Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2010 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истца Николаева Н.А., представителей: администрации г. Чебоксары - Яковлевой М.Ю., Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Чувашской Республике - Мастеровой К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева ФИО9 к администрации г. Чебоксары, администрации Московского района г. Чебоксары о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
установил:
Обратившись в суд с названным иском, истец указал в нем, что он служит в органах внутренних дел Чувашской Республики с сентября дата года, а в должности участкового уполномоченного милиции ------ № ------ адрес с дата по настоящее время и на него распространяются льготы и гарантии, предусмотренные ст. 30 ФЗ «О милиции».
На протяжении всего периода проживания, указывает истец, он своего жилья в адрес не имеет и нуждается в улучшении жилищных условий: он со своей семьей- женой и малолетней дочерью проживает в адрес общей площадью 21, 60 кв. м. Данная жилая площадь принадлежит его супруге на праве собственности, право собственности обременено залогом в силу закона. По месту своей регистрации он прав на жилое помещение не приобрел, данная жилая площадь является объектом частной собственности ФИО4 Он состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации Московского района г. Чебоксары, которая на его просьбу предоставить ему жилое помещение на основании ст. 30 закона «О милиции» ответила отказом. По утверждениям истца, самостоятельно улучшить свои жилищные условия его семья не имеет материальной возможности. Претендовать на получение жилья по месту службы он не может, поскольку подразделение, в котором он служит, относится к милиции общественной безопасности и обеспечение жильем ее сотрудников должно производиться органом местного самоуправления.
Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, а также на положения ст. 30 Закона «О милиции» истец просит суд обязать администрацию города Чебоксары предоставить ему на состав семьи из трех человек благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке.
В судебном заседании истец заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в иске, и вновь привел их суду, пояснив также, что он служит в должности участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции ------ с дата года. Его семья состоит из трех человек и проживает адрес общей площадью 21, 60 кв. м. Указанная квартира принадлежит на праве собственности его супруге. На свою просьбу предоставить ему жилое помещение во внеочередном порядке, получил от администрации Московского района г. Чебоксары письменный отказ. Другого жилья ни он, ни члены его семьи не имеют. Улучшить жилищные условия за счет собственных средств не имеет материальной возможности. Обязанность по обеспечению его жилым помещением просит возложить на администрацию города Чебоксары.
Представитель администрации г. Чебоксары - Яковлева М.Ю. в судебном заседании иск не признала, пояснив суду, что исполнить требование Федерального закона администрация г. Чебоксары не имеет возможности, ввиду отсутствия у нее на это государственных полномочий, а также ввиду отсутствия свободного жилья.
От представителя администрации Московского района г. Чебоксары Александрова О.В. поступило заявление о разрешении данного спора без его участия.
Министерство финансов РФ в лице УФК по ЧР в лице своего представителя Мастеровой К.И. иск также не признало и просило в иске отказать, указав, что органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.
Васильев Р.Н., представляющий интересы Министерства внутренних дел ЧР, направил в адрес суда заявление о разрешении данного спора без его участия.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конкретизируя названное конституционное право, законодатель в нормах жилищного права, регламентирующего отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями из муниципального и государственного жилищного фонда, определяет условия и порядок его предоставления.
Так, в соответствии со статьей 49 ЖК Российской Федерации по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях: малоимущим гражданам (часть 2), а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (часть 3).
Частью 1 ст. 30 Закона РФ «О милиции», на положения которой ссылается истец в обоснование своих требований, сотрудникам милиции, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры по установленным законам нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Из приведенной нормы закона следует, что разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других участковых инспекторов милиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет. В ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности. Более того, упомянутая норма устанавливает срок, в течение которого участковому инспектору, вступившему в должность, должна быть предоставлена жилая площадь. В связи с чем доводы ответчика о возможном нарушении прав иных лиц, обладающих аналогичным с истицей правом, не состоятельны.
Вопросы признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет регламентированы ст. 52 ЖК РФ, а также нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом случаев.
Из положений ч. 2 названной статьи следует, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане и иные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта РФ, при условии, что такие граждане являются нуждающимися в жилых помещениях, по основаниям установленным ст. 51 ЖК РФ.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. 12-13 ст. 4 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» граждане, принятые на учет, включаются в списки очередности на получение жилых помещений.
Учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, и граждан, отнесенных к иным категориям федеральным законом и настоящим Законом, ведется по отдельным спискам.
Таким образом, право на бесплатное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, в том числе и основанное на специальной норме закона или иного нормативно-правового акта, может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил. Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма.
Как видно из материалов дела, истец состоит в должности участкового инспектора милиции ------ и, при наличии нуждаемости в жилом помещении, имеет право на обеспечение жильем в соответствии с приведенной выше нормой специального закона.
Проверяя доводы о нуждаемости в жилом помещении, суд установил, что семья истца состоит из трех человек и проживает в адрес общей площадью жилого помещения 21, 60 кв. м. Другого жилья, принадлежащего истцу и членам его семьи на праве социального найма или на праве собственности, согласно материалам дела не имеется.
С учетом всех проживающих в указанном жилом помещении лиц, размер общей площади жилого помещения, приходящийся на каждого из них, составляет ------ кв. м., что ниже учетной нормы по г. Чебоксары, установленной Постановлением главы администрации г. Чебоксары от 15 апреля 2005 года № 129 (учетная норма на территории указанного муниципального образования установлена в размере 14.50 кв. м. общей площади жилого помещения).
Таким образом, поскольку обеспеченность истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы он в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ является нуждающимся в жилом помещении. Нуждаемость истца в жилом помещении ответчиками не оспаривается.
При определении нуждаемости истца в улучшении жилищных условий судом также проверялось наличие обстоятельств, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ.
Так, согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
На момент разрешения данного спора обстоятельств, связанных с намеренным ухудшением жилищных условий не установлено, и сторонами о них не заявлено.
Проанализировав совокупность собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что истец имеет право на льготное обеспечение жильем в соответствии со специальной нормой закона, и названное право им реализовано не было, следовательно, требование о принудительном исполнении закона являются обоснованным.
Суд считает несостоятельными приведенные ответчиком доводы о том, что реализацией указанной нормы нарушается принцип финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Так, согласно Конституции Российской Федерацией местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12); органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132, часть 2).
Согласно ст. 133 Конституции и пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации, или органами государственной власти субъектов Российской Федерации компенсируются органами, принявшими указанные решения.
Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации финансирование за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации расходов, связанных с предоставлением участковым уполномоченным милиции жилья во внеочередном порядке. Исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Из смысла и содержания указанных норм следует, что, возлагая на местную администрацию обязанность по предоставлению жилья, действующее законодательство предусматривает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при осуществлении данной обязанности дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципальных образований и при этом не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местным бюджетом. Такая позиция нашла закрепление в ряде определений Конституционного Суда РФ, в том числе и в Определении от 15 февраля 2005 г. № 58-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой ст. 30 Закона российской Федерации «О милиции».
Поскольку статьей 30 Закона «О милиции» обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на орган исполнительной власти, органы местного самоуправления, организацию, то истец вправе сам определять: к кому предъявлять соответствующие требования. Такие требования истцом предъявлены к администрации города Чебоксары.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, сформулированы в ст. 57 ЖК РФ
Согласно п. 5 указанной правовой нормы, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (п.7 ст. 57 ЖК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
Обязать администрацию города Чебоксары предоставить Николаеву ФИО10 на состав семьи из трех человек благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке.
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева