о постановке на учет нужэдающихся в улучшении жилищных условий



***

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2010 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истицы Николаевой М.А., представителя истицы - адвоката Петрова И.В, представителей: администрации г. Чебоксары - Журиной О.А., администрации Ленинского района г. Чебоксары - Волковой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой ФИО10 к администрации Ленинского района г. Чебоксары, администрации г. Чебоксары о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; о признании отказа в постановке в льготную очередь нуждающихся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке,

установил:

Обратившись в суд с названным иском, истица указала в нем, что в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она отнесена к категории лиц из числа детей-сирот. После смерти родителей над ней было установлено опекунство, ее опекуном была назначена ФИО7 С XXX года она проживает вместе с ней в квартире *** дома *** корпус *** по ... г. ФИО1. В XXX году указанная жилплощадь была приобретена в собственность по договору передачи по *** доли каждому проживающему в данной квартире. Исходя из общей площади жилого помещения на каждого члена семьи приходится по *** кв. м., что менее учетной нормы, установленной в г. Чебоксары.

По договору дарения от XXX года, указывает истица, она подарила свою долю ФИО7 Ввиду нуждаемости в жилом помещении она обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет на основании норм ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако ответчик отказал ее в удовлетворении данного заявления, указав в письме от XXX года, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия, в результате чего стала нуждающейся в жилом помещении. Данный отказ, полагает истица, является незаконным: обеспеченность жилой площадью не изменилась и на каждого члена семьи в результате совершенной сделки также приходится по *** кв. м. Помимо этого, указывает истица, ответчик признавая ее действия намеренным ухудшением жилищных условий, не учел позицию Конституционного суда РФ, выраженной по этому вопросу в определении от 19 апреля 2007 года № 258-О-О.

Право на обеспечение жилым помещением, по мнению истицы, у нее возникло после прекращения опекунства над ней, и это право, в соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ, должно быть реализовано во внеочередном порядке. Площадь предоставляемого жилого помещения, указывает истица, должна быть не менее 33 кв. м.

В судебном заседании истица и ее представитель заявленные требования поддержали в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, и вновь привели их суду. Истица пояснила также, что с XXX года она постоянно проживает в квартире *** дома *** корпус *** по ... г. ... Сначала она проживала в указанном жилом помещении на правах члена семьи нанимателя, затем стала участником приватизации, получив по договору передачи в собственность *** долю. XXX года она подарила свою долю ФИО7, но сохранила за собой право проживания в указанном жилом помещении на правах члена семьи. Обеспеченность общей площадь жилого помещения на каждого члена ее семьи составляла и составляет *** кв. м., что свидетельствует о наличии нуждаемости в жилом помещением и служит основанием для постановки ее в льготную очередь в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и для внеочередного обеспечения жильем.

Волкова Е.Г., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары, иск не признала, пояснив суду, что истца обратилась с заявлением о постановке в очередь нуждающихся в жилом помещении на основании норм ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В связи с наличием у ее закрепленного жилого помещения, ей было оказано в постановке на учет по этому основанию. С заявлением о постановке на учет по общим основаниям истица в администрацию Ленинского района не обращалась.

Представитель администрации г. Чебоксары - Журина О.А. иск также не признала, указав, что основания для возложения на муниципальное образование обязанности по внеочередному обеспечению истицы жильем отсутствуют.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

По своему содержанию конституционное право на жилище не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Конкретизируя конституционное право граждан на жилище, законодатель в нормах жилищного права устанавливает условия и порядок его реализации.

Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ), либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч.3 ст. 49 ЖК РФ).

Применительно к спорной правовой ситуации истица заявила требование о признании за ней права на получение жилого помещения по договору социального найма на льготных условиях и о возложении на ответчика обязанности поставить ее в очередь по списку «дети-сироты» и по принудительному исполнению требований Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, свое право состоять в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма истица обосновывает отнесением ее к специально указанной в федеральном законе категории граждан.

Согласно ч. 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях.

Пунктом 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, регламентирующей порядок предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях также предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Аналогичные положения о льготном обеспечении указанной категории граждан жилыми помещениями по договору социального найма установлены и в нормах ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений».

В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с названным Законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

По смыслу положений ч. 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», основным условием для реализации права на льготное обеспечение жильем в соответствии с данным законом является отсутствие жилого помещения для постоянного проживания.

Как было установлено судом, истица с *** года обеспечена жильем для постоянного проживания в квартире *** дома *** корпус *** по ... г. .... Сначала она проживала в указанном жилом помещении на правах члена семьи нанимателя, затем стала участником приватизации, получив по договору передачи от XXX года в собственность *** долю в праве, и сохранила за собой право проживания в указанном жилом помещении и после отчуждения своей доли. Наличие данных обстоятельств признано истицей в суде, что в силу положений ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, освобождает от необходимости его доказывания в дальнейшем.

С учетом изложенного, оснований признать, что квартира опекуна являлась местом временного пребывания истицы, а не местом ее постоянного жительства не имеется. С приобретением права постоянного пользования жилым помещением по месту жительства истица утратила статус не имеющих закрепленного жилого помещения, а вместе с ним - и право на выделение социального жилья.

Таким образом, несмотря на то, что истица подпадает по категорию лиц, указанных в статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на льготное обеспечение жильем, предусмотренное в качестве одной из дополнительных гарантий в общем комплексе мер социальной поддержки, она не имеет.

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Так, согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары от XXX года истице было отказано в постановке на учет по списку лиц из числа детей-сирот по мотивам наличия у нее права собственности на долю в жилом помещении и отчуждения указанной доли.

Учитывая, что представленные истицей документы не подтверждали ее право состоять в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма на основании норм Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», у ответчика имелись все основания отказать истице в удовлетворения ее заявления по п.2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

Вопреки утверждениям стороны истца, ссылка ответчика в письме от XXX года на нормы ст. 53 ЖК РФ не свидетельствует о неправомерности отказа в постановке на учет. К тому же, учитывая, что по правилам ч. 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется при условии отсутствия закрепленного жилого помещения, совершенные истицей действия по отчуждению жилой площади формально подпадали под указанные в ст. 53 ЖК РФ признаки.

При таких обстоятельствах доводы истицы о том, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при рассмотрении заявления о постановке на учет были неправильно истолкованы нормы материального права, что привело к нарушению ее жилищных прав, не нашли своего подтверждения.

Поскольку требований о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на общих основаниях истицей не заявлено, ее доводы о том, что обеспеченность общей площадью жилого помещения по месту постоянного проживания была ниже учетной нормы и до совершения сделки по отчуждению доли в жилом помещении, что следует рассматривать как основание для постановки на учет, правовой оценке при разрешении данного спора не подлежат. Более того, возможность проверить обоснованность указанных доводов в данном судебном заседании отсутствует, поскольку истица с таким заявлением в администрацию Ленинского района г. Чебоксары не обращалась. Необходимые для решения данного вопроса документы, в числе которых должны быть и документы о наличии статуса малоимущего, как подтверждение того, что она в силу объективных причин не способна самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни и вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства, отсутствуют. При таких обстоятельствах требование о восстановлении нарушенного права путем возложения на ответчика обязанности предоставить жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке подлежит оставлению без удовлетворения.

Учитывая, что изменение предмета или основания иска, уменьшение или увеличение размера заявленных требований является исключительным правом истца (ст. 39 ГПК РФ), суд рассматривает данный спор в пределах заявленных требований. Одновременно суд разъясняет истице, что она имеет право на обращение с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Николаевой ФИО11 о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; о возложении на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанности поставить в льготную очередь нуждающихся в жилом помещении по списку «дети-сироты и о возложении на администрацию г. Чебоксары обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 13 августа 2010 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Т.П. Ермолаева