Дело №2-3642/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2010 г. г. Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,
при секретаре Анисимовой И.Ю.,
с участием зам.прокурора Столяровой Э.В.,
заявителя Башаргина С.Ю.,
его представителя адвоката Лощилина В.А.,
представителя Муниципальной избирательной комиссии г.Чебоксары Ершова М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Башаргина Сергея Юрьевича о признании незаконным решения муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары от 1 сентября 2010 №49/502 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу №29 и обязании зарегистрировать его кандидатом в депутаты,
у с т а н о в и л :
Башаргин С.Ю., выдвинутый 3 августа 2010 г. кандидатом в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов V созыва по одномандатному избирательному округу №29 в порядке самовыдвижения, обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары от 1 сентября 2010 г. №49/502 об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу №29, обязании зарегистрировать его кандидатом в депутаты по избирательному округу №29.
Ссылаясь на ст.75 ФЗ РФ от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.2 ст.33 Закона Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. № 41 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике», в обоснование своего заявления Башаргин С.Ю. указывает, что27 августа 2010 г. он представил в муниципальную избирательную комиссию г.Чебоксары всенеобходимые для регистрации кандидата в депутаты документы и подписные листы, содержащие 127 подписей избирателей.30 августа 2010г. рабочей группойМИК г.Чебоксарыпроведена проверка его подписных листов, в ходе которой из 127 подписей признаны недействительными 22 подписи, что составляет 17,3 % от общего количества подписей избирателей.Поскольку были признаны достоверными и действительными лишь 105 подписей избирателей при необходимом минимуме 115, в регистрации кандидатом в депутаты ЧГСД V созыва по одномандатному избирательному округу № 29 ему было отказано. МИК признала недействительными16 подписей избирателей в подписном листе потому, что заверительная подпись сборщика подписей внесена позже заверительной подписи кандидата. Указанный вывод комиссии считаетпротиворечащим подп.«л» п.10 ст.24 Закона ЧР, согласно которомунедействительными считаются подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями 1 - 4 к настоящему Закону. Представленные же им на регистрацию подписные листы были изготовлены в соответствии с требованиями приложения №3 Закона ЧР. В приложении приведен типовой бланк (форма) подписного листа, однако ни в приложении, ни в самом Законе ЧР не указано такое основание для признания всех подписей в подписном листе недействительными, как заверение подписного листа кандидатом в депутаты раньше заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.По смыслу названного закона заверительная подпись лица, осуществлявшего сбор подписей и (или) кандидата в депутаты должны быть внесены в подписной лист позже подписей избирателей. Однако закон не содержит никаких требований относительно того, чья подпись: кандидата в депутаты и (или) лица, осуществлявшего сбор подписей, и в какой последовательности должны быть внесены в подписной лист.Такой вывод следует из содержания подп.«м» п.10 ст.24 Закона ЧР, в котором указано, что недействительными считаются подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписи избирателей внесены в подписной лист позже заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения и (или) кандидатом.В его же подписных листахзаверительные подписи внесены после подписей избирателей, соответственно, никаких нарушений закона о выборах им не допущено.
В судебном заседании Башаргин С.Ю. поддержал свое заявление, по основаниям в нем изложенным, дополнив суду о том, что у него были уполномоченные лица по сбору подписей, сам он сбором подписей не занимался. Несмотря на то, что на подписных листах №№7 и 8 поставил свою подпись 25 августа 2010 г., а сборщик подписей- на следующий день, полагает в этом нет нарушений избирательного законодательства.
Представитель Лощилин В.А. также поддержал требования Башаргина С.Ю., суду пояснил, что законодательство о выборах не содержит норм, запрещающих удостоверение подписей избирателей до удостоверения их лицом, осуществляющим сбор подписей. Ссылку МИК на подп. «л» п.10 ст.24 Закона ЧР при обосновании того, что подпись сборщика подписей должна быть исполнена ранее подписи кандидата в депутаты, полагает ошибочной, так как эта норма устанавливает лишь случаи недействительности всех подписей избирателей в подписном листе, изготовленном с нарушением требований приложений №№1-4 Закона ЧР. В приложении же №3 приведена типовая форма подписного листа, в которой не содержится никаких требований к дате внесения подписей. Поскольку подписной лист кандидата в депутаты Башаргина С.Ю. изготовлен в соответствии с приложением №3, нарушений подп. «л» п.10 ст.24 Закона ЧР не имеется. Согласно подп. «з» и «м» п.10 ст.24 Закона ЧР все подписи избирателей в подписном листе будут считаться недействительными лишь в случае, если подписной лист не заверен собственноручно лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей и (или) подписью кандидата, а также, если подписи избирателей внесены в подписной лист позже заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей и (или) кандидатом. Указанная норма, на его взгляд, допускает возможность удостоверения подписного листа одним лишь сборщиком подписей.
Представитель Муниципальной избирательной комиссии г.Чебоксары Ершов М.А. требования заявителя не признал, считает их не обоснованными и противоречащими положениям ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Закона Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. № 41 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике». Суду пояснил, что в МИК г.Чебоксары создана рабочая группа в составе двух человек по проверке подписных листов. У Башаргина С.Ю. из 127 подписей выявлено 22 недействительных подписей, что составляет 17,3%. Достоверными оказались 105 подписей. Для регистрации же кандидата в депутаты необходим 1% подписей от числа избирателей, зарегистрированных в данном округе. Подписи избирателей в подписных листах сначала должен удостоверить сборщик подписей, затем кандидат. Сборщиком подписей может быть как кандидат в депутаты, так и специально уполномоченное лицо, но подписи избирателей сначала должен удостоверить лицо, собравшее эти подписи, а если сборщиком был сам кандидат, он сам может заверить эти подписи. В последнем случае сборщик подписей подписные листы не подписывает. Однако подпись кандидата на подписных листах обязательна. Сборщик подписей должен удостоверить подписи, а кандидат допускает подписные листы в МИК. При проверке подписных листов присутствовал сам кандидат, выявленные же нарушения не отрицал. По поводу каждой вызывающей сомнение подписи они опрашивали кандидата. Допущенные нарушения в подписных листах №№7 и 8 Башаргин С.Ю. объяснял технической ошибкой, говорил, что фактически он расписался после сборщика. Все недостатки Башаргин С.Ю. мог устранить в день сдачи подписных листов, но он этого не сделал.
Выслушав заявителя, его представителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение зам.прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.10 ФЗ от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.5 Закона Чувашской Республики от 23 ноября 2003 г. №41 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» решением Чебоксарского городского Собрания депутатов №1728 от 15 июля 2010 г. назначены выборы депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов пятого созыва на 10 октября 2010 г..
Данное решение было опубликовано 17 июля 2010 г. в газете «Чебоксарские новости» в №74 (4471).
Из материалов дела следует, что заявителем в избирательную комиссию были представлены необходимые документы для регистрации его кандидатом в депутаты ЧГСД пятого созыва по одномандатному избирательному округу №29, а также подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку его самовыдвижения.
Из протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты ЧГСД по одномандатному избирательному округу №29 с общим количеством избирателей - 11510 (согласно схемы одномандатных округов), составленного 27 августа 2010 г. Башаргиным С.Ю., следует, что на проверку и подсчет числа подписей были им уполномочены: Майкова А.А., Башаргина И.А., Митрофанова Н.А. и Проторчина Г.И.. Сбор подписей завершен 27 августа 2010 г.. Всего собрано 181 подписей на 20 листах, из них исключены непосредственно Башаргиным С.Ю.: на первом листе надпись №2, 4, 5, 6, 7; на третьем листе надпись №1,2,3,7,8; на четвертом листе надпись №1,2,3; на пятом листе надпись №5,6,8,9,10; на шестом листе надпись №1,7,8,9; на седьмом листе надпись №1,7; на восьмом листе надпись №9,10; на девятом листе надпись №2,9; на одиннадцатом листе надпись №1,2,3; на четырнадцатом листе надпись №8; на шестнадцатом листе надпись №8,9; на семнадцатом листе надпись №1,2,3,8,9,10; на восемнадцатом листе надпись №1,2,3,4,5,6; на девятнадцатом листе надпись №1,2,3,4,5,6,8,9. Из них кандидатом признаны достоверными 127 подписей.
Ведомостью проверки подписных листов кандидата в депутаты Башаргина С.Ю., составленными членами МИК г.Чебоксары с правом решающего голоса Тарасовым С.Н. и Ершовым М.А. от 30 августа 2010 г., дополнительно установлено недостоверных и недействительных подписей в количестве 22, в том числе на седьмом подписном листе подписи №2,3,4,5,6,7,8,9,10 и на восьмом подписном листе подписи №1,2,3,4,5,6,7,8 в соответствии с подп. «л»п.10 ст.24 Закона ЧР «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике», как изготовленные с нарушением требований, установленных приложениями 1-4 к Закону, по причине того, что заверительная подпись лица, осуществляющего сбор подписей, внесена позже заверительной записи кандидата.
По итогам проверки составлен протокол №32 об итогах проверки подписных листов кандидата в депутаты ЧГСД по одномандатному избирательному округу №29 Башаргина С.Ю., из которого также следует, что все заявленные и представленные кандидатом подписи избирателей в количестве 127 были проверены и установлено недостоверных и недействительных подписей в количестве 22, что составляет 17,3%. Количество достоверных и действительных подписей - 105. Данный протокол Башаргин С.Ю. получил 30 августа 2010 г. и был уведомлен о дате и времени регистрации (1 сентября 2010 г. в 17час.).
Решением Муниципальной избирательной комиссии г.Чебоксары от 1 сентября 2010 г. №49/502 Башаргину С.Ю., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу №29 в соответствии с подп. «д» п.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.1 и п.13 ст.24 Закона Чувашской Республики «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республики» по тем основаниям, что из представленных им на проверку 127 подписей признано недостоверными и недействительными 22 (17,3%) подписи. Достоверными и действительными признаны 105 подписей избирателей, что является недостаточным для его регистрации кандидатом в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов по одномандатному избирательному округу №29.
Пунктом 3 ст.38 ФЗ от 12 июня 2002 года №67-ФЗ установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.
Согласно подп. «д» п.24 ст.38 ФЗ №67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Аналогичное положение установлено в п.13 ст.24 Закона ЧР «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республики». При обнаружении среди проверяемых подписей 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата количества достоверных подписей избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата.
Довод заявителя о необязательности соблюдения последовательности удостоверений подписей избирателей сборщиком подписей и кандидатом являются не обоснованными, так как он противоречит требованиям избирательного законодательства и является ошибочным.
В соответствии с п.8 ст.37 и п.3 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, а также основания для признания подписей недействительными.
Согласно ст.21 Закона ЧР «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республики» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, а согласно ст.23 Закона ЧР в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 1 - 4 к настоящему Закону ЧР. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов в депутаты составляет 1% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее чем десять подписей. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов производится с соблюдением требований ст.37 ФЗ №67-ФЗ. Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (ст.24 Закона ЧР).
Как следует из Приложения №3 к Закону Чувашской Республики «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» после подписей избирателей и даты их внесения подписной лист удостоверяется сборщиком подписей, куда он вносит свою подпись, указывая дату ее внесения. Затем расписывается кандидат в депутаты и указывает дату ее внесения.
Таким образом, кандидат в депутаты подписывает подписные листы после удостоверения их сборщиком подписей. Подписи избирателей в подписных листах №7 и №8, удостоверенных кандидатом ранее, чем они подписаны сборщиком подписей в количестве 16 подписей, правильно признаны недостоверными и были исключены из подсчета.
Такой же вывод следует из смысла и содержания подп.44 ст.2 ФЗ №67-ФЗ, который предусматривает два основания недействительности подписи избирателей, при наличии любого из которых подпись избирателя, собранная в поддержку выдвижения кандидатов, является недействительной: подпись собрана с нарушением порядка сбора подписей избирателей, который установлен ст.37 ФЗ, а также если подпись собрана с нарушением порядка оформления подписного листа, регламентированного п.8 ст.37 ФЗ.
В соответствии с требованиями п.п.7, 8 ст.37 ФЗ №67-ФЗ право сбора подписей избирателей, принадлежит дееспособному гражданину РФ, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется из средств избирательного фонда кандидата. Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Таким образом, поскольку в соответствии с п.8 ст.37 ФЗ №67-ФЗ избиратель в подписном листе ставит свою подпись собственноручно, то подпись избирателя в подписном листе может быть признана недостоверной только в случае, если она выполнена от имени избирателя другим лицом. А в связи с тем, что Башаргин С.Ю. сам не являлся сборщиком подписей, уполномоченные им лица по сбору подписей обязаны были после сбора подписей избирателей удостоверить их на предмет достоверности. В подписных же листах №7 и №8 кандидат Башаргин С.Ю. выполнил заверительную запись не удостоверившись в подлинности подписи избирателей, которые мог удостоверить непосредственно лишь сборщик подписей. Из указанных подписных листов видно, что сборщики подписей Митрофанова Н.А. и Башаргина И.А. внесли заверительную запись позже на один день (26 августа 2010 г.) заверительной записи кандидата (25 августа 2010 г.).
Таким образом, суд приходит к выводу, что результаты проверки подписей избирателей соответствуют данным, изложенным в ведомостях проверки подписных листов и итоговом протоколе рабочей группы. Основания, по которым подписи были признаны недействительными, предусмотрены и соответствуют положениям ст.24 Закона ЧР «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республики». Решение муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары от 1 сентября 2010 г. об отказе в регистрации Башаргина С.Ю. кандидатом в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу №29 является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в заявлении, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Башаргина Сергея Юрьевича о признании незаконным решения муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары от 1 сентября 2010 г. №49/502 об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу №29 и обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты данного избирательного округа, отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный Суд г.Чебоксары Чувашской Республики в течение 5 дней с момента составления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение составлено 17 сентября 2010 г.
Решение не вступило в законную силу.