военные пенсии



Гр.дело № 2-3168/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2010 г. г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Юркиной И.В.,

при секретаре судебного заседания Петровой Н.В.,

с участием представителя истца Соловьева Н.Л. - Аркадьева В.И., действующего на основании доверенности от 8 июля 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьева ------ к Военному комиссариату Чувашской Республики о взыскании суммы недополученной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка,

у с та н о в и л:

Соловьев Н.Л. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Чувашской Республики о взыскании суммы недополученной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка, указав в обоснование заявленных требований следующее.

Истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации и получает пенсию по линии Министерства обороны Российской Федерации. Ответчиком с 1 января 2000 года при пересмотре пенсии учитывалась сумма денежной компенсации, выдаваемая военнослужащим взамен продовольственного пайка, в размере 20 руб., а не месячная стоимость продовольственная пайка. Такое исчисление пенсии не соответствует порядку исчисления пенсии, установленному Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и существенно нарушает его права как военного пенсионера.

Истец указывает, несмотря на то, что реальная суточная стоимость продовольственного пайка за период с января 2000 года по июнь 2005 года ежемесячно возрастала и увеличивалась с 32 руб. 71 коп. до 70 руб. 70 коп., ответчиком с 2000 года по настоящее время при выплате пенсии учитывается размер денежной компенсации продовольственного пайка из расчета 20 руб. в сутки. Однако размер денежной компенсации из расчета 20 руб. в сутки не может быть использован при расчете пенсии военным пенсионерам, поскольку 20 руб. - это размер денежной компенсации продовольственного пайка, которая установлена для выплаты действующим военнослужащим компенсации вместе получения продовольственного пайка.

Истец полагает, что пенсии должны были пересматриваться после каждого увеличения месячной стоимости продовольственного пайка. При этом никто не вправе самостоятельно изменять порядок расчета пенсии военным пенсионерам до тех пор, пока не будут внесены соответствующие изменения в действующее законодательство.

Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства и на Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», истец Соловьев Н.Л. просит возложить на Военный комиссариат Чувашской Республики обязанность произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскать с ответчика сумму недоплаченной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с 1 января 2000 года по 1 декабря 2007 года в размере ------ коп.

Истец Соловьев Н.Л. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела почтовое уведомление о получении судебного извещения, в представленном заявлении выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие, с участием его представителя.

В судебном заседании представитель истца Соловьева Н.Л. - Аркадьев В.И. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, вновь привел их суду и просил требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Военного комиссариата Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец Соловьев Н.Л. является получателем пенсии по выслуге лет, выплачиваемой в настоящее время Военным комиссариатом Чувашской Республики.

Статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции, действовавшей до 1 декабря 2007 года) предусматривалось, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 Закона (проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел), и их семьям, исчисляются из денежного довольствия, в состав которого включалась месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.

Таким образом, в силу указанной правовой нормы при назначении пенсии военнослужащим учитывается либо стоимость продовольственного пайка, либо размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.

В силу пункта 14 вышеназванного Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 в случае увеличения денежного довольствия одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их семьям.

Определение денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должно быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения. Поэтому пересмотр пенсий бывшим военнослужащим должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом для военнослужащих, проходящих действительную военную службу.

Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливался федеральным законом, в связи с чем при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка суд руководствуется специальным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Федеральными законами о федеральных бюджетах на 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год размер компенсации продовольственного пайка определен в 20 рублей.

Согласно статье 162 Федерального закона от 31 декабря 1999 года № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год», абзацу 3 статьи 119 Федерального закона от 27 декабря 2000 года № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год», абзацу 3 статьи 135 Федерального закона от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год», статье 145 Федерального закона от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год», статье 159 Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год», статье 129 Федерального закона от 23 декабря 2004 года № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», статье 129 Федерального закона от 26 декабря 2005 года № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», статье 138 Федерального закона от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в двухмесячный срок подлежали приведению в соответствие с требованиями федеральных законов о федеральных бюджетах на соответствующие годы.

Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке определены финансовые расходы исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.

Вопросы продовольственного обеспечения военнослужащих регулируются нормами статьи 14 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которым оно осуществляется по нормам и в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации. С 1 января 2000 года продовольственное обеспечение осуществлялось в одной из следующих форм: организация питания по месту службы, выдача продовольственного пайка, выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере его стоимости, выплата продовольственно - путевых денег, и реализовывалось в соответствии с иными нормативными актами, в том числе федеральными законами о федеральном бюджете, а также Положением о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 года № 400.

Согласно пункту 18 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 года № 400 (в редакции Приказа Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2005 года № 97) денежная компенсация взамен продовольственного пайка выплачивается в размере, установленном Правительством Российской Федерации.

Поскольку законодательством не предусмотрено получение военным пенсионером продовольственного обеспечения в виде организованного питания или в виде выдачи продовольственного пайка, доходом в денежном выражении может быть признан лишь размер денежной компенсации, которая может быть выплачена взамен продовольственного пайка.

Ответчиком Военным комиссариатом Чувашской Республики в указываемый истцом период при выплате пенсии месячная стоимость продовольственного пайка определена исходя из размера денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим, проходящим военную службу, взамен продовольственного пайка, из расчета 20 руб. в сутки, что следует из справки о выплаченной пенсии.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2005 года изменена редакция абзацев третьего и четвертого пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В соответствии с абзацами 3 и 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в одной из следующих форм: выдача продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере его стоимости в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (только за время их нахождения в местах использования отпуска) денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере, установленном Правительством Российской Федерации.

С учетом этого Правительством Российской Федерации принято постановление от 23 февраля 2007 года № 126 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год». Пунктом 47 этого постановления установлена денежная компенсация взамен продовольственного пайка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в размере 20 руб. в сутки.

Статьей 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» были установлены основания пересмотра пенсий лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей. Одним из оснований пересмотра пенсии указанным лицам является увеличение денежного довольствия лицам рядового, начальствующего состава. Пенсии подлежали пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением (подпункт «б» пункта 1 статьи 49). При этом порядок пересмотра пенсий определялся Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 49).

Пунктом 8 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 года № 941 также предусматривалось исчисление пенсии из суммы денежного довольствия с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом 11 данного постановления, согласно которому месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсий военнослужащим, определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной по общевойсковому продовольственному пайку по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню назначения или перерасчета им пенсии. При этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка его суточная стоимость подлежала умножению на 365, а результат делился на 12.

Однако, как указывалось выше, при исчислении пенсии учитывается либо месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, либо месячная денежная компенсация стоимости продовольственного пайка. В спорный период, указанный истцом, военнослужащим выплачивалась денежная компенсация стоимости продовольственного пайка в размере, определяемом законами о федеральных бюджетах и Правительством Российской Федерации.

Кроме того, о чем было также указано выше, законодательством не предусматривалось и не предусматривается получение военными пенсионерами продовольственного обеспечения в виде организованного питания или в виде выдачи продовольственного пайка, и доходом в денежном выражении может быть признан лишь размер денежной компенсации, которая выплачивается взамен продовольственного пайка. Более того, законодательством Российской Федерации не установлен орган, определяющий размер месячной стоимости продовольственного пайка для исчисления пенсии военнослужащим.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что пенсия, выплачиваемая истцу, подлежит исчислению исходя из размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 руб., так как только указанный размер компенсации установлен законодательством на определенный период времени. Следовательно, правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Соловьева Н.Л. не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Соловьева ------ к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании суммы недополученной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с 1 января 2000 года по 1 декабря 2007 года в размере ------ коп. отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 22 сентября 2010 года.

Председательствующий судья И.В. Юркина