о предоставлении жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь



Гр. дело № 2- 174 / 2010 года

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

" 25 " августа 2010 года г.Чебоксары

Ленинский районный суд Чувашской Республики в составе:

Председательствующего судьи Трыновой Г.Г.,

При секретаре судебного заседания Архиповой Т.А.,

С участием истца представителя истца ФИО16., представителя ответчика Павловой А.Н. и представителя третьего лица Савельевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева Бориса Ивановича к Администрации г. Чебоксары о признании незаконным действий по непредоставлению жилья и об обязании предоставить жилое помещение

УСТАНОВИЛ :

Истец Николаев Б. И. обратился в Ленинский районный суд г. Чебоксары с исковым заявлением к Администрации г. Чебоксары об обязании предоставить жилое помещение на состав семьи из трех человек с жилой площадью 46 кв.м. с учетом права на дополнительную площадь на основании Федерального закона «О ветеранах».

В ходе судебного разбирательства представитель истца в соответствии с полномочиями, предоставленными ей по доверенности, воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 39 ГПК РФ, изменила исковые требования. В связи с чем предметом судебного разбирательства являлись требования истца: 1) о признании незаконными действий администрации г.Чебоксары, администрации Калининского района г. Чебоксары по распределению жилых помещений без учета интересов граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий по списку на внеочередное получение жилого помещения «Инвалидов войны I группы», в не предоставлении Николаеву Б. И. жилого помещения в порядке очереди по списку «Инвалиды войны I группы» на состав семьи из трех человек с учетом тяжести его болезни, в отказе предоставить Николаеву Б. И. жилое помещение в связи с отсутствием свободных жилых помещений; 2) об обязании администрации г. Чебоксары предоставить Николаеву Б. И. на состав семьи из трех человек жилое помещение по договору социального найма по действующим на настоящее время нормам предоставления для инвалидов Отечественной войны с учетом права истца на дополнительную площадь.

Обосновывая свои требования, истец указал, что с 09 января 2001г. он составом семьи из трех человек (сам, его жена ФИО13, сын ФИО12, ... г.р.) состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации Калининского района г. Чебоксары, принят с указанного времени на учет на внеочередное предоставление жилого помещения по списку «Инвалиды войны I группы». Несмотря на имевшуюся возможность, в период с 2001г. по 2007г. администрация района не предоставила жилое помещение истцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке: ответчик нарушал очередность предоставления жилых помещений, а в 2005 году указал на отсутствие возможности предоставить истцу жилую площадь до подхода его очередности, в 2006 году ответчик предложил ему однокомнатную квартиру на состав семьи из трех человек, тогда как, по состоянию здоровья, он имеет право на обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты. Впоследствии истец изъявил желание передать органам государственной власти ЧР принадлежащую несовершеннолетнему сыну ФИО12 на праве собственности квартиру общей площадью 48,8 кв. м. с тем, чтобы истцу и его семье была предоставлена квартира общей площадью не менее нормы предоставления на каждого члена семьи плюс дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Кабинета министров ЧР от 21.12.2004г. № 817. Однако, ответчики вновь отказали истцу в предоставлении жилого помещения, мотивируя отказ отсутствием свободного жилья. Указанные действия ответчиков истец считает незаконными, противоправными. С учетом изложенного, просит признать незаконными действия администрации г. Чебоксары и администрации Калининского района г. Чебоксары по непредоставлению жилья и обязать ответчика предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями закона.

В судебном заседании представитель истца ФИО5 поддержала исковые требования в уточненном варианте по изложенным в исковом заявлении мотивам, повторно привела их суду.

Представитель ответчика администрации г. Чебоксары Павлова А. Н., представитель третьего лица администрации Калининского района г. Чебоксары Савельева Е. А. на судебном заседании не оспаривали жилищные права истца, однако, исковые требования не признали, указав, что оснований для предоставления квартиры истцу не имеется, ему полагаются социальные выплаты, в связи с чем требования должны быть обращены к Министерству здравоохранения и социального развития ЧР. Также просили применить нормы ст. 256 ГПК РФ, указав, что истец пропустил срок обращения в суд в течение 3-ех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его права.

Истец Николаев Б. И., извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился по состоянию здоровья, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, в присутствии его представителя - попечителя ФИО5 л.д. 197).

Третье лицо Сергеева Л. В., извещенная о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явилась по состоянию здоровья, в материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия л.д. 192).

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав документальные материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого гражданина Российской Федерации на жилище (ст. 40 Конституции РФ).

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. ст. 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Порядок и условия реализации конституционного права на жилье регламентированы жилищным законодательством.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Этим категориям граждан согласно ч. 4 той же статьи могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Жилищные отношения, отнесенные в соответствии с ЖК РФ к полномочиям Чувашской Республики, урегулированы Законом ЧР от 17 октября 2005 г. «О регулировании жилищных отношений».

На основании ст. 4 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, отнесенные к категории малоимущих в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также иные категории граждан, указанные в ст. 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 11 ч. 1 п. 4 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан относятся:4) граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до XXX года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 4 Федерального Закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий относятся: 2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе; 3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий.

Согласно п. 4 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что истец Николаев Б. И. с 6 декабря 1996г. является инвалидом первой группы бессрочно вследствие травмы, полученной им при исполнении обязанностей военной службы, и в соответствии со ст. 4 ФЗ от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» приравнен по предоставлению льгот к инвалидам Великой Отечественной войны.

С 09 января 2001г. Николаев Б. И. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем поставлен на учет для улучшения жилищных условий в списке на первоочередное предоставление жилья «Инвалидов Великой Отечественной войны» в администрации Калининского района г. Чебоксары. Постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары *** от XXXг. утвержден список очередности на внеочередное получение жилой площади «Инвалидов войны I группы». В соответствии с данным списком истец с 09 января 2001г. включен в список на внеочередное получение жилого помещения составом семьи из трех человек (он сам - инвалид I группы, его жена ФИО13 - инвалид II группы, сын ФИО12, XXX г.р.) под № 7, с 28 февраля 2006г. (в результате перерегистрации очередности) и по настоящее время Николаев Б. И. состоит в льготном списке очередников инвалидов войны первой группы под № 1.

Таким образом, истец Николаев Б. И. относится к иным категориям граждан, предусмотренным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ и в п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» и имеет право на льготное обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ФЗ «О ветеранах». В течение 4-ех лет истец состоит в списке на внеочередное предоставление жилого помещения под № 1, из списка не исключен, данное положение никем не отменено, не оспорено, для суда является юридически значимым обстоятельством. Однако, право истца на внеочередное получение жилого помещения до настоящего времени не реализовано. Следовательно, исковые требования Николаева Б. И. являются правомерными.

Проверяя основание предъявления требований - это утверждения о том, что администрации района и города, несмотря на имевшуюся и имеющуюся возможность, в нарушение жилищных прав истца не предоставляют его семье соответствующее требованиям закона жилое помещение, начиная с 2001 года по 2007 год, суд установил, что указанные обстоятельства были предметом судебного рассмотрения в 2008 году в рамках гражданского дела по иску Николаева Б. И. к администрации Калининского района г. Чебоксары, администрации г.Чебоксары о предоставлении жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь по нормам, установленным на 01.01.2001г. Решение Калининского районного суда г. Чебоксары от XXX по данному требованию вступило в законную силу. Указанное решение суда и установленные обстоятельства по делу имеют преюдициальное значение по рассматриваемому спору.

В рамках настоящего дела истец оспаривает длительное неисполнение ответчиком обязанности по предоставлению Николаеву Б. И. и членам его семьи жилого помещения по установленным нормам. После изменения представителем истца исковых требований, предметом оценки судом в рамках настоящего дела является законность и обоснованность действий ответчика по непредоставлению истцу жилого помещения с 2008 года по настоящее время.

Судом установлено, что истец является первым в списке льготной очереди, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по категории «Инвалиды войны I группы». Следовательно, с 2006 года истец должен был получить жилое помещение по распределению первым из списка очередников по указанной категории лиц. Как следует из материалов дела, в администрацию Калининского района г. Чебоксары для бесплатного предоставления гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, выделены: в 2001 году - 1 квартира (выделена ветерану ВОВ, имеющему право на первоочередное получение жилого помещения); в 2002 году - 5 квартир (4 квартиры ветеранам ВОВ, имеющим право на первоочередное получение жилого помещения и 1 квартира многодетной семье, имеющей право на первоочередное получение жилого помещения); в 2003 году - 2 квартиры (1 квартира участнику ВОВ, имеющему право на первоочередное получение жилого помещения, 1 квартира инвалиду ВОВ 1-й группы, имеющему право на внеочередное получение жилого помещения); в 2004 году - не предоставлены; в 2005 году - 10 квартир (1 квартира инвалиду ВОВ 1-й группы, имеющему право на внеочередное получение жилого помещения, 9 квартир ветеранам ВОВ, имеющим право на первоочередное получение жилого помещения); в 2006 году - 6 квартир (2 квартиры инвалидам ВОВ 1-й группы, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения, 4 квартиры ветеранам ВОВ, имеющим право на первоочередное получение жилого помещения); в 2007 году - 6 квартир (5 квартир ветеранам ВОВ, имеющим право на первоочередное получение жилого помещения, 1 квартира многодетной семье, имеющей право на первоочередное получение жилого помещения); в 2008 году - 5 квартир (ветеранам ВОВ, имеющим право на первоочередное получение жилого помещения); в 2009 году - 8 квартир (2 квартиры сиротам, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения, 2 - многодетным семьям, имеющим пять и более несовершеннолетних детей, 4 - малоимущим гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма); в 2010 году - 3 квартиры (многодетным семьям, имеющим пять и более несовершеннолетних детей) л.д. 144-146).

Таким образом, в судебном заседании подтвердились факты выделения и распределения ответчиком жилых помещений очередникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. С 2006 года истец должен был получить жилое помещение по распределению первым из списка лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по категории «Инвалиды войны I группы». Непредоставление с указанного времени жилого помещения при наличии факта распределения квартир для данной очереди суд считает нарушением жилищных прав истца на льготное обеспечение жильем.

Учитывая, что требование истца о признании незаконным непредоставление жилого помещения его семье направлено на обоснование исковых требований о предоставлении жилого помещения, данное требование не может рассматриваться как самостоятельный предмет иска.

Как указано выше, обеспечение жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется согласно положениям статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах». В соответствии с указанными нормами, а также положениями ст. 11 ч. 4 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных п. 4 ч. 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в объемах, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций Чувашской Республике и передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан.

В соответствии с ч.1 ст. 11.1 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 11 настоящего Закона, осуществляется в форме однократного предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, определяемой ежегодно законом Чувашской Республики.

Таким образом, полномочия Российской Федерации по обеспечению жильем указанной категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений в соответствии с ФЗ «О ветеранах», переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. На указанные органы возложено также определение формы предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем, и порядка предоставления жилых помещений. Органами государственной власти Чувашской Республики предусмотрена форма и порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями категориям граждан в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в виде предоставления квартиры или денежных средств, которые предусмотрены в федеральном бюджете в виде субвенций.

Согласно Закону Чувашской Республики «О форме предоставления в Чувашской Республике в 2010 году меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с Федеральными Законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятого Государственным Советом Чувашской Республики 17 ноября 2009 года, в соответствии с Законом Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» определена в Чувашской Республике на 2010 год форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и граждан, указанных в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, - предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений.

Выбор указанной формы предоставления меры социальной поддержки принадлежит гражданам, поскольку нормы ст. 11.1 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» указывают на две возможные формы - предоставление жилых помещений либо единовременных денежных выплат. Истец с 2006 года требует предоставления ему жилого помещения по установленным нормам и в связи с изложенным его требования являются правомерными. С данными исковыми требованиями истец обратился в суд 12 октября 2009г., то есть до вступления в силу указанных положений о том, что на 2010 год формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан является только предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений. При изложенных обстоятельствах доводы представителя ответчика о том, что единственной предусмотренной законом мерой поддержки по обеспечению жилым помещением истца в 2010г. является предоставление соответствующей социальной выплаты и надлежащим ответчиком по делу является Министерство здравоохранения и социального развития ЧР, является необоснованной. Таким образом, суд считает необходимым обязанность по предоставлению жилого помещения возложить на администрацию г. Чебоксары.

В соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», ст. 11.1, ст. 12 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», норма предоставления жилого помещения по договору социального найма иным категориям граждан, к которым относится истец Николаев Б. И., составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Таким образом, требования истца о предоставлении жилого помещения с учетом нормы 18 кв.м. являются обоснованными. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Судом установлено, что решением Новочебоксарского городского суда ЧР от XXXг. ФИО12, XXX года рождения, признан утратившим право пользования квартирой *** в доме *** по ... ... в связи с выездом на другое постоянное место жительства, признан недействительным договор передачи в собственность ФИО12 указанной квартиры, заключенный от XXXг. между муниципальным образованием - ... в лице директора ... и ФИО13, действующей от имени несовершеннолетнего сына ФИО12, прекращена запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности ФИО12 на указанную квартиру, применены последствия недействительности сделки и данное жилое помещение передано в собственность муниципального образования - ... и в пользование ФИО11 на условиях договора социального найма. Решение суда вступило в законную силу XXXг.

Таким образом, требования истца о предоставлении ему на состав семьи из 3-х человек жилого помещения по договору социального найма на основании Федерального Закона «О ветеранах» с учетом нормы предоставления размере 18 кв.м. на каждого члена семьи суд удовлетворяет в полном объеме как основанное на требованиях закона.

На основании изложенного, суд обязывает Администрацию г. Чебоксары предоставить семье Николаева Бориса Ивановича на состав семьи из 3-х человек : сам ФИО2, супруга ФИО13 и сын ФИО17, жилое помещение по договору социального найма на основании Федерального Закона «О ветеранах» за счет денежных средств, выделяемых из федерального бюджета в виде субвенций.

Истец также предъявил требование о предоставлении дополнительного жилого помещения с учетом тяжести его заболевания. Заключением клинико-экспертной комиссии ...» от XXXг. признано, что Николаев Б. И. нуждается в получении дополнительного жилья на основании Приказа Министерства здравоохранения РФ от XXXг. ***.

В соответствии с Положением о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями города Чебоксары, утвержденным Постановлением главы города Чебоксары от 14 декабря 2005 года № 288, на каждую семью независимо от числа членов, имеющих право на дополнительную площадь, предоставляется сверх основной нормы не более одной отдельной дополнительной комнаты или дополнительной площади в размере нормы предоставления.

В соответствии со ст. 17 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, законодатель, указав «инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма… превышающей норму предоставления», отразил в этой норме право уполномоченного органа государственной власти, а не обязанность по предоставлению жилой площади сверх основной нормы. Оснований для возложения на администрацию г. Чебоксары обязанности по предоставлению Николаеву Б. И. дополнительного жилого помещения судебным решением суд не находит.

Представитель ответчика просил применить нормы ст. 256 ГПК РФ срока в рассматриваемом деле является неправомерным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ :

Обязать Администрацию г. Чебоксары предоставить семье Николаева Бориса Ивановича на состав семьи из 3-х человек : сам ФИО2, супруга ФИО13 и сын ФИО18, жилое помещение по договору социального найма на основании Федерального Закона «О ветеранах» за счет денежных средств, выделяемых из федерального бюджета в виде субвенций.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 суток, начиная с 31 августа 2010 года, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Трынова Г.Г.

Копия верна: судья