о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий



***

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2010 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителей истца Яковлева С.Я. - Ивановой О.Р., Ивановой Р.С., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары - Карягиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлева ФИО12 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании решения об отказе в постановке в очередь нуждающихся в жилом помещении незаконным; о признании нуждающимся в жилом помещении и о возложении обязанности выдать сертификат на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья во внеочередном порядке,

установил:

Обратившись в суд с названным иском, истец указал в нем, что он является инвалидом Великой Отечественной войны и на него распространяются льготы и гарантии, предусмотренные ст. 14 ФЗ «О ветеранах». В целях реализации права на льготное обеспечение жильем, указывает истец, XXX года он обратился в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении по категории лиц, имеющих право на государственную поддержку. Однако письмом от XXX года ему было отказано в постановке на учет по этому основанию по мотивам обеспеченности жилой площадью выше учетной нормы. Данный отказ, полагает истец, является незаконным и нарушает его жилищные права, предусмотренные ФЗ «О ветеранах».

В судебном заседании истец не присутствовал, доверил представлять свои интересы, в том числе и без его участия, Ивановой Р.С. и Ивановой О.Р., наделив их в доверенности полным объемом полномочий стороны по делу.

Иванова Р.С. в судебном заседании требования своего доверителя поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, и вновь привела их суду, пояснив также, что истец приходится ей отцом был вселен в квартиру *** дома *** по ... г.... на правах члена семьи. Указанная квартира была приобретена в ее собственность по договору купли - продажи в XXX году. До этого их семья, в том числе и истец, проживала в жилом помещении секционного типа по ..., где занимала две комнаты. XXX указанные комнаты в результате приватизации были переданы в собственность ее сына - ФИО7, истец от участия в приватизации отказался. В настоящее время ее сын женился, поэтому они были вынуждены с истцом переехать в однокомнатную квартиру по ..., где проживает ее дочь со своей семьей. Из-за недостатка жилой площади истца поселили на кухне. За истцом требуется постоянный уход, он нуждается в отдельной комнате. Дом в деревне имеет большую степень износа, в силу этого может использоваться только в летнее время.

В судебном заседании Иванова О.Р. поддержала заявленные истцом требования и пояснила суду, что Яковлев С.Я. зарегистрирован на жилплощади своей дочери Ивановой Р.С. в квартире ... Общая площадь указанного жилого помещения составляет *** кв. м. Помимо них в указанной квартире зарегистрирован внук истца и сын Ивановой Р.С. - ФИО7, который по закону не отнесен к членам семьи истца. В связи с чем при расчете учетной нормы следует исходить из площади жилого помещения в квартире *** дома *** по ... ..., размера доли Ивановой Р.С. в квартире *** дома *** по ... г. ... которая составляет *** кв. м. и путем деления суммарной площади на количество зарегистрированных в квартире *** дома *** по ... г.... лиц, т.е. на три человека. Площадь жилого дома ... при расчете учетной нормы учитываться не должна, т.к. процент износа указанного дома составляет 65%. При таком варианте расчета обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет *** кв. м., что ниже учетной нормы в городе Чебоксары.

Карягина О.В., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары, иск не признала, и пояснила суду, что правовых оснований для отмены решения жилищной комиссии не имеется. Исходя из заявления истца, нуждаемость в жилом помещении определялась по количеству членов его семьи и имеющейся у них общей площади жилых помещений. Обеспеченность общей площадью жилого помещения превысила установленную в г. Чебоксары учетную нормы, вследствие чего истцу было отказано в постановке на учет как инвалиду Великой Отечественной войны. О наличии других оснований нуждаемости истец не заявлял.

От Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без участия их представителя.

Министерство здравоохранения и социального развития ЧР, привлеченное для участия в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако его представитель в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

По своему содержанию конституционное право на жилище не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Конкретизируя конституционное право граждан на жилище, законодатель в нормах жилищного права устанавливает условия и порядок его реализации.

Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесение к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 11 ЖК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в самой ст. 11 ЖК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права.

Применительно к спорной правовой ситуации истец, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены его жилищные права, обратился с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права и ответную сторону. При этом истец обосновывает свое право состоять в очереди на улучшение жилищных условий как лицо, имеющее право на меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», т.е. отнесением его к специально указанной в федеральном законе категории граждан.

Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны и определил способ реализации их жилищных прав, согласно которому инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Данная мера социальной поддержки предоставляется им один раз и реализация данного права не зависит от их имущественного положения.

Таким образом, право инвалидов Великой Отечественной войны на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, предусмотренное подпунктом 4 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил. Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма.

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. Согласно ст. 56 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ). К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса).

Согласно материалам дела, истец XXX года обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку в соответствии с Постановлением Кабинета Министров ЧР от 12.01.2006 № 2.

Из содержания обжалуемого решения следует, что истцу было отказано в принятии на учет по мотивам отсутствия нуждаемости в жилом помещении.

Основания нуждаемости определены в статье 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Постановлением главы администрации г. Чебоксары ЧР от 15.04.2005 № 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека. Семья истца, согласно материалам дела, состоит из трех человек.

Таким образом, минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (учетная норма), в спорной правовой ситуации не должен превышать 43.50 кв. м. (14,5 х 3). Иного порядка определения жилой площади, при определении нуждаемости в жилом помещении в целях постановки в очередь на получение жилья, действующим жилищным законодательством не предусмотрено.

При определении площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности истца общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (учетная норма), суд исходил из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (ч. 3 ст. 15 ЖК РФ).

Так, согласно материалам дела, в квартире *** дома *** по ... ..., семья истца занимает одну комнату общей площадью жилого помещения *** кв. м. данное жилое помещение является собственностью Ивановой Р.С. Истец был вселен в указанное жилое помещение в XXX года и проживает в нем на правах члена семьи собственника, что подтверждается материалами дела и признано в суде представителем истца. В силу положений ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, признание указанного факта освобождает от необходимости доказывания в дальнейшем данного обстоятельства.

XXX года в указанном жилом помещении был зарегистрирован ФИО7, сын Ивановой Р.С. и внук истца, который в заявлении о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении указан истцом в качестве члена его семьи л.д.***

Судом также установлено, что Ивановой Р.С. и ФИО7 на праве собственности принадлежит по 1/3 доли каждому в квартире *** дома *** по ... г. ..., общей площадью жилого помещения *** кв. м., что для них составляет *** кв. м.

Помимо этого, Иванова Р.С. является собственником жилого дома в ... общей площадью жилого помещения *** кв.м., который до настоящего времени в установленном законом порядке непригодным для проживания не признан, что подтверждается материалами дела и стороной истца не оспаривается.

Таким образом, обеспеченность истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной площади указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ), составляет *** кв. м. *** а в расчете на одного человека приходится по *** кв. м., что выше достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, установленного в г. Чебоксары в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Вопреки утверждения истца, обеспеченность общей площадью жилого помещения выше учетной нормы остается и без учета площади жилого дома ...: *** кв. м. + *** кв.м.: ***= *** кв. м., а также в расчете на состав семьи из двух человек: *** кв. м. + *** = *** кв. м.

Доводы стороны истца о том, что учетная норма должна определяться путем сложения площади жилого помещения в квартире ... и только доли Ивановой Р.С. в квартире ... и деления ее на количество зарегистрированных в квартире ... лиц, т.е. на три человека без учета доли ФИО7, поскольку он не отнесен законом к числу членов семьи истца, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Так, круг членов семьи собственника определяется по правилам ст. 31 ЖК РФ согласно которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. ФИО7 - сын собственника жилого помещения. Доказательств того, что истец, возражал против вселения своего внука, суду не представлено. Напротив, как уже было указано судом, в заявлении о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении ФИО7 назван истцом в качестве члена его семьи.

Более того, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) при решении вопроса о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма федеральный законодатель предписывает проверять обстоятельства, связанные с намеренным ухудшением жилищных условий и при их наличии предписывает осуществлять постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов) законодателем расценивается в качестве намеренного ухудшения жилищных условий (п. 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63, возможность применения которого к аналогичным правоотношениям допускается нормами ч. 1 ст. 7 ЖК). Применительно к данному спору ФИО7, имея право пользования иным жилым помещением, был зарегистрирован в квартире по месту жительства истца в 2009 году, при этом он к числу названных в п. 12 Правил лиц, не отнесен.

Доводы представителей истца о том, что их доверитель не имеет жилья, принадлежащего ему на праве собственности, и после женитьбы внука был вынужден переехать в другое жилое помещение, где проживает в стесненных условиях, не могут иметь правового значения при разрешении данного спора. К тому же, из пояснений Ивановой Р.С. следует, что ранее их семья по договору социального найма проживала в доме ... где занимала жилое помещение секционного типа, состоящее из двух жилых комнат, площадью *** и *** кв. м., общей площадью жилого помещения *** кв.м. Истец был вселен в указанное жилое помещение до заключения договора передачи и проживал в нем на правах члена семьи, имел право стать участником общей собственности на указанное жилое помещение, однако от участия в приватизации указанной жилой площади отказался в пользу внука - ФИО7, который в *** году распорядился ею по своему усмотрению.

Учитывая изложенное, суд считает, что сделанные жилищной комиссией выводы об обеспеченности истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы и об отсутствии оснований нуждаемости в жилом помещении, являются обоснованными, а решение администрации Ленинского района г. Чебоксары об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании норм ФЗ « О ветеранах» законным.

Доказательства того, что истец имеет право состоять в очереди нуждающихся в жилом помещении по другим основаниям, в материалах дела отсутствуют и стороной истца о наличии этих оснований как при подаче заявления ответчику, так и при разрешении данного спора, не заявлено. Между тем постановка на учет нуждающихся в жилом помещении носит заявительный характер и право выбора основания постановки на учет принадлежит гражданину (ст. 52 ЖК РФ).

Как вытекающие из первого требования, подлежат оставлению без удовлетворения и требования истца о признании нуждающимся в жилом помещении и о возложении обязанности выдать сертификат на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья во внеочередном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Яковлева ФИО14 о признании решения администрации Ленинского района г. Чебоксары от XXX года об отказе в постановке в очередь нуждающихся в жилом помещении незаконным; о признании нуждающимся в жилом помещении и о возложении на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанности выдать сертификат на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья во внеочередном порядке, отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 16 августа 2010 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Т.П. Ермолаева