г. Чебоксары размера учетной нормы и отпали иные основания нуждаемости. Суд считает указанное решение законным по следующим основаниям.

Так, действующее жилищное законодательство Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане подлежат снятию с учета на получение жилья.

Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Согласно п. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Улучшение жилищных условий, если общая жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 14,5 кв. метров (дополнительно для граждан, вставших на учет до 1 марта 2005 г., если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 кв. метров), и отсутствие других оснований для предоставления жилого помещения, служит основанием для снятия граждан с очереди на улучшение жилищных условий и в соответствии с Положением о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями г. Чебоксары, утв. Постановлением администрации г. Чебоксары от 14 декабря 2005 года № 288.

Из смысла и содержания указанных правовых норм следует, что условием для снятия граждан, в том числе и поставленных в очередь на получение жилого помещения до 1 марта 2005 г., с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Основания, по которым граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливались ст. 29 ЖК РСФСР, Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 г. №142.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий по ранее действующим правилам признавались граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого в субъекте РФ; проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Из положений ч. 2 ст. 52 ЖК РФ следует, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане и иные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта РФ, при условии, что такие граждане являются нуждающимися в жилых помещениях, по основаниям установленным ст. 51 ЖК РФ.

Согласно указанной норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Проверяя доводы истицы о наличии у нее оснований для сохранения права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, суд установил, что на момент решения вопроса о постановке ее в очередь на получение жилья она, с составом семьи из пяти человек проживала в квартире ***, жилой площадью *** кв. м., дома *** по ... г. ФИО1. Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Чувашской Республике учетная норма на тот момент составляла 8 и менее кв.м. (п./п. "д." п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике" утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 г. N 142). Таким образом, обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи заявителя на 12 января 2003 года составляла 7.8 кв. м., что ниже установленной на тот момент учетной нормы и истица подпадала под категорию граждан, указанных в п. 1 ст. 29 ЖК РСФСР.

С XXX года истица проживает в жилом помещении муниципального фонда по адресу: г. ФИО1, ... дом *** квартира ***. До XXX года указанный дом относился к специализированному жилищному фонду и входил в число жилых домов системы социального обслуживания населения. Первоначально в указанной квартире истица занимала койко-место. В связи с регистрацией брака с ФИО5 (XXX г.), администрация Ленинского района г. Чебоксары своим постановлением от XXX года *** в пользование истицы и ее мужа предоставила всю жилую площадь в квартире *** дома *** по .... Решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 26 мая 2009 года № 1328 указанный дом исключен из специализированного жилищного фонда и на основании решения администрации Московского района г. Чебоксары от XXX года с истицей был заключен договор социального найма на квартиру ***, жилой площадью *** кв. м., общей площадью *** кв. м. В договор социального найма на правах члена семьи (бывшего) включен ее муж - ФИО5, брак с которым истица расторгла в XXX года. При этом в судебном заседании истица признала, что обеспеченность жилой площадью у нее выше учетной нормы, а нуждаемость в улучшении жилищных условий истица объясняет невозможностью проживания с бывшим мужем в одной квартире. В силу положений ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание истицей данного факта освобождает от дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Постановлением главы администрации г. Чебоксары ЧР от 15.04.2005 № 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв.м, а норма предоставления от 16 до 18 кв. м. общей площади жилья на человека.

Таким образом, минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (учетная норма), в спорной правовой ситуации не должен превышать *** Обеспеченность общей площадью жилого помещения у истицы составляет *** кв. м. (жилой *** кв.м.) и в расчете на каждого проживающего приходится по *** кв.м. общей площади жилого помещения, что выше достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, установленного в г. Чебоксары целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, выехав из квартиры *** дома *** по ... г. ФИО1, проживая в которой истица была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и, получив в пользование иное жилое помещение по договору социального найма, общая площадь которого превышает не только установленную в городе Чебоксары учетную норму, но и норму предоставления жилого помещения на одного человека, истица утратила право состоять в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Доводы истицы о том, что она имеет право на улучшение жилищных условий в связи с проживанием в одной комнате с бывшим мужем, основаны на неправильном толковании норм материального права.

До введения в действие новых правил, содержащихся в Положении о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями г. Чебоксары», утв. Постановлением администрации г. Чебоксары от 14 декабря 2005 г. № 228, в Чувашской Республике действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 г. №142., подпунктом «д» пункта 7 которых, действительно, предусматривалось, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире, если они являются лицами разного пола, независимо от размера занимаемой площади, кроме супругов и детей, не достигших возраста девяти лет. Однако на момент расторжения брака с ФИО5, данные правила уже не действовали.

С введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) при решении вопроса о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма федеральный законодатель предписывает проверять обстоятельства, связанные с намеренным ухудшением жилищных условий и при их наличии предписывает осуществлять постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов) законодателем расценивается в качестве намеренного ухудшения жилищных условий (п. 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63, возможность применения которого к аналогичным правоотношениям допускается нормами ч. 1 ст. 7 ЖК). В связи с чем доводы истицы о том, что вместе с ней в настоящее время проживает ее дочь, правового значения по данному спору не имеют.

Часть вторая ст. 57 ЖК РФ, на положение которой ссылается истица, содержит правила о льготном обеспечении отдельных категорий граждан, согласно которым жилыми помещениями вне очереди обеспечиваются граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК перечне и, вопреки утверждениям истицы, к спорным правоотношениям не применима.

Конституционное право на жилище, не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации) и реализация этого права, обусловлена определенными требованиями, закрепленными в законодательных нормах.

При таких обстоятельствах утверждения истицы о том, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при решении вопроса о снятии ее с очереди нуждающихся в жилом помещении были неправильно истолкованы нормы материального права, что привело к нарушению ее жилищных прав, не нашли своего подтверждения. В связи с чем требование истицы о восстановлении нарушенного права путем возложения на ответчика обязанности восстановить ее в очереди лиц на получение жилого помещения по договору социального найма подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Тихоновой ФИО11 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о восстановлении в списке очередников на получение жилого помещения по договору социального найма отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 26 июля 2010 года, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Т.П. Ермолаева