о назначении пенсии



Дело № 2-2308/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2010 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Шопиной Е. В., при секретаре Челаукиной М. В., с участием представителя истицы Козловой А. А. Козловой Л. Г., представителя ответчика ответчика МВД по ЧР Васильева Р. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой ФИО12 к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца,

У С Т А Н О В И Л :

Козлова А. А. обратилась в суд с иском к МВД по ЧР о возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца по следующим основаниям. Она родилась XXXг. и является дочерью ... умершего XXX года во время прохождения службы в МВД по ЧР, который непрерывно служил в органах внутренних дел более ... лет. С XXX г. она является студенткой Университета ... в ... ФИО6, где и обучается по настоящее время. В XXX года она обратилась в Центр пенсионного обслуживания МВД ЧР по вопросу предоставления пенсии по потере кормильца в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Ей было отказано в предоставлении пенсии по потере кормильца на том основании, что она обучается в иностранном учебном заведении самостоятельно, и в материалах её дела отсутствует факт направления её на учебу в соответствии с международными договорами РФ. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 9 данного Закона нетрудоспособными членами семьи признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. Лица, в возрасте старше 18 лет, имеющие регистрацию по месту жительства на территории РФ, а граждане РФ - независимо от регистрации по месту жительства на территории РФ, обучающиеся в иностранных учебных заведениях, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если направление на учебу имело место в соответствии с международными договорами РФ. В случае когда гражданин после достижения 18 лет обучается в иностранном учебном заведении самостоятельно, то есть без направления на учебу в соответствии с международными договорами РФ со стороны российского учебного заведения, право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца у неё отсутствует, так как. признание нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца его детей, братьев, сестер, внуков, обучающихся на очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы основано на законодательстве РФ об образовании (п. 3 ст. 57 Закона РФ «Об образовании») и рассчитано на применение в отношении российских учебных заведений. Между тем, Постановлением от 27.11.2009 г. № 18-П «По делу о проверки конституционности пункта «а» части третьей статьи 29 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пункта 3 ст. 57 Закона РФ «Об образовании» и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» данные положения вышеуказанных статей ФЗ признаны противоречащими Конституции РФ и подлежащими пересмотру в установленном порядке. В XXX г. она повторно обратилась в Центр пенсионного обслуживания МВД ЧР по вопросу предоставления ей трудовой пенсии по потери кормильца по вышеуказанным обстоятельствам, но до настоящего времени ответ не получила. Истица просила суд обязать Центр пенсионного обеспечения МВД по ЧР обязать предоставить ей трудовую пенсию по случаю потери кормильца с XXX года до окончания обучения.

В ходе производства по делу представитель истицы Козловой А. А. Козлова Л.Г. требования истицы уточнила, просила суд обязать ответчика МВД по ЧР выплачивать истице пенсию по случаю потери кормильца с XXX года до достижения возраста ... года.

Истица Козлова А.А., уведомленная о времени и месте разбирательства по делу надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

В судебном заседании представитель истицы Козловой А.А. Козлова Л.Г. требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнения.

Представитель ответчика МВД по ЧР Васильев Р. Н. требования полагал на усмотрение суда, представив суду ответ нормативного управления финансово-экономического департамента МВД РФ, из которого следует, что МВД РФ считает возможным выплачивать пенсию по случаю кормильца детям, поступившим самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации) и обучающимся по очной форме обучения в иностранных образовательных учреждениях до окончания обучения, но не дольше чем до достижения ими 23 лет.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Материалами гражданского дела установлено, что истица родилась XXX года.

Её отцом является ФИО13, умерший XXX года, что подтверждается свидетельством о смерти серии ****** *** от XXX года (л.д....).

Приказом министра внутренних дел по Чувашской Республике от XXX года *** *** ... с XXX года исключен из списков личного состава МВД по ЧР в связи со смертью.

Из заключения служебной проверки по факту смерти ФИО14 следует, что смерть ... наступившую XXX года от полученной XXX года травмы считать связанной с исполнением служебных обязанностей.

Как видно из расчета выслуги ФИО15 его выслуга для назначения пенсии на XXX года составляет ...

Из содержания справки УПФР РФ по г. Чебоксары ЧР следует, что Козлова А. А. не является получателем пенсии и иных выплат по состоянию на XXX года.

Как видно из заявления Козловой А. А. на имя начальника ЦПО МВД по ЧР, она XXX года обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, приложив к заявлению копию свидетельства о рождении, справку об учебе, справку ЖКО о нахождении на иждивении.

Из содержания справки Университета ... в ... от XXX года следует, что Козлова А. А. является студенткой названного учебного заведения по программе: ... на дневной основе с XXX года. Справка составлена на английском языке, перевод указанной справки засвидетельствован нотариусом.

Справки аналогичного содержания, датированные XXX года, XXX года истица предоставляла ответчику одновременно с заявлениями на выплату пенсии.

Как следует из письма ЦПО МВД по ЧР, XXX года истице было отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца со ссылкой на то, что правом на получение пенсии по случаю потери кормильца обладают лица, обучающиеся в иностранных учетных заведениях в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Доказательством такого обучения является справка из учебного заведения с указанием основания направления на учебу (со ссылкой на соответствующий международный договор). Поскольку документов, подтверждающих факт направления Козловой А.А. в Университет ... (ФИО6) в соответствии с международными договорами Российской Федерации не представлено, правовых основания для назначения ей пенсии не имеется.

Вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей регламентируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службы у органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учрежденных в органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

Согласно статье 29 названного Закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) военнослужащих и приравненных к ним лиц, состоявшие на их иждивении. Нетрудоспособными членами семьи умершего (погибшего) лица считаются также его дети, проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста.

Пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая обучающимся в образовательных учреждениях с отрывом от производства совершеннолетним детям умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, представляет собой особую меру социальной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование.

Предоставляя таким детям возможность получать пенсию по случаю потери кормильца, пункт «а» части третьей статьи 29 названного Закона указывает только на форму получения образования (с отрывом от производства, то есть очную), но не уточняет тип образовательного учреждения, место его расположения (на территории Российской Федерации или за ее пределами), уровень получаемого образования, способ поступления в образовательное учреждение (самостоятельно либо по направлению на учебу). Исключение сделано лишь в отношении образовательных учреждений обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел, то есть заключили контракт о прохождении военной (правоохранительной) службы и получают денежное довольствие, а также продовольственное и иное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.

Согласно статье 43 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Данное право относится к числу основных и неотъемлемых прав человека, признанных международным сообществом (статья 26 Всеобщей декларации прав человека, статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). В Российской Федерации одной из гарантий его реализации выступает предоставленное совершеннолетним гражданам Российской Федерации право выбора образовательного учреждения и формы получения образования (пункт 2 статьи 50 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Законодательство Российской Федерации в области образования не ограничивает возможность реализации права выбора образовательного учреждения только российскими образовательными учреждениями, что в полной мере соответствует требованиям международно-правовых актов, в частности Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, из статьи 13 которого вытекает запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения. Кроме того, Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации (статья 27. часть 2), не содержит каких-либо ограничений в отношении выбора страны выезда и времени пребывания за границей, а также целей выезда, в числе которых может быть и получение образования (включая профессиональное). Таким образом, реализация гражданином Российской Федерации права выбора образовательного учреждения предполагает возможность обучения как в российском, так и в иностранном учебном заведении. В силу пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации «Об образовании» обучение граждан Российской Федерации в иностранных образовательных учреждениях осуществляется по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами, осуществляющими управление в сфере образования, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Названное законоположение, по своему буквальному смыслу, не препятствует самостоятельному (без направления на учебу) поступлению российских граждан в иностранные образовательные учреждения и обучению в них, в том числе при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области образования и как таковое не вступает в какое-либо противоречие с конституционными предписаниями. Иное его истолкование означало бы такое ограничение конституционного права на образование, включая право выбора образовательного учреждения, которое не имеет объективного и разумного оправдания и не отвечает конституционно значимым целям, перечисленным в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Кроме того, данное законоположение, как регулирующее отношения в сфере образования, не может применяться к отношениям, урегулированным пенсионным законодательством, что исключает возможность его истолкования как устанавливающего в качестве условия приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца обучающимися в иностранных образовательных учреждениях совершеннолетними детьми умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту наличие договора, на основании которого они были направлены на учебу в иностранные образовательные учреждения, и тем самым ограничивающего право тех из них, кто самостоятельно (без направления на учебу) поступил в иностранное образовательное учреждение и обучается в нем, на получение названной пенсии.

Пункт «а» части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» также не связывает право достигших 18 лет и обучающихся в иностранных образовательных учреждениях детей умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, на получение пенсии по случаю потери кормильца со способом поступления в образовательное учреждение, расположенное на территории другого государства. Лишение тех из них, кто самостоятельно (без направления на учебу) поступил в иностранное образовательное учреждение и получает в нем образование в очной форме, - в отличие от лиц, направленных на учебу в иностранные образовательные учреждения в соответствии с международным договором Российской Федерации, права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения возраста 23 лет, означало бы установление необоснованных различий в условиях приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца лицами, относящимися к одной и той же категории (обучающиеся в иностранных образовательных учреждениях совершеннолетние дети умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту), исключительно в зависимости от способа поступления в иностранное образовательное учреждение. Такого рода различия не имеют объективного и разумного оправдания и несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Указанная правовая позиция выражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 11.2009 N 18-П «По делу с проверке конституционности пункта «а» части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации «Об образовании» и подпункта 1 пункта 2 статьи 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Н.С Лаппы», которым постановлено: «Признать положения пункта «а» части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации «Об образовании» не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку эти положения - по своему конституционно-правовому смыслу - не препятствуют предоставлению самостоятельно (без направления на учебу з соответствии с международным договором Российской Федерации) поступившим в иностранные образовательные учреждения и обучающимся по очной форме обучения совершеннолетним детям умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23 лет, на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но обучающимися в иностранных образовательных учреждениях по направлению на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Исходя из изложенного, отказ ответчика в назначении и выплате истице пенсии по случаю потери кормильца является необоснованным и требования истицы подлежат удовлетворению.

Учитывая, что истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии с XXX года, являясь студенткой Университета ... с XXX года и представив одновременно с заявлением все необходимые для назначения пенсии документы, именно с этой даты ей подлежит выплате пенсия.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Козловой ФИО16 к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о возложении обязанности выплачивать пенсию по случаю потери кормильца удовлетворить.

Обязать Министерство внутренних дел по Чувашской Республике выплачивать Козловой ФИО17 пенсию по случаю потери кормильца с XXX года до окончания обучения по очной форме обучения в Университете ... в ... ФИО6, но не дольше чем до достижения возраста ... лет.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.

Мотивированное решение суда изготовлено ...2010 года

Председательствующий судья Шопина Е. В.

...