Гр.дело №2-3691/10
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
7 октября 2010 г. г. Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Степановой Н.А.,
при секретаре Архиповой О.В.,
с участием прокурора Калининой Е.В.,
представителя ответчика Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Чувашской Республике Семеновой Е.И., действующей на основании доверенности от 29.01.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Батыревского района Чувашской Республики в интересах ------ Метлова ------ к Государственному учреждению Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Чувашской Республике о взыскании компенсации стоимости технических средств реабилитации,
установил:
Прокурор Батыревского района Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов ------ Метлова В.Н. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к ответчику о взыскании с ГУ-Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ЧР в пользу ------ компенсации в размере стоимости технического средства реабилитации, предусмотренного индивидуальной программой реабилитации инвалида за март-апрель 2010г.: памперсы 120 шт. по цене 26,34 руб. за шт., на сумму 3160,8 руб. с учетом цен в филиале ГУП ЧР «Фармация» «Аптека № 43» от 01.07.2010 на подгузники в марте-апреле 2010 г. В обоснование исковых требований прокурор указал, что Метлов В.Н. является ------. Согласно индивидуальной программы реабилитации № 0078 от 22.12.2008 г. ------ необходимо обеспечивать ежемесячно памперсами в количестве 60 шт. в месяц (размер 1, впитываемость 1580-1600 мл.).
Российская Федерация гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ. Согласно п.22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждено распоряжением Правительства РФ №2347-р от 31 декабря 2005 г., памперсы относятся к техническим средствам реабилитации инвалида.
В соответствии с Правилами обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, протезами (кроме зубных протезов), ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240, региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Чувашской Республике обеспечивает инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели Фонду социального страхования Российской Федерации.
Заявление об обеспечении ------ техническими средствами реабилитации в ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике поступило 19.02.2009, однако в марте-апреле 2010 г. он не был обеспечен указанными техническими средствами.
ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике в своем ответе №14-06/20-14094 от 04.05.2010 указывает, что для обеспечения инвалидов памперсами согласно Федеральному закону от 21.07.2008 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» проводиться аукцион, в результате которого 16.12.2009 был заключен Государственный контракт на поставку подгузников (памперсов) для обеспечения инвалидов в 2010 г. Указанные обстоятельства, согласно ст.45 ГПК РФ являются основанием для обращения прокурора с настоящим иском.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики требование искового заявления поддержала по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Чувашской Республике Семенова Е.И. иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Из данного отзыва следует, что обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, может осуществляться как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.ст.7 и 11 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании индивидуальных программ реабилитации (ИПР), разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ) по месту жительства инвалида. Состав технических средств реабилитации выдаваемых инвалидам бесплатно, регламентирован Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 №2347-р.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан их числа инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, протезами (кроме зубных протезов), ортопедическими изделиями. Пунктом 3 указанных Правил установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется как путем выплаты компенсации расходов за приобретенное техническое средство реабилитации в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида (далее компенсация). В соответствии с п.7 Правил инвалид вправе самостоятельно приобрести (за собственный счет) рекомендованное в ИПР техническое средство реабилитации, с последующим получением денежной компенсации в размере стоимости технического средства реабилитации, которое должно быть предоставлено инвалиду в соответствии с ИПР. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом либо лицом, представляющем его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства, а также программы реабилитации и документов, подтверждающих эти расходы. Заявление о возмещении расходов на приобретение технических средств реабилитации с подтверждающими документами, произведенных в марте-апреле 2010 от данного инвалида в Региональное отделение Фонда не поступало. Кроме того, РГУ «Тарханский психоневралогический интернат» обратилось в Региональное отделение о выплате на свой расчетный счет произведенных расходов по покупке и обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации. Данный факт подтверждает то обстоятельство, что она была обеспечена интернатом техническими средствами и самостоятельно (или через своего представителя) расходов на приобретение памперсов и абсорбирующего белья (впитывающие простыни, пеленки) не производила. Следовательно, у инвалида отсутствует право требования выплаты денежной компенсации. На основании изложенного, просят отказать в удовлетворении исковых требований.
От представителя третьего лица РГУ «Тарханский психоневрологический интернат» в суд представлено заявление в котором указывается, что исковые требования прокурора ими поддерживаются, просят рассмотреть дело без участия их представителя.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Как видно из справки серии МСЭ-2001 № 3503175 Метлову В.Н. установлена ------
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде обеспечения техническими средствами реабилитации.
В соответствии со ст. 10 указанного Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Статьей 11 Закона установлено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Согласно ст. 11.1 Закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, согласно п. 22 которого к техническим средствам реабилитации относятся памперсы.
В соответствии с п.3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. №240 обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется, в том числе путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Согласно п.п. 4,5 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, предоставляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (уполномоченный орган). Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
В соответствии с п.6 названного Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 № 877, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду или он самостоятельно обеспечил себя соответствующим средством (изделием) путем приобретения за собственный счет, им выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, которое должно быть предоставлено инвалиду по индивидуальной реабилитации. Пунктом 7 Правил предусмотрено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).
Таким образом, на основе системного анализа названных законодательных норм суд приходит к выводу об обязанности ответчика ГУ РО ФСС ежемесячно обеспечивать ------ техническими средствами реабилитации, указанными в ИПР, а при невозможности передачи их в натуре - обязанности компенсировать их стоимость. При этом причины, по которым соответствующие органы исполнительной власти не исполнили своих обязанностей по реализации вышеуказанного закона в рамках переданных им государственных полномочий Российской Федерации при разрешении настоящего спора не имеют правового значения и не входят в предмет доказывания по данному делу, поскольку ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Индивидуальной программой реабилитации ------, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (ИПР), карта № 78 к акту освидетельствования № 0078 от 22.12.2008 г., предусмотрено обеспечение ------ техническими средствами реабилитации в частности - ежемесячно памперсы в количестве 60 шт., размер № 1, впитываемость 1580-1600 мл.
Согласно ст. 11 Закона единственным основанием для освобождения соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации, которое не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно, является отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей.
Как следует из материалов дела, ------ от реализации программы реабилитации не отказывался. Действительно, от его имени не поступало заявления о выплате компенсации за технические средства реабилитации. Однако с учетом того, что он является ------, от его имени могут обратиться лица, в чьи полномочия входит обращения в интересах прав, свобод или законных интересов другого лица. К таковым в соответствии с ч.4 ст.33 ГК РФ относится РГУ «Тарханский психоневрологический интернат», на которое возложено исполнение обязанностей опекуна и попечителя. Как указано выше, прокурор также вправе обратиться в суд с иском в интересах ------.
По данной категории споров не предусмотрен предварительный досудебных порядок разрешения спора.
Как заявление о выплате компенсации технических средств реабилитации, можно считать исковое заявление поданное прокурором в суд, копия которого была направлена ответчику. К исковому заявлению приложены документы, в частности индивидуальная программа реабилитации. Ранее, письмом от 11.05.2010 администрация РГУ «Тарханский психоневрологический интернат» обратилась с просьбой выплаты компенсации за ТСР за март-апрель 2010, исходя из ежемесячной потребности каждого подопечного в памперсах в соответствии с ИПР.
Суду не представлены доказательства того, что ответчик выполнил свою обязанность по предоставлению памперсов в РГУ «Тарханский психоневрологический интернат», в том числе с учетом потребностей в них инвалида. То есть, ответчиком не отрицается неисполнение им обязательств в отношении данного инвалида, отказ в выплате компенсации по существу обоснован лишь тем, что отсутствуют доказательства произведенных расходов ею самой или ее представителем.
Действительно, в обоснование исковых требований в заявленных размерах положена лишь информация филиала ГУП «Фармация» «Аптека №43 с. Батырево» о ценах на подгузники (памперсы) в данной аптеке в марте-апреле 2010, однако доказательств приобретения РГУ «Тарханский психоневрологический интернат» памперсов для обеспечения ------ по указанным ценам суду не представлено.
Факт произведенных РГУ «Тарханский психоневрологический интернат» расходов по приобретению памперсов косвенно подтверждается предъявлением требования о перечислении данному учреждению компенсации за ТСР. То есть, данное учреждение, выполнило свои обязанности опекуна и попечителя за счет собственных средств (средств субъекта РФ), в то время как обеспечение инвалидов средствами технической реабилитации, в соответствии с положениями вышеуказанного законодательства, являются расходными обязательствами федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, требование о взыскании компенсации за технические средства реабилитации, подлежат удовлетворению, однако исходя не из цен аптечной сети, а цен, установленных государственным контрактом на поставку подгузников для обеспечения инвалидов в 2010 г.
Согласно представленного в суд государственного контракта №1270 от 16.12.2009, заключенному ГУ РО ФСС РФ по ЧР и ООО «Форпост», стоимость поставляемых по контракту памперсов (подгузники «SENISTANDARD» р. S арт. SE-094-SM30-002, впитываемость 1600 мл составляет 14,2 руб. за штуку.
Таким образом, за период с марта по апрель 2010 г. ------ полагалось 120 штук памперсов, следовательно, общий размер компенсации, подлежащий взысканию с ответчика в его пользу составляет 14,2 руб.*120 шт.= 1704 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Взыскать с Государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Чувашской Республике за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации переданных ему, в пользу ------ Метлова ------ компенсацию технических средств реабилитации, предусмотренной индивидуальной программой реабилитации ------, за март-апрель 2010 года за памперсы 120 шт. по цене 14,2 руб. за штуку в размере 1 704 (одна тысяча семьсот четыре) руб.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Чебоксары со дня вынесения.
Председательствующий судья Н.А. Степанова
Решение не вступило в законную силу