Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2010 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истца Исаева А.Н., представителя администрации г. Чебоксары - Павловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаева ФИО9 к администрации г. Чебоксары, администрации Московского района г. Чебоксары о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
установил:
Обратившись в суд с названным иском, истец указал в нем, что он служит в органах внутренних дел Чувашской Республики с дата, а в должности участкового уполномоченного милиции ------ с дата по настоящее время и на него распространяются льготы и гарантии, предусмотренные ст. 30 ФЗ «О милиции».
В настоящее время он проживает у своей супруги, брак с которой зарегистрирован дата, в адрес по адрес адрес, общей площадью 33 кв. м. Данная квартира является собственностью его супруги. Вместе с ними проживает их малолетняя дочь - ФИО7 ФИО10 дата рождения. В квартире по месту его регистрации, общей площадью жилого помещения 71.90 кв. м., проживает шесть человек. Данная квартира является предметом общей долевой собственности его родителей. В очереди в очереди нуждающихся в жилом помещении он состоит с дата в ------ На свою просьбу предоставить ему жилое помещение на основании ст. 30 закона «О милиции», получил от ответчиков отказ. По утверждениям истца, самостоятельно улучшить свои жилищные условия его семья не имеет материальной возможности. Претендовать на получение жилья по месту службы он не может, поскольку подразделение, в котором он служит, относится к милиции общественной безопасности и обеспечение жильем ее сотрудников должно производиться органом местного самоуправления.
Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, а также на положения ст. 30 Закона «О милиции» истец просит суд обязать администрацию города Чебоксары предоставить ему на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке.
В судебном заседании истец заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в иске, и вновь привел их суду, пояснив также, что он служит в должности участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции ------ с дата. Его семья состоит из трех человек. В настоящее время он проживает в адрес Данная жилая площадь приобретена его супругой до брака. Сам он зарегистрирован в адрес. Данная квартира является предметом общей собственности его родителей на основании договора передачи от дата. Он проживал там на правах члена семьи собственника. Других жилых помещений ни он, ни члены его семьи не имеют, сделки с жильем, направленные на ухудшение жилищных условий, в течение последних пяти лет не совершали. Улучшить жилищные условия за счет собственных средств не имеет материальной возможности. Обязанность по обеспечению его жилым помещением просит возложить на администрацию города Чебоксары.
Представитель администрации г. Чебоксары - Павлова А.Н. в судебном заседании иск не признала, пояснив суду, что исполнить требование Федерального закона администрация г. Чебоксары не имеет возможности, ввиду отсутствия у нее на это государственных полномочий, а также ввиду отсутствия свободного жилья, нуждаемость истца в улучшении жилищных условий, администрация г. Чебоксары не оспаривает.
От представителей: администрации Московского района г. Чебоксары - Александрова О.В., Министерства финансов РФ в лице УФК по ЧР - Павловой Ж.О., Министерства внутренних дел ЧР - Васильева Р.Н. поступили заявление о разрешении данного спора без их участия.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конкретизируя названное конституционное право, законодатель в нормах жилищного права, регламентирующего отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями из муниципального и государственного жилищного фонда, определяет условия и порядок его предоставления.
Так, в соответствии со статьей 49 ЖК Российской Федерации по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях: малоимущим гражданам (часть 2), а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (часть 3).
Частью 1 ст. 30 Закона РФ «О милиции», на положения которой ссылается истец в обоснование своих требований, сотрудникам милиции, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры по установленным законам нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Из приведенной нормы закона следует, что разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других участковых инспекторов милиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет. В ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности. Более того, упомянутая норма устанавливает срок, в течение которого участковому инспектору, вступившему в должность, должна быть предоставлена жилая площадь. В связи с чем доводы ответчика о возможном нарушении прав иных лиц, обладающих аналогичным с истцом правом, не состоятельны.
Вопросы признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет регламентированы ст. 52 ЖК РФ, а также нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом случаев.
Из положений ч. 2 названной статьи следует, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане и иные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта РФ, при условии, что такие граждане являются нуждающимися в жилых помещениях, по основаниям установленным ст. 51 ЖК РФ.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. 12-13 ст. 4 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» граждане, принятые на учет, включаются в списки очередности на получение жилых помещений.
Учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, и граждан, отнесенных к иным категориям федеральным законом и настоящим Законом, ведется по отдельным спискам.
Таким образом, право на бесплатное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, в том числе и основанное на специальной норме закона или иного нормативно-правового акта, может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил. Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма.
Как видно из материалов дела, истец состоит в должности участкового инспектора милиции ------ и, при наличии нуждаемости в жилом помещении, имеет право на обеспечение жильем в соответствии с приведенной выше нормой специального закона.
Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. Таким образом, сторона ответчика должна представить суду доказательства, опровергающие доводы истца о нуждаемости в жилом помещении. Однако таких доказательств суду не представлено.
Проверяя доводы о нуждаемости в жилом помещении, суд установил, что семья истца состоит из трех человек и проживает в адрес адрес адрес общей площадью жилого помещения 33 кв. м. Данная жилая площадь является предметом частной собственности его супруги - ФИО7 В адрес, где истец сохранил за собой регистрацию, он проживал ранее на правах члена семьи собственника.
По смыслу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений суммируется площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Как следует из материалов дела, другого жилья, принадлежащего истцу и членам его семьи на праве социального найма или на праве собственности, не имеется. Таким образом, оснований для суммирования указанных жилых площадей в спорной правовой ситуации суд не усматривает.
С учетом всех проживающих в адрес по адрес адрес лиц, размер общей площади жилого помещения, приходящийся на каждого из них, составляет 11.00 кв. м., обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего в адрес составляет 11,61, что также ниже учетной нормы по г. Чебоксары, установленной Постановлением главы администрации г. Чебоксары от 15 апреля 2005 года № 129 (учетная норма на территории указанного муниципального образования установлена в размере 14.50 кв. м. общей площади жилого помещения).
Поскольку обеспеченность истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы он в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ является нуждающимся в жилом помещении. Нуждаемость истца в жилом помещении и наличие права на льготное обеспечение жилым помещением в соответствии со специальной нормой закона ответчиком не оспаривается.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, на момент разрешения данного спора судом не установлено.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства подтверждают изложенные в иске доводы о наличии оснований для обеспечения жилым помещением во внеочередном порядке.
Суд считает несостоятельными приведенные ответчиком доводы о том, что реализацией указанной нормы нарушается принцип финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Так, согласно Конституции Российской Федерацией местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12); органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132, часть 2).
Согласно ст. 133 Конституции и пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации, или органами государственной власти субъектов Российской Федерации компенсируются органами, принявшими указанные решения.
Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации финансирование за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации расходов, связанных с предоставлением участковым уполномоченным милиции жилья во внеочередном порядке. Исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Из смысла и содержания указанных норм следует, что, возлагая на местную администрацию обязанность по предоставлению жилья, действующее законодательство предусматривает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при осуществлении данной обязанности дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципальных образований и при этом не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местным бюджетом. Такая позиция нашла закрепление в ряде определений Конституционного Суда РФ, в том числе и в Определении от 15 февраля 2005 г. № 58-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой ст. 30 Закона российской Федерации «О милиции».
Поскольку статьей 30 Закона «О милиции» обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на орган исполнительной власти, органы местного самоуправления, организацию, то истец вправе сам определять: к кому предъявлять соответствующие требования. Такие требования истцом предъявлены к администрации города Чебоксары.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, сформулированы в ст. 57 ЖК РФ
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
Обязать администрацию города Чебоксары предоставить Исаеву ФИО11 на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке.
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева