***
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2010 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителей истца Филиппова Л.Ф. - Филипповой З.Л., Васильева А.Н., представителя администрации Ленинского района Карягиной О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиппова ФИО13 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о возложении обязанности поставить в очередь нуждающихся в жилом помещении,
установил:
Истец обратился в суд с иском о признании решения жилищной комиссии Ленинского района г. Чебоксары *** от XXX года об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ «О ветеранах» незаконным. В процессе рассмотрения дела судом истец дополнил свой иск, указав, что имеет право состоять в очереди нуждающихся в жилом помещении и по другому основанию - по правилам п. 4 ст. 51 ЖК РФ, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно и по этому основанию он имеет право на дополнительную жилую площадь.
Заявленное требование мотивировано тем, что истец является участником Великой Отечественной войны, инвалид 1 группы. Ранее он проживал в деревне ..., где имел на праве собственности жилой дом. В целях получения более эффективного медицинского обслуживания он вынужден был переехать в г. Чебоксары, где был прописан в коммунальной квартире в комнате *** дома *** по .... Однако там он не проживал, поскольку указанная комната не обеспечена отдельным санузлом. По утверждениям истца, никакого другого жилья он не имеет. Для того, чтобы жилой дом в деревне не остался бесхозяйным, указывает истец, он подарил его дочери - Филипповой Л.Л. Указанные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют об отсутствии в его действиях намеренного ухудшения жилищных условий, в связи с чем администрация Ленинского района г. Чебоксары не вправе была отказать ему в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по этому основанию.
В иске также указывается, что согласно справке ФИО14 истец страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и имеет право на дополнительную жилую площадь, что является самостоятельным основанием для постановки его на учет по правилам п. 4 ст. 51 ЖК РФ.
В судебном заседании истец не присутствовал, доверил представлять свои интересы в суде, в том числе и без его участия, Филипповой З.Л. и Васильеву А.Н., наделив их полным объемом полномочий стороны по делу.
Филиппова З.Л., представляющая интересы истца на основании доверенности *** от XXX г., удостоверенной нотариусом нотариального округа г. ФИО1ФИО7 и зарегистрированной в реестре за *** и Васильев А.Н., действующий в соответствии с доверенностью от XXX г., удостоверенной нотариусом нотариального округа г. ФИО1ФИО7 и зарегистрированной в реестре за ***, в судебном заседании иск своего доверителя поддержали по изложенным в нем основаниям и вновь привели их суду пояснив также, что в силу своего возраста и состояния здоровья истец проживать в своем доме без постоянного и постороннего ухода не мог. Данное обстоятельство послужило причиной для переезда на постоянное место жительства в г. Чебоксары, поэтому безвозмездное отчуждение дома в пользу дочери нельзя признать намеренным ухудшением жилищных условий.
Филиппова Л.Л., привлеченная для участия в деле в качестве третьего лица на стороне истца, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причине неявки суду не сообщила.
Карягина О.В., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары, иск не признала, и пояснила суду, что правовых оснований для отмены решения жилищной комиссии не имеется.
От Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без участия их представителя.
Министерство здравоохранения и социального развития ЧР о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако его представитель в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
По своему содержанию конституционное право на жилище не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).
Конкретизируя конституционное право граждан на жилище, законодатель в нормах жилищного права устанавливает условия и порядок его реализации.
Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесение к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права.
Применительно к спорной правовой ситуации истец, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены его жилищные права, обратился с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права и ответную сторону. При этом истец обосновывает свое право состоять в очереди на улучшение жилищных условий по двум основаниям: как лицо, имеющее право на меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», т.е. отнесением его к специально указанной в федеральном законе категории граждан; и как лицо, страдающе тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно - по правилам п. 4 ст. 51 ЖК РФ.
В комплексе социальных мер, предоставляемых государством в качестве социальных гарантий, предоставление жилого помещения по договору социального найма является не единственным способом улучшения жилищных условий граждан. Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ). К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса).
Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны.
Согласно материалам дела, истец является участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 14 Закона РФ «О ветеранах» л.д. 12).
Из положений п. 4 ст. 14 названного закона в ред. Федерального закона от 06.05.2010 № 79-ФЗ следует, что инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Данная мера социальной поддержки предоставляется им один раз и реализация данного права не зависит от их имущественного положения.
Таким образом, право инвалидов Великой Отечественной войны на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, предусмотренное подпунктом 4 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил. Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма.
Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. Согласно ст. 56 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Согласно материалам дела, истец обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку в соответствии с Постановлением Кабинета Министров ЧР от 12.01.2006 № 2.
Обжалуемым решением истцу было отказано в принятии на учет по мотивам наличия обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Поскольку нормы ст. 53 ЖК РФ не содержат конкретный перечень действий, при совершении которых возникает необходимость участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении гражданина другим жильем, суд считает возможным по аналогии применить к спорным правоотношениям положения пункта 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63, согласно которому к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, совершаемым гражданским служащим для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты, относятся: обмен жилыми помещениями; невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке; вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов); выделение доли собственниками жилых помещений; отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности гражданского служащего и совместно с ним проживающих членов его семьи.
Из материалов дела следует, что до XXX года истец являлся собственником пригодного для проживания жилого дома общей площадью *** кв. м., а также земельного участка площадью *** кв.м., расположенных по адресу ... Пригодность для проживания указанного дома стороной истца не оспаривается.
XXX года он подарил указанную недвижимость своей дочери - Филипповой Л.Л., после чего был зарегистрирован в комнате площадью *** кв. м., принадлежащей на праве собственности одаряемой, по ... В указанной комнате к тому времени уже была зарегистрирована Филиппова З.Л., которая XXX года продала принадлежащую ей двухкомнатную квартиру общей площадью жилого помещения *** кв. м. по ... ... ФИО12
При этом, как пояснила суду Филиппова З.Л., истец в указанную комнату фактически не вселялся, а был лишь зарегистрирован в ней, они с ним стали проживать в квартире по ... принадлежащей на праве собственности ее племяннику, внуку истца - ФИО12, который помимо указанной квартиры обладает также правом собственности на долю в квартире *** дома *** по ... г. ФИО1.
Учитывая данные обстоятельства, а также то, что Филипповой Л.Л. с XXX года принадлежит на праве собственности другое жилое помещение - квартира *** дома *** по ... г. ФИО1, площадью жилого помещения *** кв. м., где она проживает одна, регистрацию истца в жилом помещении меньшей площадью, суд расценивает как умышленное ухудшение жилищных условий в целях постановки в очередь нуждающихся в жилом помещении.
Поскольку на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет имелись обстоятельства, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий и предусмотренный в ст. 53 ЖК РФ срок со дня их совершения не истек, ответчик обоснованно отказал истцу в постановке на учет и по этому основанию.
С учетом изложенного, утверждения истца о том, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при рассмотрении заявления о постановке на учет были неправильно истолкованы нормы материального права, что привело к нарушению жилищных прав истца, не нашли своего подтверждения. В связи с чем требование о восстановлении нарушенного права путем возложения на ответчика обязанности поставить истца в очередь нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» подлежит оставлению без удовлетворения.
В связи с намеренным ухудшением жилищных условий истец не может быть поставлен в очередь и по другим основаниям, в том числе и по правилам п. 4 ст. 51 ЖК РФ.
Кроме того, из содержания п. 4 ст. 51 ЖК РФ, следует, что для реализации права на льготное обеспечение жильем необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: проживание в квартире, занятой таким больным, нескольких семей; невозможность проживания с ним в одной квартире и отсутствие у них иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, обязанность по доказыванию данного факта возлагается на истца, как на сторону, заявившую данное требование.
Применительно к данному спору, обстоятельств, свидетельствующих о проживании в одной квартире с истцом нескольких семей, не установлено: истец является отцом Филипповой Л.Л., что по закону относит его к числу членов семьи собственника (п. 1 ст. 31 ЖК РФ). Помимо этого, в собственности Филипповой Л.Л., как уже было указано судом, имеются иные жилые помещения, принадлежащие ей на праве собственности, одно из которых расположено в г. Чебоксары, что также исключает возможность постановки истца в очередь на улучшение жилищных условий по этому основанию.
Вопреки утверждениям представителя истца, имущественное положение инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не учитывается только применительно к случаям обеспечения их жилым помещением на основании норм Федерального закона от 06.05.2010 № 79-ФЗ «О ветеранах». Во всех остальных случаях нуждаемости, в том числе и на основании норм п. 4 ст. 51 ЖК РФ, постановка на учет должна осуществляться с соблюдением требований ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, т.е. при наличии статуса малоимущего. Поэтому отсутствие данного статуса свидетельствует об отсутствии объективных причин, по которым гражданин самостоятельно не может обеспечить себе достойный уровень жизни и вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства.
Истец свой статус малоимущего, как при подаче заявления в администрацию Ленинского района г. Чебоксары от XXX г. л.д. ***) о постановке его в очередь малоимущих граждан для получения жилого помещения по договору социального найма в связи с наличием у него заболевания, отнесенного к перечню установленных Постановлением правительства тяжелых хронических заболеваний, при которых совместное проживание является невозможным, так и на момент разрешения данного спора, не подтвердил. Наличие данного обстоятельства свидетельствует о том, что истец не может быть отнесен к числу граждан, перед которыми у государства в лице органов муниципальной власти возникает обязанность оказывать содействие в улучшении жилищных условий вследствие отсутствия у них возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно, и как следствие этого на орган местного самоуправления в судебном порядке не может быть возложено исполнение обязанности, не предусмотренной действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Филиппова ФИО15 о возложении на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанности поставить в очередь нуждающихся в жилом помещении отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 09 августа 2010 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева